Слово "прагматическое", по существу, означает "буквальное". В своем сообщении я применил это слово не к музыке, а к художественным текстам. Буквальное содержание художественных текстов - это сюжет. Слово заимствовано из текста Руднева "Введение в прагмасемантику Винни Пуха".AlexMachen писал(а):Mikhail Korneev
скажите, а как нужно слушать музыку, чтобы не упустить непрагматическое содержание
Музыка, как и текст, наверно, может содержать буквальный план - мелодию (почему-то мне вспомнилась тема Травиаты). И музыка, и художественный текст способны породить в слушателе / читателе вторичные небуквальные планы - то, что мы слышим в музыке, когда говорим - "я наконец-то расслушал альбом, который до сих пор мне казался нелепицей".
Я не могу сказать с уверенностью - есть ли в музыке, которую мы слушаем, то, что мы в ней слышим, или же мы всякий раз имеем дело с результатом собственного сслушательского творчества. Контрабасист Вильям Паркер на недавнем концерте высказался в том смысле, что музыканты и слушатели в зале - это большой оркестр. Я склонен воспринимать его слова как подтверждение мысли о том, что слушатель - это со-творец, а не просто внимающий человек. Упомянутый выше Библиотекарь Борхес говорил, что книги имеет смысл перечитывать именно потому, что изменился читатель. Другими словами, книга обретает содержание только тогда, когда ее читают, и это содержание существенно зависит от читателя.
Все приведенные выше суждения не облегчают мне ответа на Ваш вопрос, который я склонен трактовать следующим образом - "Как позволить себе услышать / создать небуквальный план музыки?".
Я многократно бывал в ситуации, когда я слушал музыкальное произведение и не мог его воспринять, при этом ощущая, что "есть что-то в этой музыке". Как правило, мне помогало отрешение от критической оценки звукоряда. Я заметил, что церебрация хорошо отключается, когда мысль уходит блуждать куда-то далеко от музыки.
В общем, ответ, в итоге, таков - музыку нужно слушать внимательно, но без сосредоточения на деталях.