Джаз и изобразительное искусство

Любители джаза и авангарда говорят о кино, литературе и проч.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 03:48

Sh писал(а):предыдущий пост совпал с постом Максима от 01:07, поэтому добавлю важное:
что это из-за того, что ты не владеешь этим самым языком живописи (как зритель)
. вот-вот - в этом то и вся соль, что никто им не владеет, язык не уловим так сказать по своей природе, и автор им тоже в полной мере не владеет.
Это так, конечно... я исхожу из предположения что вот есть она живописная традиция, которой несколько сот лет, а скорее тысяч (если учесть общие тенденции искусства к изображению предметов реальности, например), а потом бац, резкий переход к совершенно новым ценностям и целям. К каким ценностям, я действительно не понимаю. Цели, мне тоже либо не ясны, либо не кажутся достаточно интересными. Например цель изобразить "идеальный квадрат на плоскости".
"Язык живописи до" - ну конечно наивно говорить о "владении", да и на самом деле было много "языков". И все-таки есть определенный вектор, есть много общего, что позволяет говорить о неком единстве всего этого пласта... ну а я как зритель способен чувствовать, и что-то понимать в этом деле, уж и не знаю как выразиться.
Приведу пример: очень многие художники делают копии картин Айвазовского. Ну, либо учатся, либо чтобы подзаработать. я понимаю, что это "здесь" и искусством не посчитают, и все-таки. Чаще всего это либо совсем плохо сделано, либо вроде похоже, но "не живое". Но некоторые умеют делать так, что пахнет солью, получается "по-настоящему". Вот и моя мама так умела. Не бог весть какой художник в плане творческой самостоятельности и дерзости, но она тонко чувствовала и умела передать жизнь/живость натуры. А я умею это сразу отметить.... и мне всегда казалось, что это не для кого не проблема. Но со временем узнал, что оказывается очень многие люди не чувствуют/не видят разницы между плоской мазней и живым полотном... это как пример того, что я стал называть "пониманием". Кстати маман работала и в очень импрессионистской манере (это не только к айвазовскому относится).

Аватара пользователя
Ylot
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2010 13:19
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ylot » Вс ноя 28, 2010 04:01

Sh писал(а):Ну вот. Господа, если на форуме в пятый-десятый раз всплывает тема про модели восприятия, значит это кому-нибудь нужно. Будем внимательны.
Уважаемый Ylot, еще раз: в чем собственно проблема: вы к Квадрату подходите как к задачке - "Решено! Решено!"
Нет, уважаемый "Sh", я к "Чёрному квадрату" К.Малевича, подхожу как грамотный(обученный процессу), творческий художник, поставивший перед собой задачу создать нечто подобное или повторить "ЧК". С неуверенностью могу сказать, что сомневаюсь в успехе. Во-первых не уверен, что хватит мастерства, да и терпения думаю не хватит. Первый квадрат Малевич писал кажется три года!?(с 1913 по 1915гг.). Есть мнение, что восемь лет.
Не подумайте, что я этим занимаюсь, я так "подхожу" :D
Sh писал(а): Но, смотрите:
vantz пишет:
Мне нравится следующее определение: коммуникация - это конвенциональный способ передачи информации от одного человека к другому, предполагающий, что информация при этом не искажается
Ключевое слово "конвенциональность", которое означает, что у нас есть некая договоренность, код или структура, или язык, в рамках которого и установлено что в квадрате имеет значение. Этот код, считается единообразным для автора и зрителей, и такая ситуация в лингвистике и смежн. дисципл. называется "синхронией". Синхроничность структур есть условие, обеспечивающее коммуникацию.
Но коды (языки) авторов и зрителей принципиально разные - конвенциальности никакой не получается, и коммуникации не получается.
Получается разрыв.
Какой разрыв? Между художником и дилетантом?...
Какой "код"? Повесьте правильно! Протрите глаза и смотрите, любуйтесь "Чудом"! Многие из очевидцев 1915 года отмечали, что у них появлялись непонятные ощущения и никто из набожных зрителей не делал акцент на мистическом восприятии.
Sh писал(а):
Есть такой Режи Дебрэ, он для ясности вводит такую терминологию: В ситуациях, где конвенция устанавливает синхронию кодов для автора и получателя сообщения правомерно использовать понятие "коммуникация". В ситуациях, где синхрония нарушена, коды принципиально различны - целесообразно использовать термин "передача" (Transmitting - в оригинале, и на русский язык, лучше бы перевести словом "перевод") . Явления искусства, проходят, разумеется, по ведомству "Передачи", и не могут быть средством коммуникации, и в этом их специфика (вернее, и точнее - специфика нашего отношения к ним). Для коммуникации они слишком много молчат, или иначе, говорят слишком мало.
Ну Вы, философы, меня смешитеИзображение
Я думаю, что всем нужно повторить или учить заново историю искусств. :D

Мне лень изощряться в философской терминологии. Да! Вы еще забыли употребить в своих "разглагольствованиях", такие понятия как - когнитивный, суггестивный. :D
Изображение
«Чёрный квадрат» лишает публику возможности «словоблудствовать», это её и раздражает.
Рассуждения о «Чёрном квадрате» без аргументов - это подчёркивание собственного невежества.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 04:07

Ylot писал(а):Научиться писать "амурчиков", не так уже и сложно, если есть талант к рисованию. Этому обучают в вузах, а вот творчески думать, это уже индивидуальное качество и многие из тех, кто научился переносить видимый материальный мир на плоскость
Здесь важно дополнение "если есть талант"! Это многие опускают и получается полная фигня. На самом деле способность к рисованию амурчиков у 99% людей не превышает уровня "палка, палка огуречик, вот и вышел человечек". Я почему-то с детства рисовал, как никто в классе, паралели и может быть даже школе, чесслово. Способности. Но потом просто не развивал и все сдохло. То есть я и сейчас довольно грамотно нарисую "лошадку" или фингурку человека, но и что с того? Был правда всплеск живописи (рассказывал раньше). Короче, я к тому, что способности уже достачточно редкая штука. А реализованные способности, помноженные на трудолюбие и благоприятные обстоятельства - это большая редкость. Поэтому давайте уважать хорошо нарисованных амурчиков и талант.

Мне приходилось слышать от местных авангардистов (мазил) пренебрежительные замечания по поводу техники, мол "это все умеют", этому учат на третьем курсе и так далее... Да, учат. Но мастерство приходит с годами практики и снова - при наличии таланта!

С другой стороны, думать творчески умеет довольно большое кол-во людей. Мне почему-то кажется, что таких на порядок больше чем хороших "врожденных" рисовальщиков.

Ylot А можно где-то увидеть ваши работы?

