Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Рассуждения о джазе без относительно конкретных джазовых стилей. Рецензии на джазовые и авангардные пластинки. Джазовые загадки. Сводные темы. Хит-парады. Анонсы новинок джаза и авангарда.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Дмитрий2008
джазмен
Сообщения: 386
Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
Откуда: Мяуква

Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Дмитрий2008 » Сб фев 16, 2013 23:12

Интересная статья специалиста из Беларуси.

Источник - http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Music ... 09.doc.htm

Немцева О.А.

Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск

Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки: тенденции современного этапа развития

В настоящее время баян и аккордеон занимают устойчивую позицию в академической музыкальной культуре. Вместе с тем, исполнительство на баяне и аккордеоне популярной музыки насчитывает более чем столетние традиции, корни которых уходят в пласт бытового массового музицирования прошлого и находят свое дальнейшее высокопрофессиональное преломление в наши дни. К изучению проблем исполнительского и композиторского баянно-аккордеонного искусства в разное время обращались Н.Давыдов, А.Кравцов, В.Чабан. Вместе с тем, процесс развития баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки лишь отчасти освещался в работах М.Булды и И.Имханицкого. В настоящее время очевиден интерес к популярной музыке, в связи с чем, изучение основных тенденций баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки на современном этапе развития представляется исключительно важным.

Следует отметить, что в настоящее время в искусствоведении не выработан единый подход к обозначению музыкально-творческих видов, стоящих в стороне от академического музыкального искусства и фольклора, в связи с чем, используемое в нашей статье понятие «популярная музыка» требует уточнения. Под популярной музыкой мы понимаем сферу исполнительского и композиторского музыкального творчества, восходящую особенностями музыкального языка к области массовой, развлекательной музыки, и в то же время относящуюся по условиям своего бытования к академической среде музыкальной деятельности. Кроме того, понятием популярная музыка целесообразно объединить сферу легкой и джазовой музыки, где к образцам легкой музыки следует относить произведения, написанные в неджазовых жанрах и стилях (например, блюз, мюзет, рэгтайм, самба, танго и др.), образцам джазовой музыки – произведения, в основе которых лежат джазовые стили (например, буги-вуги, диксиленд, свинг и др.) и стилизацию джазовых стандартов. Отметим, что в джазовой музыке для баяна и аккордеона основополагающим является компонент оригинального творчества, в то время как баянно-аккордеонное искусство в джазе направлено на передачу концептуальных особенностей джазовых стилей.

На современном этапе развития (90-е гг. ХХ ст. – по настоящее время) баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки в странах СНГ, Европы и США развивается в одном направлении. На этом этапе происходит окончательное разграничение исполнительской и композиторской сфер деятельности, что обусловлено расширением репертуарной базы, а также широким распространением печатной нотной литературы. Отметим, что творчество отдельных музыкантов включает в себя исполнение собственных произведений и аранжировок, однако роль живой импровизации на современном этапе развития значительно снижается. Наряду с уже известными авторами популярной музыки для баяна и аккордеона признание снискали белорусские композиторы В.Глубоченко, А.Пожарицкий, С.Тихонов, В.Ткач, а также зарубежные авторы Е.Архипов, Р.Бажилин, Г.Беляев, Ю.Лихачев, А.Мюзикини, С.Петров, В.Поползин и др.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в развитии баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки ярко обнаруживается тенденция к слиянию особенностей джазовой музыки для баяна и аккордеона и баянно-аккордеонного искусства в джазе. Ф.Арсено, М.Лоуд, Т.Дэннон, Дж.Серрито, Я.Войторовский, Б.Мирончук, белорусские музыканты А.Таран и А.Шувалов создают произведения для баяна и аккордеона соло, в основе которых лежат как развернутые импровизации на темы джазовых стандартов, так и авторский тематизм. Музыкальный язык сочинений указанных авторов всецело опирается на джазовый канон и направлен на передачу художественных особенностей инструментов. В баянно-аккордеонном исполнительстве в джазе основной тенденцией становится неконформистский подход к реализации баяна и аккордеона в джазовом искусстве. Все большее количество музыкантов отдает предпочтение фри-джазу, латинскому джазу, а также синтетическим стилям (например, фьюжн, джаз-року, всемирному джазу). Среди баянистов и аккордеонистов подобного толка следует отметить: Р.Сандерсона (Англия), Р.Сопа (Франция), А.Салиса, Дж.Кошья, Р.Руджери (Италия), группу «Ghorar Dеем Express» (Голландия), К.Дарвина (Канада), Н.Бакула (Латвия), Д.Кортезе, Э.Денио, Ч.Грира, Д.Федеричи (США), Л.Фрисина (Австралия), Ю.Оцука (Япония), Э.Петрову (Россия) и др. Уровень исполнительского и композиторского мастерства названных музыкантов указывает на то, что баян и аккордеон в настоящее время стали равноправными инструментами джазового арсенала.

