Art Ensemble of Chicago

Рассуждения о джазе без относительно конкретных джазовых стилей. Рецензии на джазовые и авангардные пластинки. Джазовые загадки. Сводные темы. Хит-парады. Анонсы новинок джаза и авангарда.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Klepikov Max
Сообщения: 24
Зарегистрирован: Ср сен 28, 2005 12:13
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Art Ensemble of Chicago

Сообщение Klepikov Max » Ср сен 28, 2005 12:19

К моменту создания знаменитого "Ансамбля" за плечами его музыкантов был уже весьма солидный опыт работы. Так, Митчел к своим 29 годам успел переиграть с Джоном Колтрейном (John Coltrane); Малачи Фейворс концертировал с Диззи Гиллеспи (Dizzie Gillespie), Фредди Хаббардом (Freddie Hubbard) и Арчи Шеппом (Archie Shepp); а Джармэн обучался у самого у Джона Кейджа (John Cage) и классических индийских музыкантов. Кроме того, Джармэн успел уже поруководить и своей собственной группой, куда входили Чарльз Кларк (Charles Clark), пианист Кристофер Гэдди (Christopher Gaddy) и барабанщик Турман Бейкер (Thurman Baker), а в 1967 году даже выпустил пластинку (эта группа распалась тогда же после смерти Гэдди и Кларка). Лестер Боуи прошёл отличную блюзовую школу (это, кстати, очень хорошо заметно по его эй-си эмовскому сольнику "The Great Pretender", 1981 год) с Литл Милтоном (Little Milton) и Альбертом Кингом (Albert King), а также соул с Джерри Батлеру (Jerry Butler) и Джо Тексу (Joe Tex). В 1968 году молодой Боуи даже выпустил альбом, на котором также играли Митчелл и Фейворс. Как раз Буи и привносил в звучание "the Art Ensemble of Chicago" блюзовые элементы, как ещё одну составную часть чёрной, негритянской культуры. (Кстати, если бы музыканты начинали в наши дни, то рэпа с хип-хопом - как ещё одних компонентов негритянской субкультуры - там наверняка было бы не меньше, чем блюза...). А "примкнувший к ним" Мойе успел до этого переиграть со Стивом Лейси (Steve Lacey), Фарухом Сандерсом (Pharoah Sanders) и Рэнди Уэстоном (Randy Weston).
Более того - Митчел и Фэйворс также успели поиграть вместе в "Экспериментальной группе" пианиста и кларнетиста Мугала Ричарда Эбрамса ("Muhal Richard Abrahams Experimental Band"). Они же были среди основателей "Ассоциации творческого роста музыкантов" ("Association for the Advancement of Creative Musicians"), появившейся в 1965 году в Чикаго. Кстати, как раз тогда с ними и начал сотрудничать Лестер Боуи. В рамках этой самой "Ассоциации" они (Митчелл и Фэйворс) также записали несколько пластинок.
Наконец, в мае 1967 года заявил о себе "Mitchell Art Ensemble" - фактически, предтеча "the Art Ensemble of Chicago". Участниками "Mitchell Art Ensemble" помимо Митчела были Лестер Боуи, Малачи Фэйворс и барабанщик Филипп Уилсон (Phillip Wilson). Они также сделали несколько записей, которые, правда, увидели свет лишь в 1975 году (когда музыканты уже приобрели заслуженную славу и авторитет, и из загашников извлекались все их старые плёнки – так сказать, "из раннего"). В 1968 году "Mitchell Art Ensemble" преобразовался в "Roscoe Mitchell's Art Ensemble". Преобразования коснулись как ударника (им стал Роберт Краудер), так и присоединения к ансамблю ещё одного духовика - Джармэна (он пришёл в ансамбль после трагического распада его собственной группы, о которой я упомянул выше). В том же году вышла пластинка обновлённого ансамбля, который уже стал широко известен в Чикагской авангардно-джазовой тусовке. А когда из "Roscoe Mitchell's Art Ensemble" в очередной раз ушёл очередной барабанщик (Краудер), осталась лишь указанная выше четвёрка: сам саксофонист Митчел, второй саксофонист (точнее - духовик) Джармэн, трубач Боуи и контрабасист Фэйворс.
"И пошли до городу Парижу!"
Мне точно не известна причина, по которой вся четвёрка отправилась в Европу. Возможно, они просто решили попытать счастья там, где им были рады. С одной стороны, в Европе (как и всегда в подобных случаях, когда происходит "экспорт" и ассимилирование другими странами того или иного культурного явления) авангардный джаз всё ещё продолжал находиться в чести и почёте. Кстати, именно в Европе "экспериментальные", "авангардные" джазовые концерты стали объединяться с театрализованными шоу - фактически, образовывалось синтетическое музыкально-драмматическое действо (куда зачастую входила и авангардная футуристическая поэзия), эдакое модернистское наследие Брехта. Например, в Нидерландах в этом направлении работал ансамбль Уильяма Брюкера, чьи концерты напоминали нашу "Синюю блузу" тридцатых годов. Аналогичной стилистики придерживались и группа Майка Вестбрука, и французская "Compagnie Lubat"... В общем, стремление к театрализованному выступлению "Roscoe Mitchell's Art Ensemble" нашло в Европе благодатную почву. Отсюда и сценические костюмы членов "Ансамбля", и их раскрашенные физиономии, и пляски по сцене...