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 04:09

нечаянно продублировался пост

Аватара пользователя
Ylot
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2010 13:19
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ylot » Вс ноя 28, 2010 04:29

mmdesign писал(а):
Ylot писал(а):Нельзя заставить человека видеть красивое там, где он видит некрасивое.
Можно научить.
Я такого не писал! :lol:
«Чёрный квадрат» лишает публику возможности «словоблудствовать», это её и раздражает.
Рассуждения о «Чёрном квадрате» без аргументов - это подчёркивание собственного невежества.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 04:29

Последний пост на сегодня :)
Ylot писал(а):Что такое живопись? Нанесение краски на плоскость... Во всех других картинах - можно рассуждать, сомневаться, доведено в идеале до замысла мастера или нет. В "ЧК"- всё максимально доведено!
"Нанесение краски на плоскость" - это способ создания живописного произведения, а не сама живопись. А еще ""нанесение краски на плоскость" - это малярные работы." Можно еще сказать, что это способ сокрытия улик преступления :)
Теперь попробуем понять разницу. Разница, говоря упрощенно, в замысле и некоторых нюансах его реализации.

Так вот, у меня большая проблема с замыслом Малевича. Я уже почти поверил, что создать Квадрат было сложно, хотя нужно когда-нибудь еще раз внимательно посмотреть картину самому. Но замысел меня мягко говоря не устраивает. Получается "идеальное исполнение" не идеального замысла. Расскажите еще про замысел, если есть что.

Аватара пользователя
Ylot
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2010 13:19
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ylot » Вс ноя 28, 2010 05:14

mmdesign писал(а):
Ylot писал(а):Научиться писать "амурчиков", не так уже и сложно, если есть талант к рисованию. Этому обучают в вузах, а вот творчески думать, это уже индивидуальное качество и многие из тех, кто научился переносить видимый материальный мир на плоскость
Здесь важно дополнение "если есть талант"! Это многие опускают и получается полная фигня. На самом деле способность к рисованию амурчиков у 99% людей не превышает уровня "палка, палка огуречик, вот и вышел человечек". Я почему-то с детства рисовал, как никто в классе, паралели и может быть даже школе, чесслово. Способности. Но потом просто не развивал и все сдохло. То есть я и сейчас довольно грамотно нарисую "лошадку" или фингурку человека, но и что с того? Был правда всплеск живописи (рассказывал раньше). Короче, я к тому, что способности уже достачточно редкая штука. А реализованные способности, помноженные на трудолюбие и благоприятные обстоятельства - это большая редкость. Поэтому давайте уважать хорошо нарисованных амурчиков и талант.
Уважать - обязательно!
И способных людей достаточно много, и развивать эти способности нужно, иначе жить не интересно. Вот только "грудь" выпячивать не надо и голову "задирать".
Я знал одного гл. инженера маш. завода, который выйдя на пенсию, впервые взял в руки кисточку и стал заслуженным художником Украины. Так что не отчаивайтесь :D , у Вас есть над чем задуматься! Если хотите стать Шишкиным или Айвазовским - приезжайте, я Вас научу, а вот Репиным, Левитаном или Малевичем - это сложнее. Здесь нужен талант.
"mmdesign"
Мне приходилось слышать от местных авангардистов (мазил) пренебрежительные замечания по поводу техники, мол "это все умеют", этому учат на третьем курсе и так далее... Да, учат. Но мастерство приходит с годами практики и снова - при наличии таланта!
Если есть талант, мастерство приходит довольно быстро. Его видно, а с годами оно совершенствуется. :D
Если таланта нет, его и не будет! Но Шишкиным стать можно :D
Талант это не когда умеешь, а когда умеешь и умеешь думать!
"mmdesign"
С другой стороны, думать творчески умеет довольно большое кол-во людей. Мне почему-то кажется, что таких на порядок больше чем хороших "врожденных" рисовальщиков.
Это Вам кажется :D
Думающий художник - это "творец", а больше тех, кто "вытворяет" :D

Ylot А можно где-то увидеть ваши работы?[/quote]

Нет, нельзя! :D
Хотя если на форумах поищите, может что и найдёте.
«Чёрный квадрат» лишает публику возможности «словоблудствовать», это её и раздражает.
Рассуждения о «Чёрном квадрате» без аргументов - это подчёркивание собственного невежества.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 15:45

Ylot писал(а):Вот только "грудь" выпячивать не надо и голову "задирать".
Я боялся быть неверно понятым, когда писал о своем опыте. Может и не стоило... но теперь назад дороги нет, так что попробую объяснить зачем. Во-первых, я точно не хвастаюсь (ну, не имел ввиду, простите если так прозвучало). Нечем хвастаться в данном случае, ведь художник из меня не получился, хотя очень любил рисовать и много этим занимался в школьные годы. Но мне хотелось рассказать о том, что такая вещь, как "способности" к рисованию существует. Это выглядит так - несколько детей вроде бы делают одно и тоже, но получают совершенно разные результаты. Далее, способности необходимо развивать и усиливать. Я категорически не верю, что "любого можно научить хорошо рисовать" - это просто не так.
У нас в Вильнюсе очень много художников, и у всех у них обычно есть детишки, которые тоже становятся художниками или дизайнерами. Я знал пару мальчишек, которые хотели быть и стали художниками, хотя "лошадку" (а также многофигурные батальные сцены) я мог нарисовать лучше чем они, вполне возможно и сейчас нарисую лучше (им ведь это не интересно, а я по-прежнему рисую фигурки на клочках бумаги).

Уже писал о моей маме. Отличные способности, очень неплохая техника и полное отсутствие творческих амбиций, несмелость какая-то. Мама за всю жизнь буквально вымучила несколько собственных композиций, а копировала (вернее срисовывала) картины самых разных жанров с большим удовольствием и на довольно высоком качественном уровне.
Отец всегда возмущался и старался настроить мать правильным образом. Он у меня генератор идей, и творчески независимый, даже дерзкий человек. Ему почти все по плечу, но увы Бог не наделил способностями к живописи и рисованию. Так что я хорошо знаю, что такое умение без творческого мышления и мышление без умения. Если бы можно было склеить отца и мать, почти наверняка получился бы мощный художник :)

У нас в разговоре эти вещи все время пытаются противопоставить. Художник обязан обладать и тем и другим... "Творец" - это тот, у кого замысел и, кто способен его воплотить.

Аватара пользователя
Sh
джазмен
Сообщения: 357
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 23:13
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Sh » Вс ноя 28, 2010 17:17

Какой разрыв? Между художником и дилетантом?
Разрыв получается между языком и смыслом.
к "Чёрному квадрату" К.Малевича, подхожу как грамотный(обученный процессу), творческий художник, поставивший перед собой задачу создать нечто подобное или повторить "ЧК"
А обсуждаются, между прочим, взаимоотношения этой картины со зрителем, и её место в культуре.
Мне лень изощряться в философской терминологии. Да! Вы еще забыли употребить в своих "разглагольствованиях", такие понятия как - когнитивный, суггестивный.
Ylot
Ну так весь вопрос в том, кто о чем хочет говорить, и кто как может говорить... Я пытаюсь говорить так чтобы было понятно, используя понятия, которые хоть что-то объясняют, вокруг которых можно выстроить дискуссию, с вами, например. А Вы, заметьте, в ответ все время пишете про: "гениальность", "талант", "солнечный спектр и ориентацию на него", "идеальное произведение" и пр. Вам не кажется, что как раз этот ваш "дискурс" и есть самый настоящий суггестик. И кто тогда "разглагольствует" ?

