Музыка-Фантазия-Реальность

Рассуждения о джазе без относительно конкретных джазовых стилей. Рецензии на джазовые и авангардные пластинки. Джазовые загадки. Сводные темы. Хит-парады. Анонсы новинок джаза и авангарда.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Музыка-Фантазия-Реальность

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт авг 21, 2008 20:51

Если кино дает нам вполне распознаваемые образы и слова, создавая некоторое соотносимое с реальностью пространство, книга дает только слова, но тоже довольно жестко создает свое пространство управляемое автором, то музыка не дает таких очевидных зацепок, чем же она так задевает человека? Как композитор достигает своей цели? Это вероятно нечто психофизическое. Можно констатировать, что Траурный марш, своим нарастанием и бесконечным повторением достигает таки своей цели и подавляет нас - но что лежит в основе этого механизма.
Музыка - другое исскуство. Музыка создает наши фантазмы (и только наши), а не "навязывает" нам фантазмы автора. Понимание в общем случае возможно только в результате резонанса. И снова вопрос, а что такое резонанс, как нам начинает нравится произведение?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пт авг 22, 2008 10:16

по этому поводу мне вспомнилось одно интервью Юсефа Латифа. там он рассказывал, что музыкальные традиции в Африке отличаются, и если в западной музыке для передачи грусти исользуется минорное звучание, в Африке грусть передают другими средствами. и Латиф говорил, что музыканты, с которыми он работал, постоянно играли не то, что от них хотел, потому что у них было своей представление, о том, как нужно музыкально выразить свою мысль.

и еще, когда слушаешь какую-то свободную музыку в присутствии других людей, ее обычно воспринимают, не так как я. для них она не ритмичная, не мелодичная, хотя для меня она именно такая. и я, сдругой стороны, тоже, слушая какую-то музыку, не могу понять, что в ней слышат другие люди.

Редкий Гость
джазофил
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
Откуда: Оренбург

Сообщение Редкий Гость » Пн окт 06, 2008 15:10

Как-то пропустил эту тему в августе, а сейчас вдруг попалась на глаза и я вспомнил книгу Макаревича "Сам овца", кот. ещё школьником читал.
Когда я учился в шестом классе, к нам в школу приезжал детский композитор Кабалевский. Это был такой сухой и очень бодрый дядька. Он показывал нам электронный инструмент «Терминвокс» — чудо отечественной технической мысли (прошло тридцать пять лет, и я увидел и услышал тот же инструмент в руках девушки исполнительницы, и это было блестяще — он до сих пор не имеет аналогов в мире), потом Кабалевский рассказывал нам, что для облегчения понимания музыки детьми он разделил ее всю на три категории — песня, марш и танец. Тут же и провел с нами эксперимент, подтверждающий правоту его метода. «Ну, что это?» — радостно вскрикивал он, наигрывая что то бодренькое на пианино. «Танец!» — хором отвечали все, включая самых тугоухих. «А это?» — «Марш!» Действительно, ошибиться было трудно.
Но меня всегда интересовало другое. Что такое мажор и минор? Нет нет, я понимаю: малая терция — минор, большая — мажор, но мы всего этого еще не знаем. Да это ничего и не объясняет. Почему малая терция — грустно? Почему любой ребенок всегда отличит грустную мелодию от веселой? Почему она всем кажется грустной?
По моему, я совершил открытие и, по моему, я его ни у кого не украл.
Если мы запишем на пленку человеческую речь и проследим за ней на дисплее эквалайзера (извините за умные слова — на экране, графически показывающем частоту звука), то увидим, что наша речь — не постоянное бубнение на одной ноте: ее мелодия взлетает вверх, опускается вниз, и между словами, как между нотами, возникают интервалы. А теперь попробуйте записать и проследить речь человека, чем то расстроенного, и речь человека, радостно возбужденного. И вы увидите, что между словами (а иногда — между слогами слов) речи человека опечаленного преобладают малые терции и квинты — постоянно прослушиваются ступени минорного трезвучия. Человек же, пребывающий в радости, глаголет квартами и большими терциями. То есть, разговаривая, человек все равно поет. Но печальная информация ложится у него на одну мелодию, а радостная — на другую.
Интересно, что все это относится к музыке (и интонациям) европейским. Если взять восточную речь и восточную музыку, то и интонации, и мелодические ходы мы услышим совсем другие, но и там печальная речь; будет так же связана с музыкой, навевающей на восточного человека печаль (на нас, может быть, и нет).
Меня в детстве занимало: почему у Битлов иногда грустные стихи поются на веселую музыку? Это вызывает театральный эффект — когда человек, смеясь, рассказывает о своем горе.
Музыка — состояние, не подкрепленное конкретной словесной информацией. Поэтому она несет, конечно, в сто раз больше, чем самые мудрые слова.

Аватара пользователя
Шух
джазмен
Сообщения: 121
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 07:47
Откуда: Ташкент

Сообщение Шух » Пн окт 06, 2008 21:18

Вообще-то - "термЕнвокс"...
It's Only Rock'n'Roll (But I Like It!)

Ответить