Редкий Гость писал(а):А вот Романа понимаю недоконца и не представляю, что он скажет, но очень хочу понять.
Попробую прибегнуть к автоцитате - в моей
книге содержится такое объяснение:
Даже если импровизатор не придерживается в своей игре какого-либо определённого стиля, на его импровизацию влияет ряд следующих факторов:
- личностный фактор: индивидуальные особенности личности импровизатора, его образование, воспитание, кругозор, психофизика, степень технической подготовленности;
- технический фактор: возможности инструмента, на котором исполняется импровизация, обусловленные его конструктивными особенностями, а также специфические особенности данного экземпляра;
- ситуативный (случайный) фактор: акустические свойства помещения, в котором исполняется импровизация, состав и настрой публики, а также различного рода случайности, которые вполне могут произойти во время концерта и повлиять на ход импровизации;
- фактор взаимодействия, проявляющийся в коллективной игре и являющийся результатом пересечения инициатив, проявляемых каждым участником импровизационного ансамбля.
В этом перечне личностный фактор не случайно поставлен на первое место. Импровизируя, исполнитель сознательно или подсознательно генерирует те структуры, которые наработаны его личным опытом и содержатся в банке его памяти - даже если он этого и не осознаёт и считает, что источником его музыки является мистическое озарение, вдохновение, Божественная воля и т.п. Из специфики личности и пройденного ею жизненного пути следуют и мотивации к творчеству: исполнитель может вкладывать в свою музыку эмоциональный, смысловой, духовный или чисто технический посыл. В данном случае не важно, ЧТО хочет сказать импровизатор и ЧТО считывает слушатель (как мы выяснили, слушатель часто слышит совсем не то, что ему пытается сообщить автор), Важно то, что мы получаем В РЕЗУЛЬТАТЕ: совокупность специфических структур, присущих образу мышления данного конкретного автора и демонстрирующих специфику пройденного им творческого пути. Не больше, не меньше.
Сказанное выше, кстати. относится и к композиторам - с поправкой на то, что композиторский замысел зачастую затеняется интерпретациями. Импровизатор свободен от интерпретаций, он сам творит здесь и сейчас.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)