Личности в джазе
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Личности в джазе
Тут все говорят о личностях, иконах джаза - людях которые задавали направление развития музыкальной мысли, исполнители которых невозможно вписать в стилистические рамки. Я задался для себя вопросом, кто же это, и, в силу своих воззрений четкого ответа не нашел. Подскажите, кто же это? Могу конечно назвать гигантов типа Майлза, Колтрейна, Паркера - но все они давно описаны и названы стили у истоков которых они стоят.
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
vvb, мне кажется, было бы хорошо, если бы все, кто называет имена гигантов, хорошо знали их музыку.
Я вот не могу о себе сказать, что хорошо знаю музыку Колтрейна или, тем более, Чарли Паркера, посему не считаю себя вправе говорить об их музыке как о явлении давно описанном, сиречь - давно известном, а потому - неинтересном. (Сразу оговорюсь, что когда я здесь говорю о "знании", речь идет только о слушательском опыте человека, не имеющего музыкального образования.)
По теме - цитата из недавно прочитанного и давно опубликованного интервью Миши Менгельберга (кстати говоря, в этом интервью высказаны точки зрения на некоторые из вопросов, которые здесь обсуждались в течение последних месяцев):
Я вот не могу о себе сказать, что хорошо знаю музыку Колтрейна или, тем более, Чарли Паркера, посему не считаю себя вправе говорить об их музыке как о явлении давно описанном, сиречь - давно известном, а потому - неинтересном. (Сразу оговорюсь, что когда я здесь говорю о "знании", речь идет только о слушательском опыте человека, не имеющего музыкального образования.)
По теме - цитата из недавно прочитанного и давно опубликованного интервью Миши Менгельберга (кстати говоря, в этом интервью высказаны точки зрения на некоторые из вопросов, которые здесь обсуждались в течение последних месяцев):
Вообще-то Монк - не совсем американец, потому что всегда находился в стороне, в тени основного направления американского джаза.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
А меня в этом интервью зацепило вот это:
Забавно, кстати, что многие из тех музыкантов, кого мы причисляем к джазу, от этого понятия открещивались - в частности, тот же Макс Роуч. Подобно тому, как Дебюсси ненавидел термин "импрессионизм", а основатель минимализма Терри Райли всячески критикует термин "минимализм"... Художнику тесно в предписанных рамках - и на словах, и на деле....хочу задать Вам один из так называемых "метафизических" вопросов: что Вы считаете более важным для художника и, само собой, для музыканта - иметь ЧТО сказать или КАК?
- Смешная проблема! Разумеется, ЧТО! Если у человека есть ЧТО сказать, он начинает искать и думать, КАК это сделать.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Nikolai Shienok
- джазофил
- Сообщения: 777
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
- Откуда: Москва-Химки
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
а я очередной раз хочу сказать, что это не дело художника определять свою стилистическую направленность и, тем паче, пытаться себя вписать в какое нибудь из муз направлений, более того - это вредно! Художник не должен себя ограничивать, мол "я авангардист и всё тут, лирику мне играть не к лицу", думаю, должно пытаться выразить свою мысль не сковывая себя применяемым инструментом и формами.Roman писал(а):Забавно, кстати, что многие из тех музыкантов, кого мы причисляем к джазу, от этого понятия открещивались - в частности, тот же Макс Роуч. Подобно тому, как Дебюсси ненавидел термин "импрессионизм", а основатель минимализма Терри Райли всячески критикует термин "минимализм"... Художнику тесно в предписанных рамках - и на словах, и на деле.
Стили определяют музыковеды и критики, музыку создают музыканты. Таким образом рассуждение о стилях и личностях в музыке не коим образом не противоречат друг другу, они параллельны. В теории множеств есть понятие "отображение" - когда элементу одного множества соответствует элемент другого. Так и множеству действий музыкантов соответствует более или менее определенное множество стилей, направлений, движений etc.