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 18:14

Попробую, кристаллизовать некоторые положения.
1) Вопрос никогда не ставился таким образом, что, мол, "авангард плох, а реалистическая живопись хороша". Вопрос в том, что такое живопись? Я предположил, что без предметов-пластики, цвета-света, орпстранства-перспективы нет и живописи. Это те свойства "малярного пространства", которые и отличают живопись от "краски на плоскости". И, да, это субъективно, в том смысле, что существует в сознании людей, да и то не всех :) Говорят папуасы не способны распознать изображение в штриховом рисунке (хотя я в это не верю).

2) Раскрашенные плоскости, на которых не присутствуют предметы, цвет-свет... все, о чем я писал в своем неуклюжем определении - это не "плохо", просто это не живопись. Вот наивные, убогие пейзажики, которые от нечего делать малюют отставники или выставляют на броду спившиеся художники - это живопись. А гиганты Ротко, Поллак - их абстрактные работы - не живопись.

3) Не понимаю, почему это кого-то удивляет или вызывает неприятие? Есть музыка и есть нойз, как жанр искусства. Никто не называет "noise" музыкой - все никаких проблем. Любите нойз - слушайте, Любите музыку - слушайте. Можно и то и другое. Так же и с живописью и с живописным нойзом.

Лично для меня важно лишь одно - чтобы не смешивали понятия и не подменяли сущности. Вот здесь я вижу угрозу культуре, которая для меня дорога. Малевич, Родко, Поллак, Уорхолл - гиганты (кто спорит), но не живописи. Они, если хотите создали новое искусство. Ура! Особенно я рад за вас, дорогие коллеги, потому что вам это искусство нужно.
А мне нужна живопись. Та, которой не бывает без мастерства. В начале навыки, потом идеи. В начале школа, потом университет... а сейчас, прошу порщения за резкость, всякий говнюк норовит из детского сада сразу в академию. И новые каноны современного искусства это позволяют. Так вот, в вашем искусстве так можно, а в моем нельзя :)

Отдельно по поводу черного квадрата. С приходом Илота дискуссия повернулась в новом направлении. Он пытается доказать ценность этой картины именно с живописных позиций, операясь на законы традиционного жанра живописи. Если мы принимаем его доказательство, то должны рассматривать Черный Квадрат именно как произведение живописи в самом традиционном смысле. В этом случае я нахожу себя в рядах критиков именно идеи или замысла художника, а не техники исполнения. Ну и зачем было рисовать "плоский, черный квадрат"? Что в этом интересного? Что я как зритель от этого получу (или я снова ставлю не корректные вопросы)?

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вс ноя 28, 2010 18:25

Уф, нет, еще стрельну раз за Шишкина. Не раз приходилось слышать о нем пренебрежительное от поклонников авангарда. Именно потому, что его мастерство и понимание натуры просто изумительно. Каждая его работа как чистая молитва, которая несомненно достигает Божьего уха. Его искусству чужда гордыня, чуждо самокопание, в нем нет комплексов. Внимание художника направлено на божественное творение - мир во всей его красе, которую он чувствовал и умел передать, как никто.

Всегда говориться, что так можно всякого научить... неправда. Я за многие годы хождения по галереям видел такое считанные разы. "Такое", но всегда другое, потому что даже делая один и тот же натюрмортик в самой реалистической манере два разных мастера получат разные результаты.

Аватара пользователя
kvinto
джазмен
Сообщения: 211
Зарегистрирован: Ср июн 29, 2005 21:09

Сообщение kvinto » Вс ноя 28, 2010 22:53

Интересное дело. Не раз приходилось бывать в гостях у поклонников не только джазовго авангарда, импровизации, но и у тех, кто слушает классический джаз. Везде развешаны картины или рисунки абстракционистов, так сказать от черных квадратов до белого света и так далее в том же русле. Я так понимаю это или дань моде дабы из простого лепить сложность - типа 4.33 Кэйджа - слушай тишину и воспринимай, что тебе пришло на ум, так и здесь - смотри на черный квадрат и ты будешь представлять что-то своё, особенное :lol:
Я ещё могу понять мазню Ковальда, когда разрисовывает обложки к своим пластинкам..но когда люди вывешивают массовым порядком по своей кваритире картины неизвестных абстракционистов в духе квадратов и светов, пытаясь казаться крутым, насмехаясь при этом глядя на картины известных традиционных художников у меня возникает сомнение в правдивости их вот такого поведения. Ибо трудность восприятия такого вида творчества, как авангардная и абстракная живопись они возводят в культ, опуская при этом красоту реалистических полотен , которая видна по моему любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в данном виде творчества. Да да, для них не главное красота реалистического полотна- главное, чтобы глядя на какую-нибудь мазню додумывать, а что ей этой мазней хотел сказать этот "художник".

starless
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Пт авг 24, 2007 17:28
Контактная информация:

Сообщение starless » Вс ноя 28, 2010 23:03

Далеко не вся авангардная и абстрактная живопись трудно воспринимается; более того, далеко не вся такая живопись требует восприятия сама по себе. Украшение квартиры -- это вообще очень специфическая вещь, и реалистическая живопись далеко не всегда для этой цели пригодна. Более того, в утилитарном плане иногда важно наличие определённых цветовых пятен в разных местах стены, и абстрактная живопись с этим прекрасно справляется.

Точно так же во многих современных саундтреках используется такая музыка, которую сложно слушать саму по себе, но с утилитарной точки зрения играющая свою задачу -- не столько музыки, сколько звукового оформления.

В контексте же современного изобразительного искусства основную роль играют авторские комментарии. Само искусство зачастую является иллюстрацией идей и не всегда играет в этих идеях центральную роль.
Чукча в чуме пиночетит

Аватара пользователя
vantz
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 14:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