Следует отметить, что выразительные качества баяна и аккордеона востребованы в новейших течениях массовой музыки, где композиторское и исполнительское решение исходит, в первую очередь, от сущности баянно-аккордеонного искусства. Например, белорусский дуэт «Гурзуф» исполняет музыку в стиле прогрессив-рок.

В числе новейших тенденций современного баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки – распространение моно-репертуарной политики. Так, репертуар российского ансамбля «Пьяццолла-studio», словенского – «Piazzolleky», сербского – «Tango Juventud», белорусского дуэта «Ми-Ля», итальянского аккордеониста и бандонеониста П.Соаве базируется на сочинениях А.Пьяццоллы; ряд французских музыкантов, испанская баянистка И.Лабуру, российский коллектив «St.Petersburg Musette Ensemble», японский дуэт «Mama!Milk» исполняют музыку исключительно в стилях мюзет и «New musette» и т.д. Также характерной чертой становится создание однородных ансамблей из числа известнейших исполнителей-солистов, при этом иногда такие коллективы объединяют исполнителей из разных стран. Например, в «Quartetto Nuovo» вошли итальянские аккордеонисты А.Саллис, Дж.Сочия и французские баянисты М.Азолла и Р.Гальяно. В международном ансамбле «Accordion Tribe» принимают участие представители США (Г.Клуцевшек), Финляндии (М.Каланиеми), Словении (Б.Бибик) и Австрии (О.Лехнер). В составе «World Accordion Trio» играют американец Ф.Марокко, француз Р.Гальяно и японец Коба, в ансамбле «The International Trio» представители США, Финляндии и Новой Зеландии – Юлия, Ю.Силфверберг и К.Фридрих. Балтийский квинтет «Excelsior» также состоит из представителей трех стран: России (В.Ушаков, С.Лихачев), Литвы (Э.Габнис, Г.Савков), Латвии (С.Ставицкая). Белорусский ансамбль «Экспрессия» ведет концертную жизнь, как в варианте дуэта, так и трио и включает в свой состав многократных лауреатов международных конкурсов баянистов И.Каленчиц, П.Дараганова и аккордеониста А.Дараганова.

На данном этапе кристаллизуются особенности новых форм исполнительства – с фонограммой типа «-1» и исполнительство на цифровых инструментах. Отметим, что указанные формы были известны на более ранних этапах развития, однако в 90-е гг. ХХ ст. получили повсеместное признание на профессиональной сцене. Так, в настоящее время форма исполнительства с фонограммой развивается по двум направлениям. В основе первого лежит высокохудожественное баянно-аккордеонное исполнительское искусство, которое преломляется в контексте использования передовых технологий, что было вызвано невозможностью гастрольной деятельности с полным аккомпанирующим составом ансамбля или оркестра. В качестве примера приведем творчество Р.Бажилина, Р.Гальяно В.Ковтуна, И.Осипенко, Я.Табачника, дуэта «Two acco», белорусских исполнителей В.Бубена, В.Глубоченко, В.Полесова, В.Ткача. Второе направление ориентировано на установки массовой культуры и запросы стереотипизированного слушателя, где характерной тенденцией становится коммерциализация и распространение путем средств массовой информации. Среди музыкантов этого направления популярность снискали П.Дранга, дуэт «Баян-mix», белорусский баянист П.Невмержицкий и др.

