"Музыка толстых"
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Never Mind
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Сб июн 24, 2006 00:24
"Музыка толстых"
Не знаю, обсуждалось ли тут уже..
Все наверняка слышали эту фразу и читали статью М. Горького "О музыке толстых", опубликованную в 1928 году в газете "Правда".
Статья.
Мнения?..
Все наверняка слышали эту фразу и читали статью М. Горького "О музыке толстых", опубликованную в 1928 году в газете "Правда".
Статья.
Мнения?..
98 percent of your problems are nearly illusive and only existing in your mind..
-
- Сообщения: 46
- Зарегистрирован: Ср мар 01, 2006 20:06
- Откуда: Казань
Советовал бы почитать дневники И.Бунина о Горьком: восприятия этого текста будет несколько другим. Но хотя и есть здесь много ошибок: напимер сказать, что в фокстроте "едва уловимый ритм" мог сказать только старый и глубоко боьной человек как Горький в 28-м, в чем-то он прав. Джаз конца 20-х еще был глубоко коммерческой и балаганной музыкой и мало у кого, слушающего классику, может вызвать восхищение.
Сюрреалист писал(а): мог сказать только старый и глубоко боьной человек как Горький в 28-м,//.
от старческого бессилия впавший в глубокое ханжество:
"цинически двигая бёдрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины"
Насколько я смутно припоминаю, примерно то же самое говорили в свое время про вальс.
- Never Mind
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Сб июн 24, 2006 00:24
Лично меня такое акцентирование сексуального аспекта наводит на мысли о неврозе, вызванном, видимо, сексуальным неудовлетворением.. Он сам возводит в постулат, что любое творчество есть отражение секса?
"Издревле великие поэты всех народов, всех эпох вдохновенно тратили творческие силы свои на то, чтоб облагородить этот акт, украсить его достойно человека, чтоб не равнялся в этом человек с козлом, быком, боровом"
Туда же относит и музыку, воспринимая ее, насколько я понимаю, как оскорбление в частности своего творчества:
"Пришёл толстый хищник, паразит, живущий чужим трудом, получеловек с лозунгом: «После меня — хоть потоп», — пришёл и жирными ногами топчет всё, что создано из самой тонкой нервной ткани великих художников, просветителей трудового народа",
видимо, относя себя к тем самым художникам и просветителям, иначе почему бы это могло его так сильно задеть?
"Ему, толстому, женщина не нужна как друг и человек, она для него — только забава, если она не такая же хищница, как сам он. Не нужна ему женщина и как мать, потому что хотя он и любит власть, но дети уже стесняют его. Да и власть нужна ему как бы лишь для фокстрота, а фокстрот стал необходим потому, что толстый — уже плохой самец. Любовь для него — распутство и становится всё более развратом воображения, а не буйством распущенной плоти, чем была раньше. В мире толстых эпидемически разрастается «однополая» любовь. «Эволюция», которую переживают толстые, есть вырождение"
Откуда это? Что это? К чему это обобщение? Болезненное восприятие полных людей (даже не будем задаваться вопросом, почему речь идет исключительно о них!)? Полнота ассоциируется с достатком, на что столь болезенно реагирует прошедший "свинцовые мерзости жизни"? Зачем столько размышлений о чужой интимной жизни и половых возможностях? Это ли нормально?! К тому же, если уж делить людей на толстых и худых, романтичных и несдержанныхв сексе самцов, испытывающих однополую и не очень любовь, тогда уже делить всех. Неужели среди настоящих творческих деятелей не было полных или гомосексуалистов? Касаемо последнего на ум приходят Чайковский и да Винчи.
По-моему, бунт в душе писателя подняло какое-то конретное событие или конкретный человек, а следствием было подобное гневное обобщение.. На мой взгляд, статья более чем субъективна и необоснована. Просто полет фантазий, между прочим, сочинителя сказок.
"Издревле великие поэты всех народов, всех эпох вдохновенно тратили творческие силы свои на то, чтоб облагородить этот акт, украсить его достойно человека, чтоб не равнялся в этом человек с козлом, быком, боровом"
Туда же относит и музыку, воспринимая ее, насколько я понимаю, как оскорбление в частности своего творчества:
"Пришёл толстый хищник, паразит, живущий чужим трудом, получеловек с лозунгом: «После меня — хоть потоп», — пришёл и жирными ногами топчет всё, что создано из самой тонкой нервной ткани великих художников, просветителей трудового народа",
видимо, относя себя к тем самым художникам и просветителям, иначе почему бы это могло его так сильно задеть?