А могу и еще длиннее - буду с Ylot соревноваться

Сообщение vantz » Вс ноя 28, 2010 23:05

mmdesign
mmdesign писал(а):я готов предположать, что это из-за того, что ты не владеешь этим самым языком живописи (как зритель). ... мне приходилось не только видеть картины, но и обсуждать их с другими любителями живописи. И мне хорошо известно, что картины "читаются" с большой степенью точности. Мне хорошо известно, что у картины может быть множество смысловых слоев, которые, опять-таки, могут быть прочтены без чужих подсказок.
Очень многообещающее начало и я многого ждал, но дальше почти сразу идет:
mmdesign писал(а):Вообще, здесь у нас полная свобода - каждый может вникать настолько глубоко, на сколько ему интересно. Может и заниматься творчеством - выдумывая собственные сюжеты, выискивая символы и скрытые смыслы.
Раз "свобода", да еще и "полная", то значит это все-таки не коммуникация, а именно творчество. Т.е. смыслы не закладываются, передаются и вычитываются, а как бы (вос)создаются. Тут, собственно говоря, глубокоуважаемый Sh, очевидно, лучше разбирается, чем я, и он это лучше объяснил в своем посте, который появился почти одновременно с твоим, поэтому я тебя к этому посту и отсылаю. Кстати, а "ценность сообщения" - это вообще не проблема коммуникации. Одно дело разрабатывать код, а другое - сообщать при помощи этого кода что-то интересное, это тоже надо четко разделять.
mmdesign писал(а):Миро, Поллака и Клее - это так сказать переферия, назовем "эксперимент", который настолько далек от основного древа (и не связан с ним), что многие и я в том числе, настаивают на том, что это не живопись, а некий иной жанр. Кстати, так же как никто не называет noise - музыкой.
Это несерьезный разговор. В любой современной энциклопедии ты найдешь noise как специфический жанр музыки и, конечно, это музыка, раз ее слушают как музыку. На том, что что-то там не живопись "многие и ты в том числе" могут настаивать сколько угодно, но это все равно живопись, поскольку нет никаких значимых аргументов, чтобы считать Ургеля художником, а учившихся у него (по-моему, точно не помню) Миро и Пикассо - не художниками, кроме того факта, что тебе (и "многим") не нравятся их картины. Магистральный путь и "переферия", как ты выражаешься, "основное древо" и ветви и т.п. термины основанные опять-таки только на личных пристрастиях. Я с тем же успехом могу сказать, что всё, что было до Миро - всего лишь не имеющая самостоятельной ценности подготовка к его творчеству. Главное заблуждение этих фаллических теорий про магистраль, древо и прочие длинные палки, на мой взгляд, заключается в идее будто существует какой-то прогресс и какая-то цель развития искусства. Т.е. существует некий путь (куда?) по которому бодро шагает искусство, направляемое, по всей видимости, Богом или мировым духом или Марксом или я не знаю кем. Мы мудро за этим путем наблюдаем и говорим: "ага, вот этот на основной магистрали, он матери-истории ценен, а этот вона куда завернул, его мы сбрасываем нафиг с паровоза истории, это так, периферия". Странно, что ты, матерый традиционалист :), подвержен влиянию этих теорий, поскольку обычно они выдвигаются как раз для того, чтобы объявить современное искусство самым лучшим, подобно тому, как соцреализм был вершиной мировой литературы и поэтому Фадеев был лучше Толстого, а Толстой (как зеркало русской революции) - лучше Гоголя. Они (теории магистрального пути развития в искусстве), собственно говоря, под это и заточены, под то, чтобы объявить новое лучше старого. Ты-то как их будешь использовать в своих целях? Если Миро и Поллок - периферия, то что же тогда было магистралью в то время? Неужели Герасимов? Или может быть Warhol? У него уже появляется идея "message", столь любимая акционистами, флуксусом и т.п., она, наверное, может сойти за "коммуникацию" в искусстве...
В любом случае все эти теории "магистрального пути", "единого древа" и т.п. настолько произвольны, что их совершенно неинтересно обсуждать.
Эстетические оценки, они 1) субъективны и 2) могут меняться. Поэтому строить на них какие-то теории - неблагодарное дело. Мне нравится "абстрактное" искусство, а тебе "предметное" и ничего из этого не следует, увы.
mmdesign писал(а):...а на основании представлений (да, моих) о том, что такое живопись. Я не пишу: "Поллак - плохой художник". Я пишу: "Поллак - не художник".
Я пишу и продолжаю писать о личных оценках в твоих комментариях по той причине, что не вижу никаких иных оснований для твоих представлений о том, что такое живопись. Дай мне эти основания и я буду говорить о них, а не о личных оценках. Если ты сошлешься на свое "древнее" :) определение, то я готов повторить, что я в нем вижу только один неопределенный термин, в который при желании можно вложить все, что угодно, и три произвольных ограничения, появившихся, насколько я могу видеть, опять-таки из твоих личных пристрастий в живописи (во всяком случае других оснований для твоих представлений я не заметил). Т.е. твое представление о том, что такое живопись, базируется на твоих личных эстетических оценках произведений искусства и, соответственно, не имеет смысла для других людей.
mmdesign писал(а):По поводу всех наездов на классическую живопись есть следующее замечание.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что "классическое наследие" чем-то "плохо", "устарело" и т.п. Но также нельзя сказать, что оно чем-то (с эстетической точки зрения) "ценнее", "важнее" и т.д., чем современное искусство. Все эти вещи, которые ты здесь пишешь, они очень разумные и правильные, но не имеют непосредственного отношения к эстетическому восприятию произведения. С точки зрения эстетики вообще все равно кем была картина написана и была ли она написана вчера или 1000 лет назад. Это все онтологический аспект, он может и, естественно, влияет на наше восприятие, но опосредовано. Строго говоря, если мне дать картину и не сказать кто и когда ее написал я все равно ее восприму, хотя, вероятно, если я буду знать, то мое восприятие будет несколько иным. Насколько иным - это очень индивидуально - от нулевого влияния до определяющего. Но это не должно быть основанием для эстетики, поскольку 1) невозможно строго определить каким образом тот или иной онтологический аспект влияет на эстетическое восприятие, 2) на мой взгляд эстетика должна иметь основание внутри себя, а не внешнее (это очень спорно, я знаю, поэтому в основном напираю на 1-ый пункт, который достаточно очевиден, как мне кажется).
mmdesign писал(а):...- это еще никакое не произведение искусства. Это сюжет, который я как художник (в данном случае) засек. (...)
Принести ему кусок штукатурки? Чтобы на свете стало одним придурком больше? Я считаю, что это слишком простое решение и целиком становлюсь на сторону зрителя, который посылает такого художника куда подальше."
А я тебе говорю, что это, в соответствии с предлагаемой мною (здесь, вообще-то она, конечно, не моя, она меня старше лет на 50) моделью, уже произведение искусства. Оно может тебе не нравиться, ты можешь хотеть его до- и переработать или вообще послать в жопу, как Chris'a Watson'a, - на здоровье! Тебе не обязано нравиться любое произведение искусства или даже большинство произведений искусства. Но это будет твоя личная оценка уже состоявшегося произведения искусства. Собственно говоря, если бы оно УЖЕ не состоялось как произведение искусства, то тебе бы не потребовалось его в таком качестве отвергать. Ты же не на каждый предмет кидаешься с воплем "в жопу такое произведение искусства!". Раз кидаешься, значит оно плохое произведение искусства, а раз оно плохое произведение искусства, значит оно произведение искусства. It's logic! (c) Tweedle-dee.