Таким образом каждый музыкант в определенный момент творческого развития, определяется музыковедами и критиками, определяется вектор его развития и стилистическое соответствие. Зачем это нужно? Мне очень понравился музыковедческий экскурс проведенный Романом:
Roman писал(а):В таком случае, как мне кажется, Вы несколько поторопились, подписываясь под утверждением Петра Ганнушкина. Дело в том, что музыковедение, в частности - музыкальная критика как составляющая этой отрасли музыкальной деятельности - начиная с некоторого времени оказывает весьма существенное влияние на развитие музыкального искусства. Происходит это потому, что профессиональная музыкальная критика воздействует в значительной степени на тех, кто эту музыку непосредственно создаёт, а также делает существенный вклад в формирование эстетических вкусов аудитории. Труды австрийского музыковеда и критика Ганслика вдохновляли виднейших композиторов конца XIX века; работы Яворского позволили "расшифровать" основы гармонического языка Скрябина, а книга Курта "Кризис романтической гармонии в "Тристане" Вагнера" позволила по-новому взглянуть на завоевания позднего романтизма. О влиянии критических работ Адорно на музыкантов второй половины ушедшего века и говорить не приходится. Если бы не поддержка Стасова - мощнейшего музыкального критика России - то неизвестно, как сложилась бы судьба композиторов "Могучей кучки". И - если бы не резко отрицательная профессиональная критика в адрес первой симфонии Рахманинова, то неизвестно, появилось бы это значительное явление в истории русской музыки - имею в виду Сергея Рахманинова, который три года вообще ничего не писал после провала первой симфонии...
К сожалению, критиков обычно воспринимают как критиканов - при этом забывая, что именно критика формирует общественное мнение и характер восприятия музыкального произведения. И даже критиканы могут сыграть свою роль в истории музыки - как, например, они в значительной степени затормозили развитие академической музыки в СССР, разделив музыку на "живую" и "мёртвую"... и Бог знает, сколько нам ещё разгребать последствия этой акции.
Вы по-прежнему будете утверждать, что критика не оказывает на историю музыки никакого влияния?
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
Чик в явном виде позиционировал себя как entertainer, то бишь - развлекатель. Другими словами, сделал худшее, что можно сделать по отношению к джазу - обладая несомненным авторитетом, пусть не прямо, но косвенно объявил джаз вторичной, функциональной музыкой.
Для широкой аудитории (имею в виду всех людей, которым небезразлична музыка как таковая), я думаю, это существенное влияние - потому что у многих людей создается впечатление, что музыка Чика - и есть весь джаз, хотя в содержательном отношении именно она зачастую маргинальна.
Я - его давний слушатель (правда, давно его не слушал...), и мне не вполне понятно, как в человеке может произойти трансформация такого рода - я имею в виду, если слушать его записи в хронологической последовательности...
Для широкой аудитории (имею в виду всех людей, которым небезразлична музыка как таковая), я думаю, это существенное влияние - потому что у многих людей создается впечатление, что музыка Чика - и есть весь джаз, хотя в содержательном отношении именно она зачастую маргинальна.
Я - его давний слушатель (правда, давно его не слушал...), и мне не вполне понятно, как в человеке может произойти трансформация такого рода - я имею в виду, если слушать его записи в хронологической последовательности...
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
не уверен, что он личность ознаменовавшая собой революцию. Просто творил он много, - много хороших работ
Такое большое количество работ и есть революция так как до него небыло написано столько замечательной музыки 1-м человеком.
А что касается второстипенности, может его творения и уходят от стандартов джаза, но это говорит о том что его индивидуальность и привнесла революционную новизну, так как я больше такой музыки ниукого не слышал, разве что его последователей Dave Weckl или John Patitucci.
По поводу развлечения толпы можно было бы сделать такой вывод неграмотно отнесшись к его творчеству и просмотрев его концерт, что касается работ CHILDREN SONGS, FRIENDS, SEABREAZE, SEPTET и многих других - чувствуется вполне серьезный професианализм и фирменное "Я" Чика Кореа.
Бесспорно это не джаз в чистейшем его проявлении, но это и есть та революция, которой давненько до него небыло.
Такое большое количество работ и есть революция так как до него небыло написано столько замечательной музыки 1-м человеком.
А что касается второстипенности, может его творения и уходят от стандартов джаза, но это говорит о том что его индивидуальность и привнесла революционную новизну, так как я больше такой музыки ниукого не слышал, разве что его последователей Dave Weckl или John Patitucci.
По поводу развлечения толпы можно было бы сделать такой вывод неграмотно отнесшись к его творчеству и просмотрев его концерт, что касается работ CHILDREN SONGS, FRIENDS, SEABREAZE, SEPTET и многих других - чувствуется вполне серьезный професианализм и фирменное "Я" Чика Кореа.
Бесспорно это не джаз в чистейшем его проявлении, но это и есть та революция, которой давненько до него небыло.