Широкое распространение в современном баянно-аккордеонном искусстве получило исполнительство на цифровых инструментах. Применение в качестве звукообразующего начала электроники значительно расширило музыкально-выразительный потенциал баяна и аккордеона. Так, для воплощения творческих задач исполнители могут использовать следующие возможности цифровых инструментов: выбор тембра (аналогичный акустическому звучанию баяна и аккордеона или с цифровой обработкой звука); традиционный ручной аккомпанемент (бас и готовый аккорд) с добавлением ударных инструментов; использование установленных производителем или самостоятельно созданных исполнителем стилей авто-аккомпанемента и фонограмм midi «-1». В настоящее время исполнительство на цифровых инструментах характеризуется возрастающим интересом со стороны баянистов и аккордеонистов всего мира (Э.Аханов, И.Белов, В.Бутусов, А.Климов, С.Кузовчиков, И.Ратников, А.Черномордиков (Россия), В.Глубоченко (Беларусь), П.ди Модугно, С.Пагни, М.Патарини (Италия), С.Герман (Германия), Н.Балларини,Ч.Бергер (США) и др.). Интенсивная динамика развития этой формы исполнительства вызвала необходимость появления оригинальных сочинений для цифровых инструментов. Белорусский исполнитель, композитор и педагог В.Глубоченко отзывается об исполнительстве на цифровых инструментах следующим образом: «Цифровой баян может передать звучание практически любого инструмента. Это позволяет исполнять музыку различных направлений в полной фактуре – с аккомпанементом, бас-гитарой, ударными инструментами, где звучание лично меня полностью устраивает» [1]. Следует отметить, что использование таких возможностей цифровых инструментов, как функция автоаккомпанемента и midi фонограммы, стали альтернативой выступлениям на акустических инструментах с фонограммами «-1». По мнению российского баяниста А.Селиванова, распространение цифровых инструментов способствовало рождению нового направления баянно-аккордеонного исполнительства [2].

Необходимо подчеркнуть, что некоторые тенденции современного этапа развития были учтены в ряде международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне. Так, в настоящее время представители баянно-аккордеонного искусства в джазе могут реализовать себя на международной конкурсной сцене. Категории импровизационной джазовой музыки предусмотрены регламентом конкурсов «Citta di Castelfidardo», «S.Bissari» (Италия). Международный конкурс «Libertango» (Барнаул), многочисленные фестивали музыки А.Пьяццоллы, исполнительские категории «Musica di Astor Piazzola» и «French Varieté» в различных конкурсах отталкиваются от моно-репертуарного компонента современного баянно-аккордеонного искусства. Интенсивное развитие новых форм баянно-аккордеонного исполнительства способствовало организации международных конкурсов исполнителей на цифровых баяне и аккордеоне (например, «V-Accordion Festival» в Италии), включения категорий «Digital Accordion» («Цифровой аккордеон»), а также категорий, подразумевающих использование фонограмм типа «-1», в программу международных конкурсов исполнителей на акустических инструментах (например, «Закарпатский Эдельвейс», «Кубок мира»). Заметим, что конкурсы, предусматривающие использование цифровых баяна и аккордеона, направлены не только на выявление лучших исполнителей в области технического мастерства, искусства интерпретации, но и отталкиваются от такого критерия оценки, как раскрытие потенциала цифрового инструмента посредством создания креативных аранжировок оригинальных сочинений для акустических инструментов, выходящих за рамки возможностей традиционных баяна и аккордеона.

На наш взгляд, развитие конкурсного и фестивального движения является одним из важнейших факторов развития популярной музыки: конкурсные прослушивания позволяют проследить основные тенденции развития баянно-аккордеонного искусства в различных странах, обменяться опытом и репертуаром. Необходимо отметить возросший исполнительский потенциал белорусских музыкантов, чей художественный уровень неоднократно был отмечен званиями лауреатов различных международных конкурсов. Это солисты В.Дудоладов, И.Засимович, И.Каленчиц, И.Квашевич, П.Назаренко, О.Немцева, Ю.Новик, В.Плиговка, А.Таран, Г.Ткачев, А.Шувалов; ансамбли «Каприччио», «Ми-Ля», «Тутти», «Фестиваль», «Фортуна», «Экспрессия», трио «Виктория» и др.

Таким образом, в настоящее время наблюдается интенсивное развитие баянно-аккордеонного искусства в сфере популярной музыки. Основными тенденциями современного этапа развития являются: разделение исполнительского и композиторского творчества; синтез основополагающих элементов джазовых практик баянно-аккордеонного искусства; преломление возможностей баяна и аккордеона в контексте массовой музыки; моно-репертуарная политика; создание международных ансамблей; распространение новых форм исполнительского искусства (исполнительство с фонограммой типа «-1» и исполнительство на цифровых инструментах), что нашло отображение в конкурсном и фестивальном движении. Следует отметить, что в настоящее время сфера популярной музыки является одним из самых приоритетных направлений развития баянно-аккордеонного искусства за рубежом и в Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарова, Е. Цифровой баян: мечта или реальность? / Е. Захарова //Лидер- Пресс плюс [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.lider-press.by.– Дата доступа: 17.09.2010.