"Ему, толстому, женщина не нужна как друг и человек, она для него — только забава, если она не такая же хищница, как сам он. Не нужна ему женщина и как мать, потому что хотя он и любит власть, но дети уже стесняют его. Да и власть нужна ему как бы лишь для фокстрота, а фокстрот стал необходим потому, что толстый — уже плохой самец. Любовь для него — распутство и становится всё более развратом воображения, а не буйством распущенной плоти, чем была раньше. В мире толстых эпидемически разрастается «однополая» любовь. «Эволюция», которую переживают толстые, есть вырождение"
Откуда это? Что это? К чему это обобщение? Болезненное восприятие полных людей (даже не будем задаваться вопросом, почему речь идет исключительно о них!)? Полнота ассоциируется с достатком, на что столь болезенно реагирует прошедший "свинцовые мерзости жизни"? Зачем столько размышлений о чужой интимной жизни и половых возможностях? Это ли нормально?! К тому же, если уж делить людей на толстых и худых, романтичных и несдержанныхв сексе самцов, испытывающих однополую и не очень любовь, тогда уже делить всех. Неужели среди настоящих творческих деятелей не было полных или гомосексуалистов? Касаемо последнего на ум приходят Чайковский и да Винчи.
По-моему, бунт в душе писателя подняло какое-то конретное событие или конкретный человек, а следствием было подобное гневное обобщение.. На мой взгляд, статья более чем субъективна и необоснована. Просто полет фантазий, между прочим, сочинителя сказок.
98 percent of your problems are nearly illusive and only existing in your mind..
Музыка толстых
Не с этой ли статьи началась закладываться мифологема о том, что в СССР секса нет?
- wolk_off
- модератор
- Сообщения: 868
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 19:53
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Обратите внимание, что статья написана в Италии. Писатель жил в просторном доме на втором этаже. А первый этаж, говорят, занимал его сын - выжига, франт, пьянчуга и тусовщик. Дальше следует версия, подтвердить которую невозможно, но я слышал ее от старших товарищей за верное. По вечерам бесконечные гости сына, привезя из города девок, заводили модные фокстроты на патефоне (вряд ли это был джаз - думаю, просто танцевальные пьески), после чего начинали употреблять алкогольные напитки и итальянских подружек. Пожилой и нездоровый писатель на втором этаже изволили сильно злиться, тем более, что пить ему тогда уже было нельзя...Never Mind писал(а):По-моему, бунт в душе писателя подняло какое-то конретное событие или конкретный человек, а следствием было подобное гневное обобщение.. На мой взгляд, статья более чем субъективна и необоснована. Просто полет фантазий, между прочим, сочинителя сказок.
- Never Mind
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Сб июн 24, 2006 00:24
Я бы добавил, что не только пить нельзя, но уже и не было возможности в каком-либо виде употреблять этих самых итальянских подружек, как когда-то во времена его молодости в России они вместе с Л.Андреевым неделями не выходили из публичных домов.Тогда таким способом лечился кризис жанра, знакомый в той или иной мере каждому публицисту.wolk_off писал(а): Пожилой и нездоровый писатель на втором этаже изволили сильно злиться, тем более, что пить ему тогда уже было нельзя...
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
Давно, лет двенадцать назад, я прочитал книгу Юрия Анненкова "Дневник моих встреч" (я неточно помню название). Замечательная книга. В ней было несколько абзацев, посвященных статье Горького о "музыке толстых". Про "человека-жеребца" и о прочем. Юрий Анненков привел примерно то же объяснение, что вкратце и исчерпывающе изложил wolk_off выше - сынуля-гуляка и престарелый буревестник...
Честно говоря, после прочтения полного текста статьи мне пришла мысль - текст фрагментарный, стилистически неоднородный. Какую часть из него написал сам Максим Горький, какую - редактор Правды, какие обороты усилил главный редактор?