С другой стороны, когда музыканты "Ансамбля" бесились в Европе, на их родине, в США, первая волна популярности фри-джаза шла на убыль (как раз AACM - "Association for the Advancement of Creative Musicians" – и была создана для того, чтобы поддержать фри-джазовых музыкантов, когда впервые наметился спад интереса к их творчеству). Фактически, "Ансамбль" возник тогда, когда в самом фри-джазе уже назрел определённый кризис - одни музыканты (Sam Rivers и направление "лофт-мьюзик") стали возвращаться к тому, что ранее так яростно отвергали (ритмика и тональность), другие (Фарух Сандерс) в своих поисках вторгались на "чужие музыкальные территории" (фанк и, позднее, диско - как выражение чёрного единения и радости через всеобщий танец). Отсюда и характерная "пост-модернистская" эклектичность самого "Ансамбля" - неизменный признак увядания любого культурного явления (от музыки и живописи до архитектуры и литературы). А тогда, на рубеже шестидесятых/семидесятых, место "рупора молодёжи" однозначно занял рок; кроме того, уже выкристаллизовывался фьюжн – то русло, куда чуть позже хлынет творческая энергия нового поколения молодых джазовых музыкантов...
Вот на этом-то бурном социо-культурном фоне и проходило становление "the Art Ensemble of Chicago". Фактически, первоначально это название просто сменило старое - "Roscoe Mitchell's Art Ensemble". У себя на родине, в Чикаго, старое название было и так всем понятно, а вот в Европе требовалось уточнение:
- Какой такой "Творческий Ансамбль Митчела"?
- Из Чикаго!
- Ах вот оно что! Настоящие американцы! Негры! Из Чикаго! Что-ж, пойдём, послушаем...
Так "Roscoe Mitchell's Art Ensemble" и превратился в "the Art Ensemble of Chicago". Несмотря на свой солидный опыт, приехавшие в Париж чернокожие музыканты были относительно молоды: в те годы Боуи ещё не исполнилось 28 лет, Митчелу едва стукнуло 29, и только двое других - Джармэн да Фэйворс - уже пересекли тридцатилетний рубеж (им было по 32 года). Что же касается барабанщика Мойе, который появился в ансамбле чуть позже, то ему в 1969 году исполнилось лишь 23 года! Как это нередко бывает с очень талантливыми людьми (по себе знаю), вся четвёрка не прочь была поребячиться в своё удовольствие. Именно это ощущение молодой творческой энергии сближало в начале семидесятых фри-джазовых музыкантов с рокерами. В этом плане "the Art Ensemble of Chicago" по своему месту в молодёжной культуре того времени был чем-то близки к нашему "Три О" в период "Перестройки" и всеобщего подъёма отечественного рок-движения. Именно поэтому 28 октября 1969 года "Творческий Ансамбль из Чикаго" выступил с концертом на знаменитом "Actuel Music Festival", проходившем в бельгийском местечке Амуж. Сцену фестиваля поочерёдно занимали авангардисты от джаза и от рока - вместе с "Soft Machine", "Pink Floyd", "Nice", "Caravan", "Blossom Toes", Капитаном Бифхартом и Фрэнком Заппой там выступили и Арчи Шэпп, и Стив Лэйси... А спустя двадцать лет точно также отечественные рокеры сметали с прилавков музыкальных магазинов пластинки "Трёх Отверстий" вместе с альбомами "Аквариума", "ДДТ" или "АукцЫона". И если большинство покупателей и не понимало тогда всех тонкостей музыки "Отверстий", построенной на свободных импровизациях (кстати, большинство приёмов "Три О" были заимствованы как раз у "the Art Ensemble of Chicago"!), то сам дух, атмосфера той музыки была очень близка и созвучна "перестроечному" поколению рокеров. Её слушали с удовольствием, не морщась. Кстати, ещё одни камушек в огород нонешнего поколения "любителей рока", принимающий за таковой всякие умы-турманы пополам со зверями-земфирами - налицо явная деградация, сколько бы сопляки из "поколения пепси" не пыжились. Дайте им послушать хотя бы "Три О", чтобы осознали наконец, что они - лишь жалкие выродки-последыши. И больше никто... То же можно сказать и о металлистах. Фрэнк Заппа, "Pink Floyd" или "Nice" стояли на одной сцене бок-о-бок с "the Art Ensemble of Chicago" и Арчи Шэппом. И отлично понимали друг друга! А теперь дайте послушать того же Шэппа нашим металлюгам, которые гордо объявляют "прогрессивными" всякие дримтиатеры пополам с психотиквальсами. Что, ребята, не по зубам музычка-то? Так что давайте без обидок! И отныне знайте своё место - оно рядом со "зверями-корнями". И воняет от этого места застарелым ссаньём из-под лестницы в тёмном подъезде...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Ср сен 28, 2005 12:43

