"Один за всех и все за одного" или бас трио нашего времени.

Рассуждения о джазе без относительно конкретных джазовых стилей. Рецензии на джазовые и авангардные пластинки. Джазовые загадки. Сводные темы. Хит-парады. Анонсы новинок джаза и авангарда.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

simonred
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Чт май 10, 2012 17:04

"Один за всех и все за одного" или бас трио нашего времени.

Сообщение simonred » Чт май 10, 2012 17:13

Histroy & Reviews of quality and rare music - http://www.magmamusic.ee

Совсем недавно я решил пересмотреть приключенческий фильм «Д’артаньян и Три Мушкетера», тот самый, где снимался Михаил Боярский. Уж больно он мне нравился в детстве, да и вообще я был без ума от всякой приключенческой тематики. Вспоминаю, как с друзьями, обвязав какую-нибудь тряпку вокруг шеи и сделав из прута черемухи что-то вроде шпаги, мы носились по липовому леску возле двора, подражая мушкетерам. Не знаю, может, как раз воспоминания о детстве сподвигли меня к просмотру этого фильма, тут уж однозначного ответа я дать наверное не смогу. Скажу честно, просмотреть все три части меня так и не хватило. Зато какой был настрой! Да и одну часть, по правде, я тоже не осилил. Досмотрел всего лишь до дуэли, которая была назначена Д’артаньяном в адрес трем мушкетерам, а если быть точней, то до момента, когда все четверо становятся лучшими друзьями и произносят фирменную фразу: «Один за всех и все за одного». Потом, я либо отвлекся в свой нэтбук и вовсе позабыл про фильм, либо просто уснул. В любом случае, память на этом моменте обрывается. Спустя день, а может, и два, в моем плейере, совсем случайно заиграла довольно веселая песенка на диско-фанковый лад, под названием «We Supply», в исполнении одного из величайших бассистов Стэнли Кларка. Вот тогда я вспомнил своих мушкетеров, которые мне и подсказали в дальнейшем написать эту статью, про трех великих бассистов нашего времени. Каждый из них заслуживает отдельного уважения и места в истории, но на то они и мушкетеры, чтобы быть вместе, сражаться за любовь, добро и справедливость. В общем, не буду разводить демагогию, а сразу перейду к делу. Вашему вниманию будет представлено трио из бас мушкетеров: Стэнли Кларк, он же Атос. Виктор Вутен, он же Портос и Маркус Миллер в роли Арамиса. Каждый из них мастерски владеет своей «шпагой», имея при этом свой характер и особый стиль «фехтования». Итак, для начала я представлю каждого лично!

Ну а начнем мы, наверное, с Атоса, он же Стэнли Кларк. Что можно сказать про этого мушкетера? Больше всего, конечно, он известен по составу Return to Forever, «фьюжн» бэнда, основанного легендарным пианистом Чик Кореа. Но это всего лишь малая часть его заслуг. Мастерски владея контрабасом и бас-гитарой, его игра поражает техничностью и совершенностью. Сплавы и слияния музыкальных стилей, так же как и эксперименты над различными формами джаза, наверное, одни из основных его стихий, что и делает его интереснейшим современным композитором и музыкантом. Удивить многих - таков секретный план Стэнли Кларка в любом из его исполнений. Возьмем не совсем его музыку, но одну из драйвовых и интенсивных пьес – «A Soldier», которую сочинил нынешний клавишник бэнда Стэнли Кларка – Руслан Сирота, родом из Украины. В композиции «A Soldier», Кларк блестяще выполняет свою задачу, а именно – удивляет мастерским исполнением своей партии. Каждый последующий такт несет в себе что то новое. При первом прослушивании можно легко потеряться в догадках, что в принципе характерно для стиля «фьюжн». В самой же теме «A Soldier», Руслан выразил свое беспокойство по поводу продолжающихся конфликтах в мире, связанных с бесконечными войнами.



Скорей всего, из-за любви к «фьюжну», Стэнли Кларк не ограничивает себя в рамки, экспериментируя и изобретая все новые «финты», что только подчеркивает его технику «фехтования», а так же делает каждую композицию более индивидуальной.