mmdesign писал(а):а количество, как известно переходит в качество!
Переходит, но не всегда, давай уж хоть про Гегеля здесь не будем и так уже обсуждение разрослось как я не знаю что :)
mmdesign писал(а):Есть с этой моделью пара пустяковых проблем - она ровным счетом ничего не объясняет, и не позволяет отличить...
Она прекрасным образом и совершенно независимо от пользователя позволяет отличить произведение искусства от не произведения искусства: кто-то объявил что-то произведением искусства и это что-то им стало, а не объявил - не стало. Подавляющее большинство вещей на свете не объявлено произведениями искусства и, соответственно, таковыми не являются. Всё, что объявлено, - является. Какие проблемы с определением? Оно строго и не зависит от эстетических пристрастий конкретного человека. Хочешь более жесткого определения? Попробуй, но то, что ты пока предлагаешь, вообще не является определением произведения искусства, а является попыткой определить нравящиеся тебе произведения искусства. Это тоже интересно, но не надо выдавать одно за другое.
mmdesign писал(а):...сказали мне (клянусь), что они таки обращаются к слушателям, стремятся вызвать какие-то определенные чувства (причем не вообще какие-то, а именно "определенные" ими) и вообще, их музыка не "бесмыссленна"...
Да на здоровье, пусть обращаются, разве предлагаемая мною модель запрещает? В ней вообще ничего про это нет. Они обращаются или (как я предполагаю) думают, что обращаются, к зрителю, а другие - нет. А Э. Гилельс много раз говорил, что играет только для себя, а публика ему только мешает. И Г. Гульд тоже. И что? Это их дело. Каждый "работник искусства" сам выбирает и приемы творчества и концепцию взаимодействия с аудиторией и много всякого другого. Это всё к вопросу "как", а не к вопросу "что". К сути самого произведения искусства это не имеет отношения.
mmdesign писал(а):Я писал о пустырях и зданиях не метафорически а в самом буквальном смысле. Под зданием понимается живопись населенная предметами и объектами, людьми, сюжетами, значимыми для нас смыслами
Пожалуйста, следи за тем, что пишешь - и так путаницы хватает. Сначала ты пишешь, что "писал...не метафорически а в самом буквальном смысле", а в следующем же предложении раскрываешь смысл именно метафоры ("Под зданием понимается живопись").
mmdesign писал(а):Это не метафора, а вполне объективная реальность
Нет, это именно метафора, и предложением раньше ты ее объяснял. А про "объективную реальность" не надо. Ни ты, ни я ее никогда не видели. Мы воспринимаем мир данный нам во вполне себе субъективных ощущениях. До тех пор, пока ты не объяснишь что такое "пустое место" и "шум" так, чтобы это кто-то кроме тебя смог понять (т.е. НЕ метафорически), Малевич будет не в большей степени пустым местом, чем Перов или Моне. Я не вижу в каком смысле Кандинский (или Малевич) в большей степени "шум" или "пустое место", чем Моне. У него нет человечков и домиков? Ну и что? У него есть равновесия, движения, цветовые плоскости и еще куча всякой пурги, которую он нагнал в своих многочисленных сочинениях. Если тебе все это интересно и ты хочешь разбираться, то там тебе будет до фига всякой информации. А если Моне тебе не нравится, то будет "стенка в тумане" не слишком-то уж много информации. Да и вообще при чем здесь это? На кой она вообще нужна, эта информация? Это опять какая-то онтологическая категория, она не имеет прямого отношения к эстетическому восприятию.
mmdesign писал(а):Можно научить
"Научить" можно только тому, что есть. А "красивое" не есть, предмет маркируется как "красивый" в процессе индивидуального восприятия, сам по себе он не существует как "красивый" или "не красивый". Можно только тренировать восприятие, т.е. чаще воспринимать разные предметы и маркировать их. В то, что можно передать кому-либо свои вкусы я не слишком верю. Иногда можно влиять на формирование вкусов, но 1) это слишком сложная тема, 2) я бы не стал называть это "учить", поскольку это скорее всего будет неконтролируемое влияние.
mmdesign писал(а):я исхожу из предположения что вот есть она живописная традиция, которой несколько сот лет, а скорее тысяч (если учесть общие тенденции искусства к изображению предметов реальности, например), а потом бац, резкий переход к совершенно новым ценностям и целям. К каким ценностям, я действительно не понимаю.
Сильно сомневаюсь, что была какая-то общая традиция на тысячи лет. Был набор приемов, т.е. ответов на вопрос "как", вопрос "что" каждый решал для себя сам в меру своего воображения. Если упрощенно, то сначала людям не приходило в голову, что можно рисовать что-то, чего ты не видишь перед собой, а потом постепенно (через все больший отход от "копирования" реальности) пришло. Дело тут не в какой-то магистральной традиции живописи, а в том, что воображение людей не безгранично, они не могли сразу скакнуть от Рембрандта к Кандинскому. Нужны были переходные ступени - постимпрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, супрематизм и вот, ура :) - абстрактная живопись. Вопрос о том, как это произошло и какие ценности поменялись, а какие - нет, это вопрос не эстетики, а истории искусства. Хорошо разработанный вопрос, можно много всего почитать, если интересно. Как формировалась эстетика Кандинского, Малевича, Брака, Пикассо и т.д. Кто на них влиял, как они пришли к беспредметному искусству и зачем они это сделали. Техники абстрактной живописи, эстетические программы и т.д. Масса всего. У каждого из них были свои, часто довольно жесткие (не менее жесткие, чем в направлениях "реалистического" искусства) критерии отличия "правильной" живописи от "неправильной". Свои, часто очень сложные, приемы и методики живописи. У того же Малевича было огромное количество мыслей по поводу того, почему нужно рисовать супрематические композиции, а не домики, и КАК нужно рисовать эти самые композиции. На мой взгляд, все это имеет не большую "объективную" ценность, чем твое разделение на "живопись" и "не живопись", но там, конечно, все гораздо более детально разработано, чем у тебя.
mmdesign писал(а):...А я умею это сразу отметить.... и мне всегда казалось, что это не для кого не проблема. Но со временем узнал, что оказывается очень многие люди не чувствуют/не видят разницы между плоской мазней и живым полотном... это как пример того, что я стал называть "пониманием".
Это просто твое личное восприятие искусства. Некоторые будут видеть "живое" полотно там же, где и ты, а некоторые - совсем в других случаях. Это называется сходство и различие вкусов. "Пахнет солью", "чистая молитва" и т.д. - это не какие-то вставленные в картину сущности, а генерируемые тобой (и только тобой) особенности твоего личного восприятия данного произведения искусства. Чисто случайно может оказаться, что у кого-то другого "генерится" что-то похожее. Значит, у вас есть что-то общее в восприятии искусства, ничего удивительного - люди вообще часто бывают похожи. Делать из этого какие-то выводы о сущности искусства - неправомерно.