Арт Ансамбль - хорош! а вот выпады в сторону умытурман совершенно никчему совершать, не услышат просто, потому как нету их тут :)
Кстати никто не слышал сольники Роско Митчела? я cлышал один "Nine To Get Ready" и он мне пришелся весьма по душе несмотря на траурность первой композиции :)

Аватара пользователя
Wight
Сообщения: 95
Зарегистрирован: Пт сен 02, 2005 15:42
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Re: Art Ensemble of Chicago

Сообщение Wight » Ср сен 28, 2005 13:06

Очень хороший обзорчик! Еще на прогмузике прочитал его с большим интересом. Правда, вот такие фразочки здорово портят впечатление:
Klepikov Max писал(а):Что, ребята, не по зубам музычка-то? Так что давайте без обидок! И отныне знайте своё место - оно рядом со "зверями-корнями". И воняет от этого места застарелым ссаньём из-под лестницы в тёмном подъезде...
А так — очень ценная информация, спасибо!

Я AEoC начал слушать как раз с парижских записей. Попал ко мне когда-то "Americans Swinging in Paris" 1969 года, отцифрованный с винила — я с первых звуков песенки про Yo-Yo протащился :)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Ср сен 28, 2005 14:25

Да я тоже читал на прогмьюзике это. Ждем новых рецензий.

Аватара пользователя
Muzifan
джазмен
Сообщения: 463
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:14
Откуда: moscow
Контактная информация:

Сообщение Muzifan » Ср сен 28, 2005 16:23

Klepikov Max:
Я тоже хочу присоединиться к просьбе не подмешивать к рецензиям субъктивные и отвлеченные "злободневные" суждения.

Yurry
джазмен
Сообщения: 212
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2005 10:45
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Yurry » Ср окт 19, 2005 15:43

Во как закручено! :)
Слышал их несколько дисков и парижского и ECM-овского периодов, до сих пор до конца не могу въехать, хотя кое-что нравится, особенно dreaming of the master с Nice Guys.

Ответить