Переходим к следующему борцу за справедливость – Портосу, в народе просто, Виктор Вутен. При первом знакомстве, Портос вам может показаться немного неуклюжим и смешным. Мало кто может устоять перед его улыбкой, а точней перед его огромными, передними зубами. Но это будет всего лишь первым впечатлением. На самом же деле, под маской нашего весельчака скрывается очень серьезная личность. Чувство грува и противоречие стереотипов - отчетливая черта Виктора Вутена. Про грув наверное не стоит писать, а вот по поводу стереотипов, мы сейчас как раз и поговорим. Всем нам известно, что бас в первую очередь является ритм инструментом, и что его ритмы играют, в основном для окраса перкуссии (и наооборот). А вот, кто бы мог подумать, что бас гитара может использоваться не только в качестве ритма, но и так же для построения мелодии; а тут и сами соло уже становятся как бы и ритмичные, и мелодичные. Так вот, мало наверное кто знает, что заслуга этого не легкого дела, приходится нашему Портосу, то есть Виктору Вутену. Его техника "тэппинга" на столько бесподобна, что делает его одним из лучших бассистов в мире. В целом, он и разбил стереотипы по поводу бас гитары как ритм инструмента.
Я долго думал, чтобы такое предоставить в качестве примера и решил остановиться на христианском гимне «Amazing Grace». Все таки, когда то учась в школе на американско-христианский уклон, мне приходилось петь различные песенки, что то вроде госпелов. «Amazing Grace» была моей любимой и остается до сих пор. По сей день, я не самовольно напеваю мелодию со словами: «Amazing Grace, how sweet the sound, That saved a wretch like me …». Мелодия на самом деле очень приятная и запоминающаяся. А в исполнении Виктора Вутена, она звучит не менее притягательно, чем и сами слова песни. И так, слушаем.



Ну вот и остался последний мушкетер, но возможно самый яркий и значимый персонаж нашего рассказа. Его история заключается не только в великолепных исполнениях, композициях, технике и стиле, но и то, что его деятельность была тесно связана с одной из самых значимых персон в мире джаза - Майлзом Дэвисом. Имя его Маркус Миллер, он же Арамис в среде мушкетеров. Живя в хулиганском районе, он сумел избежать «уличных» соблазнов и посвятить всю свою жизнь многочисленным музыкальным инструментам. Яркая и агрессивная манера игры на басу делает его музыку очень выраженной, и тем самым довольно подробно раскрывает мысль задуманного. Прекрасным примером послужит совместный с Майлзом Дэвисомом альбом «Tutu», посвящённый знаменитому борцу за права чёрного населения ЮАР — епископу Дезмонду Туту.



Но не только этим богат наш бас-гитарист «первой лиги» джаза. В его багаже фехтовального искусства имеется еще масса интересных приемов: мастерское владение фортепиано, саксофоном и кларнетом. На последнем, я пожалуй и задержусь. Вы спросите почему именно кларнет? Ответ можно найти в инструментальной версии Маркуса Миллера, композиции «Strange Fruit», которую написала еще в довоенные годы, великая джазовая певица Билли Холлидэй. Под словами «Strange Fruit» имеется ввиду повешенный расистами на дереве «негр», и об этом не боясь в те годы пела Билли Холидей. Что же касается нашего яркого мушкетера, то в инструментальной версии он играет не на всеми привычном инструменте, бас гитаре. Он еще является замечательным исполнителем и на бас кларнете, довольно редко встречающимся среди музыкантов. Эти навыки придают его личности особый колорит и превосходство, что делает нашего Арамиса более изобретательным и мудрым фехтовальщиком.



Вот мы и познакомились, можно сказать лично, с каждым из наших борцов за справедливость. Теперь, пожалуй, настало время для того, чтобы раскрыть великий секрет «Трех Мушкетеров», а именно, что же кроется под фразой «Один за всех и все за одного». В этом случае я обойдусь без слов, и предоставлю вашему вниманию песню Майкла Джексона, под названием «Beat It», исполненной в его честь великими и неподражаемыми бас гитаристами столетия: Стэнли Кларк, Виктор Вутен и Маркус Миллер.



На этом пожалуй, мой рассказ про отважных мушкетеров закончится, и как сказали бы Атос, Портос и Арамис - «Один за всех и все за одного!»

Семен Красулин
http://www.magmamusic.ee
www.magmamusic.ee - History & Reviews of quality and rare music. www.simonred.com - I am Simon

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: "Один за всех и все за одного" или бас трио нашего време

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт май 11, 2012 10:31

А почему именно этих музыкантов объединили в связку мушкетеров? Ровно так же можно было взять другую троицу разнохарактерных бассистов.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

simonred
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Чт май 10, 2012 17:04

Re: "Один за всех и все за одного" или бас трио нашего време

Сообщение simonred » Пт май 11, 2012 16:28

нууу, мне они как бэ по душе, поэтому я связал именно этих басистов с тремя мушкетерами. немного не понятна суть критики, если честно=) может личная неприязнь к этим трем басистам?
www.magmamusic.ee - History & Reviews of quality and rare music. www.simonred.com - I am Simon

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: "Один за всех и все за одного" или бас трио нашего време

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт май 11, 2012 17:11

никакой критики, просто стал интересен выбор.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Ответить