2. Roland Россия // V-Accordion Festival [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www.rolandmusic.ru/articles/pres ... tival.html . – Дата доступа: 20.10.2010.

(с) - http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Music ... 09.doc.htm

LyMph
Сообщения: 50
Зарегистрирован: Чт фев 04, 2010 00:44
Откуда: Lipetsk

Re: Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение LyMph » Вт апр 23, 2013 15:30

Хм, странно, что из "популярной" музыки упомянули даже Mama!Milk и Гурзуф, но ни слова о более известных Киммо Похьонене, Motion Trio, Frode Haltli, Daniel Mille и конечно Bester Quartet. :?:

Waldemar
джазмен
Сообщения: 191
Зарегистрирован: Пт окт 04, 2013 21:37
Откуда: Germany
Контактная информация:

Re: Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Waldemar » Вс окт 06, 2013 22:17

Дмитрий2008 писал(а): Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки: тенденции современного этапа развития
„Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки“ – статья, конечно, интересная. Но сам заголовок, да и содержание несколько претят.
Ну почему «в сфере популярной музыки»? Почему не в джазе. Есть немало выдаюшихся аккордеонистов, играющих джаз: Art Van Damme, Tony Muréna, Frank Marocco, Владимир Данилин, Gus Viseur, Akkordeon-Bigband, Richard Galliano, John Serry, Pete Jolly, Manfred Leuchter – это только те, что нравятся мне. На самом деле их гораздо больше.
Автор пишет: «музыкального языка к области массовой, развлекательной музыки». Лично я отдал этой самой «массовой, развлекательной музыке» полжизни и знаю непонаслышке, что это такое. Но какое отношение она имеет к джазу? Похоже, товарищ Дмитрий2008 ошибся адресом.
Если же говорить о джазовых стандартах для аккордеона, то именно этим я и занимаюсь. Демо страницы моих аранжировок для аккордеона здесь:

https://e.mail.ru/message/13738936840000000899/

Аватара пользователя
Дмитрий2008
джазмен
Сообщения: 386
Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
Откуда: Мяуква

Re: Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Дмитрий2008 » Пн окт 07, 2013 13:39

Похоже, товарищ Дмитрий2008 ошибся адресом.
А вот не надо, уважаемый, "гнать" меня отсюда.

Waldemar
джазмен
Сообщения: 191
Зарегистрирован: Пт окт 04, 2013 21:37
Откуда: Germany
Контактная информация:

Re: Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Waldemar » Вт мар 18, 2014 14:12

Дмитрий2008 писал(а):
Похоже, товарищ Дмитрий2008 ошибся адресом.
А вот не надо, уважаемый, "гнать" меня отсюда.
Извините, уважаемый! Никто никого ниоткуда не гонит!
Вышеуказанная статья посвящена музыкально-выразительному потенциалу баяна и аккордеона в целом.
Аккордеон в джазе в данном случае - только часть темы форума, всё остальное попадает в офтопик. Отсюда и ошибка в адресе. Извините ещё раз, видимо я неправильно выразился.

Waldemar
джазмен
Сообщения: 191
Зарегистрирован: Пт окт 04, 2013 21:37
Откуда: Germany
Контактная информация:

Re: Баянно-аккордеонное искусство в сфере популярной музыки

Сообщение Waldemar » Сб фев 07, 2015 21:06

Janis Lusens - PACIFIC

Зодиак (Zodiac) — латвийская музыкальная группа, играющая инструментальную музыку в жанре синти. «Зодиак» была одной из первых советских групп, исполнявших электронную музыку. Основной тематикой композиций является космос. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. По данным фирмы Мелодия было продано около 6 млн. экземпляров. PACIFIC – наиболее яркая композиция из этого альбома.
Здесь мой демо-аранж для 3-х аккордеонов:

http://waldemar54.jimdo.com/meine-demos
Оригинал здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=W33mp0TYVv8

Ответить