Так или иначе, зарисовка из отельной жизни была сначала патетизирована автором, потом, видимо, доработана, дополнена противопоставлениями миру труда, и, в конечном счете, стала своего рода священным текстом для специального использования.
С одной стороны, думается - знал бы Алексей Максимович, сколько дел наделает этот пасквиль, как надолго он запомнится, скольким неплохим людям пропишет в голову мысль о тождестве слов "джаз" и "низость", для скольких вершителей судеб станет евангелием - наверно, ужаснулся бы и не дал воли перу.
С другой стороны - не было бы этого сакрального текста, сфабриковали бы другой.
Честно говоря, после прочтения полного текста статьи мне пришла мысль - текст фрагментарный, стилистически неоднородный. Какую часть из него написал сам Максим Горький, какую - редактор Правды, какие обороты усилил главный редактор?
Так или иначе, зарисовка из отельной жизни была сначала патетизирована автором, потом, видимо, доработана, дополнена противопоставлениями миру труда, и, в конечном счете, стала своего рода священным текстом для специального использования.
С одной стороны, думается - знал бы Алексей Максимович, сколько дел наделает этот пасквиль, как надолго он запомнится, скольким неплохим людям пропишет в голову мысль о тождестве слов "джаз" и "низость", для скольких вершителей судеб станет евангелием - наверно, ужаснулся бы и не дал воли перу.
С другой стороны - не было бы этого сакрального текста, сфабриковали бы другой.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: Вс апр 06, 2008 00:10
- Откуда: Алма-Ата
- Контактная информация:
Я просто пошутил, наверное не совсем удачноvladmak писал(а):ГЛУБОКО ОШИБАЕТЕСЬ, БАТЕНЬКА!Железняк писал(а):Мне кажется, гениальный русский писатель очень точно охарактеризовал фри-джаз, хотя в те времена его и в помине небыло
ДЖАЗ - МУЗЫКА ТОЛСТЫХ, тот самый коммерческий, что играют в элитных клубах, частных вечеринках и т.д. музыканты типа Бутмана...
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Я вот думаю, что если оторваться от конкретных обстоятельств написания этой статьи и личности автора, то ее следует понимать как обличение массовой культуры Запада с позиции советской идеологии и морали. Сейчас сказали бы, что Горький заклеимил "общество потребления", которое существует под девизом "погони за удовольствием".
Похотливый толстый в его эссе - это потребитель, думающий только о своей заднице. В общем-то меня все это не слишком коробит, понимаю, а если еще сделать поправку на время... чуть ли не революционное, когда нашему народу было не до жиру и перед страной стояли совсем другие приоритеты.
Если бы сегодня не наступило время всеобщего равнодушия с одной стороны и вседозволенности, распущенности - с другой, мы бы читали еще и не такие памфлеты. Да что там, признаюсь, сам немного тоскую по временам, когда артиста можно было забросать гнилыми помидорами. К нам как раз чувак с Фабрики Звезд приезжает (забыл как его звать)
Беда в том, что все те кто ратуют за полное снятие каких-либо ограничений (моральной и идеологической цензуры с искусства, что бы мы под этим не подразумевали) забывают о том, что помимо всего прочего оно является еще и мощнейшим каналом вещания, своего рода инструментом власти.
Обидно, что не существует идеальных фильтров. Это правда.
Похотливый толстый в его эссе - это потребитель, думающий только о своей заднице. В общем-то меня все это не слишком коробит, понимаю, а если еще сделать поправку на время... чуть ли не революционное, когда нашему народу было не до жиру и перед страной стояли совсем другие приоритеты.
Если бы сегодня не наступило время всеобщего равнодушия с одной стороны и вседозволенности, распущенности - с другой, мы бы читали еще и не такие памфлеты. Да что там, признаюсь, сам немного тоскую по временам, когда артиста можно было забросать гнилыми помидорами. К нам как раз чувак с Фабрики Звезд приезжает (забыл как его звать)
Беда в том, что все те кто ратуют за полное снятие каких-либо ограничений (моральной и идеологической цензуры с искусства, что бы мы под этим не подразумевали) забывают о том, что помимо всего прочего оно является еще и мощнейшим каналом вещания, своего рода инструментом власти.
Обидно, что не существует идеальных фильтров. Это правда.
-
- джазмен
- Сообщения: 192
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2007 17:10