Отступление про "талант".
Я не могу дать другого определения таланту, кроме как - качество отличающее художника, произведения которого много кому нравятся на протяжении долгого времени. Фактически, это способность создавать произведения искусства так, чтобы они нравились очень разным людям. Есть "популярные" и "модные", которые нравятся многим, но недолго, а есть "элитарные", которые могут нравиться долго, но немногим :). Все это не хвалительные/ругательные, а чисто онтологические качества. Нет ничего плохого в том, чтобы быть "популярным" или "элитарным". Тут уж как получится.

Отступление про технику.
Хотел подробнее написать, но уже ломает :). Короче, "техника" есть у всех и у Поллока и у Кандинского и у Рафаэля. Техника - это просто набор приемов, которые использует художник, чтобы достичь нужного ему результата. Естественно, "техники" бывают разными. Малевичу для его супрематических композиций не нужна была техника рисования амурчиков, а нужна была какая-то там техника организации пространства, которую я сам не понимаю, впрочем не очень и пытался. Поллоку нужна была техника виртуозной работы со шваброй, а не техника группирования цветов и форм Кандинского и не возрожденческая техника передачи пластики человеческого тела. Все понимают, что Кандинский не смог бы нарисовать как Рембрандт, но почему-то часто забывают, что и Рембрандт не смог бы нарисовать как Кандинский, это мерянье пиписьками вообще бессмысленно, поскольку прежде всего следовало бы задать вопрос: а ХОТЕЛ ли кто-нибудь из них рисовать так, как рисует другой? И ответ, конечно, отрицательный. Кандинский и Рембрандт решали совершенно разные эстетические задачи, используя, естественно, совершенно разные техники. Технике Кандинского нужно учиться не меньше, чем технике Рембрандта, если есть желание рисовать как Кандинский или как Рембрандт. На мой вкус, произведения и подражателей Рембрандта, и подражателей Кандинского имеют эстетическую ценность близкую к нулю, как бы хорошо они не подражали, но это, конечно, мои личные пристрастия. Техника не бывает "полая" или "хорошая" и "простая" или "сложная", поскольку владение техникой определяется способностью решать при помощи нее свои эстетические задачи и вполне может оказаться, что нарисовать "правильный" квадрат было технически сложнее, чем "правильное" "Возвращение блудного сына".
mmdesign писал(а):Разница, говоря упрощенно, в замысле и некоторых нюансах его реализации
Разница в целях. Целью живописи является создание произведения искусства, а целью малярных работ - окрашивание стены. Если не знать цели, то часто сложно различить. "Реализации" бывают неразличимы, но ничего страшного или противоречивого в этом нет.
mmdesign писал(а):Я категорически не верю, что "любого можно научить хорошо рисовать
Понятие "хорошо рисовать" является пустым. См. отступление про технику. Скорее следовало бы сказать "не верю, что любого можно научить нарисовать так, чтобы мне понравилось". Т.е. удачно используя техники тех художников (или похожие на них), произведения которых мне обычно нравятся.

Аватара пользователя
kvinto
джазмен
Сообщения: 211
Зарегистрирован: Ср июн 29, 2005 21:09

Сообщение kvinto » Вс ноя 28, 2010 23:10

starless писал(а):Далеко не вся авангардная и абстрактная живопись трудно воспринимается; более того, далеко не вся такая живопись требует восприятия сама по себе. Украшение квартиры -- это вообще очень специфическая вещь, и реалистическая живопись далеко не всегда для этой цели пригодна. Более того, в утилитарном плане иногда важно наличие определённых цветовых пятен в разных местах стены, и абстрактная живопись с этим прекрасно справляется.
.
Я просто хотел сказать, что среди тех кто слушает джаз во всех его проявлениях, почему то всегда тяга к абстрактному. Ведь тот же классический, традиционный джаз не всегда надо понимать только абстрактно, хоть там и квадраты, правда не черные, а джазовые :lol:

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Пн ноя 29, 2010 01:16

vantz поздравляю! Прочитав твой последний пост, да и предыдущие я ощутил полную беспомощность, в плане попыток что-либо доказать. Логика твоя сильна и информированность на высоте, говорю это без тени иронии. А эстетические позиции до такой степени удалены от моих, что... ну просто не возникает пересечений. То есть совершенно очевидно, что под искусством живописи мы понимаем совершенно разные вещи. Для тебя достаточно акта "заявки на произведение", мне требуется соблюдение целого ряда жанровых ограничений.
Да я "традиционалист" до мозга костей, и даже тоталитарист в некотором смысле. Верю, что истинная свобода в том числе и свобода творчества достижима через преодоление суровых ограничений. Ничем не лимитированная свобода по-моему просто мыльный пузырь - и в искусстве, и в жизни общества. Но на это не обязательно отвечать... Прикольно, что мои традиционные взгляды совершенно не мешают мне восторгаться импровизационной музыкой, а вот хорошо продаваемая авангардная живопись, которую можно увидеть в любом частном зубоврачебном кабинете или офисе, вызывает примерно те же чувства, что "русское радио" или шоу Петросяна.

Я пожалуй отдохну от этого разговора. Несмотря на фундаментальную аргументацию оппонентов, я видимо никогда не пойму, что хорошего в мазне. То есть, что нормальный и искренний человек находит в этом для себя. Легче всего заподозрить коммерческий расчет, понты, выпендреж, но конечно я не думаю о вас плохо... с самого начала этой ветки, многие высказались "за" Черный Квадрат. Я вас очень уважаю и все такое... и не понимаю. Если бы кто мог объяснить мне, "что он в этом находит для себя лично"... что-то могло бы проясниться.

Чуть легче понять, почему культурные и умные люди порой "не любят" реалистическую живопись. Эээ, мое понимание не сделает вам чести, но это ничего страшного. Я вот, признаюсь, живу практически без поэзии (Пушкина перечитывал для дела, нужно было), да и в театре сто лет не был (только на детских спектаклях)... И в сущности, не страдаю. Точно так же кто-то может жить без живописи. Нормально, всего не успеешь.

Так что никакие позиции я больше отстаивать не буду. На это и усилий многовато уходить стало :) Спасибо за ценный вклад в наш разговор!

Аватара пользователя
Kolos
джазмен
Сообщения: 194
Зарегистрирован: Вс ноя 15, 2009 20:45
Откуда: Москва

Сообщение Kolos » Вт ноя 30, 2010 01:05

у меня видеокарта барахлит, так что я плохо вижу, что пишу, и к редактированию не способен, но не могу не ответить))

Роману Столяру про Пушкена и Баха +пицотЪ
Пригов очень хорошо писал про особенность русской культуры с вечным Пушкиным, например. Мы идем не по пути европы. Коротко суть. Во-первых, у нас почти все заимствовано, причем не последовательно заимствование происходит, а пластами. Создается некое подобие изначального постмодернового такого склада с одной стороны.
И еще вот особенность с другой - это вечные Пушкины, которые и через 700 лет (пожалуй; хотя может россия в водолее в эпоху водолея и решитЪ :D ) будут у нас как нечто культурно живое и актуальное.
В европе легко можно проследить естественность процесса развития культуры, потому там и модерн и пост-модерн уместены, абсолютно естественены.
Он там все пишет последовательно и с примерами, если интересно - читайте.

Личное. Для меня Пушкен не актуален, его идеи, круг проблем там, сама эстетика сложения слов - это все мне не близко. Вот Достоевским ФМ нас тоже как бы пичкали (не так радикально канешно), но его читать стал с удовольствием уже в сознательном возрасте.

На счет каляк-маляк и там как бы неумения играть в случае авангардной музыки: это нелепо: с точки зрения исполнительского мастерства одного направления в искусстве критиковать другое. Вообще порой сложность технического освоения, ремесленный навык -- ставится во главу угла многими спорщиками от 'классицистоф'. Тем самым искусство сводится к ремеслу (это говорит вам Колос, бас-гитарный задрот :D )) менее связанное правилами овонгардное искусство естественно зачастую менее связанно технически, хотя известно, что многие художники авангарда имели весьма приличную технику (в отличии от нек-х импрессионистов, хотя они-то больше поняты в массе; так что дело не в технике, а в банальной чувственной профанической природе восприятия).

Если кому-то нужен (что б его торкнуло) конкретный сюжет в картине, конкретный (регулярный) ритм, или логичная 'правильная' мелодия - то это его проблемы. человек не способен постичь абстрактного.
Легко понять, что опять двойка менее информативна, чем чорный квадрат. Вернее даже так, вычитал у барбана цитату
«Уже давно технологи заметили, что топор из железа лучше топора из камня, но не потому, что один „сделан лучше", чем другой. Оба сделаны хорошо, но железо не камень»
то есть содержание этих картин нельзя сравнивать. табель о рангах же у каждого свой.

у реализма были одни задачи, у символизма - другие, у импрессионизма - третьи. они передавали живописное с разных позиций. абстрактное искусство лишено объектов, но не лишено смысла. Более того, лишившись конкретной сюжетности мы попадаем в мир неформальной логики, чего-то наименее обусловленного, чего-то менее наивно-чувственного; короче мы приближаемся к сфере духовного непосредственно. Если чисто живописное в импрессионизме начинает побеждать объективно-чувственное, то у малевичей и кандинских оно доходит до предела и тем-то и торкает своей незамутненностью (идущей от обыденного сознания). В том же символизме, что бы понять смысл, нужно быть носителем какого-то знания, оно нас обуславливает. Реализм вообще приковывает к чувственности (причем в очень ограниченных рамках). В какой-то степени, тот же фриджаз в большей степени непосредственный язык изложения, нежели бибоп или фьюжн. Просто люди привыкли жить обусловленно, ждать чего-то привычного, только так они способны получть удовольствие.
Потому-то авангард не вызывает ощущщения наполненности смыслом, тк он не возбуждает привычный орган :D

Искусство - это результат творчества. Творчество (в пределе и изначально)- это что-то необусловленное. истоки творчества за пределами наших ощущщений, наших понятий (они - результат). Творчество - это то, что было до всего этого. Так что в авангарде я просто вижу освобождение от обусловленности. Это для меня равняется просто духовному развитию. Но это не есть потеря смысла, это есть выход смысла за пределы формальной логики, ну или как минимум чего-то привычного.

когда я слышу или вижу что-то непонятное, я первым делом стараюсь 'медитировать' - то есть ничего не ожидать (насколько это возможно). только так можно понять что-то ранее неизвестное.
в известном смысле, любой цвет в любой форме, любой звук в любое время МОЖЕТ нести смысл. это и вызывает профанический гнев, тк это 'слишком просто'. а вот что бы эти любые места-цвета-звуки-формы вызывали что-то в потребителе искусства, нужно 2 вещи: 1) производитель искусства должен иметь изначальный посыл (в самом абстрактном смысле = импульс творчество); 2) потребителю нужно стать творцом, ему нужно постараццо осознать новую неказульную (в известном смысле, постмодернисты-то все прокритикуют)))) систему (иначе он скатится в обывательство и банальный гедонизм).

и да простит меня сотона за многобкфЪ :twisted:
ОМъ

Аватара пользователя
Ylot
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2010 13:19
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ylot » Вт ноя 30, 2010 01:43

"vantz"
"mmdesign"Вообще, здесь у нас полная свобода - каждый может вникать настолько глубоко, на сколько ему интересно. Может и заниматься творчеством - выдумывая собственные сюжеты, выискивая символы и скрытые смыслы.
...Раз "свобода", да еще и "полная", то значит это все-таки не коммуникация, а именно творчество. Т.е. смыслы не закладываются, передаются и высчитываются, а как бы (вос)создаются. Тут, собственно говоря, глубокоуважаемый Sh, очевидно, лучше разбирается, чем я, и он это лучше объяснил в своем посте, который появился почти одновременно с твоим, поэтому я тебя к этому посту и отсылаю. Кстати, а "ценность сообщения" - это вообще не проблема коммуникации. Одно дело разрабатывать код, а другое - сообщать при помощи этого кода что-то интересное, это тоже надо четко разделять...

...Понятие "хорошо рисовать" является пустым. См. отступление про технику. Скорее следовало бы сказать "не верю, что любого можно научить нарисовать так, чтобы мне понравилось". :D :D :D
Видите ли, уважаемый "vantz", я лично удовлетворён нашим общением :lol: Мы с Вами сделали своё "чёрное" дело :D , заставили молодого человека задуматься. Может хоть один доберётся до истины? Моя же цель считаю достигнута! Элемент сомнения в категорическом неприятии авангарда закрался :) На этом этапе - это моя цель! К 2015 году, всё равно, надеюсь поменять ещё и Ваше сознание :D , хотя всем и Вам большое спасибо за общение.

"Ученики спросили как то у Учителя Япутры:

"Учитель, твои притчи трудно понять! Зачастую твои слова напоминают просто ахинею!"
"Ахинея - истинный комплимент для моих притч.
Они не укладываются в уме, а это главное!
Я не должен вам все разжевывать! Тем более что я сам не понимаю, что говорю...
Вы должны уметь пририсовать ноги змее!
Это не Кааба!
Реальность - то, что реализуется!" - разгневался Учитель.
Услышав такое и ничего не поняв ученики конкретно загрузились (замедитировали)".

Притчу поведал Михаил Бабичев
!Изображение
Изображение
Изображение
«Чёрный квадрат» лишает публику возможности «словоблудствовать», это её и раздражает.
Рассуждения о «Чёрном квадрате» без аргументов - это подчёркивание собственного невежества.

Аватара пользователя
Kolos
джазмен
Сообщения: 194
Зарегистрирован: Вс ноя 15, 2009 20:45
Откуда: Москва

Сообщение Kolos » Вт ноя 30, 2010 02:20

я может немного потерял нить разговора ввиду технических проблем :)
но мне кажется главный кризис восприятия авангарда (будь то живопись или музыка) заключается в бессознательной потребности жесткой детерминации. в основе лежит страх перед необусловленным хаосом вселенной. Авангард обычно имеет менее жесткую систему (в сравнении с ранними формами европейского искусства); как минимум, выходит за рамки привычной системы. И неприятие нового языка (обновление которого - тоже часть общекультурного творческого процесса), неприятие нового соотношения организации и хаоса (уровень жесткости организации), вероятно, имеет корни именно в неком страхе перед недетерменированностью, перед хаосом, перед жизнью (в конце концофф).

наверное притча о том была? :D :D
ОМъ

Аватара пользователя
Kolos
джазмен
Сообщения: 194
Зарегистрирован: Вс ноя 15, 2009 20:45
Откуда: Москва

Сообщение Kolos » Вт ноя 30, 2010 02:22

Ylot писал(а):К 2015 году, всё равно, надеюсь
после 2012, прогнозируют, сомнениям места не будет :D :D
ОМъ

Редкий Гость
джазофил
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
Откуда: Оренбург

Сообщение Редкий Гость » Вт ноя 30, 2010 12:37

Ylot
Мы с Вами сделали своё "чёрное" дело Very Happy , заставили молодого человека задуматься.
Из чистого любопытства спрашиваю, о каком человеке идёт речь?

Аватара пользователя
vantz
Сообщения: 69
Зарегистрирован: Ср июл 14, 2010 14:32
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение vantz » Вт ноя 30, 2010 19:04

Согласен с Максимом, что дискуссия слишком разветвилась и, действительно, при столь разных точках зрения на многочисленные связанные проблемы ответы в ветке разрастались все сильнее и сильнее и уже тяжело и слишком "времязатратно" было поддерживать беседу.
Я очень благодарен участникам разговора и прежде всего глубокоуважаемым mmdesign и Sh за то, что во-первых, получил возможность узнать столь сильно отличную от моей и весьма развернутую и обоснованную точку зрения на живопись и искусство вообще, это было очень интересно и полезно для меня, а во-вторых, получил возможность сам сформулировать свои собственные взгляды на этот вопрос в условиях интенсивного обсуждения, что было не менее важно для меня, поскольку раньше я никогда не проговаривал всё это столь детально.

В качестве более "легкого" продолжения темы "джаз и изобразительное искусство" я предлагаю поделиться своим личным опытом ассоциации живописи и музыки, т.е. какая музыка с какими объектами живописи для вас как-то связана. Самый простой пример - это, конечно, оформление альбома и музыка на этом самом альбоме, но совершенно необязательно ограничиваться этим. Теперь, узнав сколь различны наши взгляды на произведения живописи, мы можем попробовать найти точки соприкосновения через музыку, в оценке которой у нас, возможно, больше общего, учитывая на каком форуме мы сидим :) .

Сам я расскажу про свои ассоциации, связанные с музыкой Ornette Coleman'a. Мы с Coleman'ом (хе-хе, на короткой ноге... Ну что, говорю, брат Coleman...) оба очень любим Pollock'а (в отличии от Максима :wink: ). Но, честно говоря, никакой связи между картиной "White Light" и музыкой альбома "Free Jazz", на котором она нарисована, я не чувствую. Музыка отдельно мне нравится, картина отдельно мне тоже нравится, но связи между ними я не вижу. Другое дело мой любимый "The Art of the Improvisers".

Изображение

Картину эту изобразил неизвестный мне какими-либо другими работами художник-оформитель дисков Haig Adishian и она, как мне кажется, очень точно отражает самую суть музыки Coleman'a. Простое и четкое ядро и стянутый жестким кольцом упорядоченный хаос разнообразных красок. В некоторых композициях на альбоме я просто вижу эту картинку, как будто они по ней играли, как по нотам. Собственно, первая вещь явно отсылает к этой картинке (или, скорее, наоборот - картина отсылает к первой вещи, я не знаю), но мне кажется Harlem's Manhattan как-то даже больше похож. Более того, и цветовая гамма мне кажется неслучайной. Не могу объяснить почему, но я вижу связь между этими черными "стежками" и связкой Coleman-Cherry, по-моему они вот так и играют.

Kolos
Спасибо - про топоры очень понравилось! :)
Редкий Гость писал(а):Из чистого любопытства спрашиваю, о каком человеке идёт речь?
Боюсь, что под "молодым человеком" имеется в виду глубокоуважаемый mmdesign. Но, чур, я тут не при чем :) - я никого не заставлял и "молодым человеком" не называл :lol:

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Чт дек 16, 2010 03:56

Дал разговору малек остыть и кажется теперь знаю что написать :) Вообще "авангард" мне не совсем чужд, наверное потому я его и критикую так уверенно. Картина (обложка диска) и объяснение, которое привел уважаемый vantz мне очень близки. Была такая история.
В свое время я много рисовал, в начале поединки рыцарей, потом батальные сцены и наконец была попытался изобразить войну (вернее бой) вообще. Это совпало с знакомством с группой ЭЛП (с этим http://www.progarchives.com/progressive ... 112008.jpg диском). Диск этот я слушал много сот раз наверное, и знай рисовал под него свою битву. Причем многое было взято с обложки - цвета, грубая геометрия. Картину я так и не родил, но набросков было много.
Годы спустя я увидел "свою битву" в ЦДХ и конечно мне было очень интересно. Похоже, ход мысли автора был очень близок к моим собственным попыткам.

Но вот что я вам скажу, пытаясь "выкристализовать" основную идею, я отказался от деталей - убирал их слой за слоем. Вначали ушли заклепки на рыцарских латах, потом все детали обмундирования и пейзажа. Наконец массы войнов превратились в плоские блоки, врезавшиеся друг в друга... и битва исчезла. Остался в лучшем случае некий "конфликт", выраженный в столкновений примитивных форм и больше ничего.
Увидеть в "моей битве" противоборство двух сил мог бы лишь тот, кто в полной мере проследовал бы путем очищения от деталей. Услышать за этим ЭЛП мог бы лишь такой же элпоман, каким был я (и то с подсказками). Понятно, можно сказать, что моя картинка была плохо сделана, но такое высказывание противоречило бы многим идеям, высказанным выше. Так что дело не в "качестве"... да и не в моей работе. Я привел совй опыт только как иллюстрацию. Вопрос, зачем отказываться от деталей, зачем выкристаллизовывать идеи (до полной кристальной пустоты)? Это ли должно заботить живописца?

Для меня это был интересный опыт (их было несколько). Этакая лаборатория абстрактного мышления, но по большому счету я не вижу во всем этом большого смысла. Это как доведение определенной тенденции до абсурда. Допустим "обобщение" - это вполне "законный" художественный прием. Но если мы дообобщаемся до пустого листа, то это уже, извините, глупость.
Возвращаясь к рыцарям, теряя детали, художник и идею свою раздевает донага. Вместе с заклепками исчезает время и место действия. Отказ от деталей равносилен отказу от рассказа. Отказ от слов - это отказ от беседы, хотя конечно можно и молча посидеть рядом.

И наконец про диск, стижки Орнетта и Дона Черри - понимаю на все сто. Сам может и не "вижу" именно так, но понимаю механизм (выше описал, что у самого были такие навеянные музыкой ассоциации). Но это глубоко личное + сработала подсказка. А если бы это оформление было бы предложено к записи Трио Х, Мэттью Шиппа, The Thing... или вообще к року? Беда в том, что в этой картине ровно столько Орнетта, сколько мы захотим там увидеть.

То есть, еще раз, дело не в нравится/не нравится, а в ожиданиях от искусства живописи. Что мы в принципе от него хотим получить?

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб дек 18, 2010 17:09

Изображение
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Редкий Гость
джазофил
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
Откуда: Оренбург

Сообщение Редкий Гость » Сб дек 18, 2010 22:04

Владислав «vvb5p»
Вы как всегда.

Ответить