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Arthurchik
а я соглашусь с Mikhail Korneev и bemsha
а я соглашусь с Mikhail Korneev и bemsha
это не показатель и вовсе не революция, меряться количеством альбомов - глупо! Тем более на этом форуме. Уверяю вас таких плодовитых исполнителей много, для примеру обращу ваше внимание на дискографию господина Зорна или поближе к Кориягосподин Джарретт, а вот Peter Brötzmann и это просто навскидку первые три вспомнившиеся исполнителя.Такое большое количество работ и есть революция так как до него небыло написано столько замечательной музыки 1-м человеком.
ну а это совсем уж странно.Бесспорно это не джаз в чистейшем его проявлении, но это и есть та революция, которой давненько до него небыло.
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
Ну Зорн, тут уж объективно не авторитет, в сравнением с Чиком. Просто очень сложная у чика музыка и понять её не просто, а вы зациклились на Колтрейнах и подоюном - у них в голову влетело, сыграл и забыл. Фри джаз - совсем другая культура, может поэтому у нас разные мнения. Но темнеменее мнение это есть мнение... на вкус и цвет...
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
А зачем что-то знать? главное слышать и понимать... понимать как она делается а не знать что это всеуважаемая музыка... Зорна я и сам уважаю, но не могу не признать что у него большинство музыки написано грубо говоря отфанаря. Уважаю за немногие смысловые альбомы. Я уверен что Вы и сами не слушаете больше 5-ти его альбомов регулярно. Для того же фри-джаза нужно гораздо больше чуствовать музыку и ритм. Нужно больше таланта. А что касается Circle - человек показал, что он может, и не остановился на данном, пошел продвигаться дальше, делать революцию, может не в классическом как Вы любите джазе а в музыке как таковойvvb5p писал(а):очень смешно! вы ничего не знаете про фри, про музыку Зорна и, судя по всему, про фри-джазовую ипостась уважаемого вами Армандо Энтони - Circle
Шух, у меня нет этого альбома к сожалению, может подскажите где скачать? С радостью выскажу своё мнение
Последний раз редактировалось Arthurchik Вс окт 21, 2007 16:16, всего редактировалось 1 раз.
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
Еще один гигант которого часто упускают из вида это автор самого "философского" джаза Bill Evans. И вообще многие присутствующие не очень чтят фортепианный джаз, чья музыка более насыщенная и смысловая чем саксовая, а я считаю что наряду с Майлзом, Паркером и Колтрейном можно поставить Oskar Petersonа, Duke Ellingtonа и многих других пианистов, так как джаз играть на рояле, на мой взгляд намного сложнее чем на трубе или саксе
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
Именно на рояле играл раз 5, а вообще на фортепиано оно же пианино а также синтезатор (миди клавиатура с чувствительным звукоизвлечением- имитация нажатия клавиш с молоточной системой как у рояля)karaboujan писал(а):Скажите, а вы сами на чём играете? На духовых или на рояле?
На саксофоне не играл ниразу, на трубе пробовал- сама система звукоизвлечения намного сложнее нажатия пальцем на клавишу как у пианино, если Вы об этом. А как насчет того что пианист играет как соло так и аккомпонимент? В отличии он саксофониста ему нужно следить мозгами за большим количесвом "операций в секунду" скажем так. Бывают произведения подразумевающие даже 3-х голосую полифонию (чаще встречается в классике, Бах например) На отточеном уровне композицию сыграть легко, а что насчет джазовой импровизации?
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Для справки - класс инструментов, называемый "фортепиано", включает в себя рояль и пианино.Arthurchik писал(а):Именно на рояле играл раз 5, а вообще на фортепиано оно же пианино ...
А как насчёт того, что саксофонисту или трубачу надо следить за распределением дыхания и оттенками звукоизвлечения, коих (в отличие от фортепиано) у духовых несметное множество? В каждом инструменте есть свои сложности.Arthurchik писал(а):А как насчет того что пианист играет как соло так и аккомпонимент?
У Баха в одной из фуг "Хорошо темперированного клавира" - даже пять голосов.Arthurchik писал(а):Бывают произведения подразумевающие даже 3-х голосую полифонию
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
А как насчёт того, что саксофонисту или трубачу надо следить за распределением дыхания и оттенками звукоизвлечения, коих (в отличие от фортепиано) у духовых несметное множество?
Распределение дыхания это лишь дело освоения техники, Вам может казаться это сложным, потому, что Вы не играете, а у любого опытного саксофониста это приходит с опытом подобно как и нажатие на педали ногами на фортепиано.
Я же считаю что умение дуть громче или тише, так или иначе - это мастерство "духа" скажем так, а что касается умения воипспроизводить музыку - это мастерство интеллекта, что намного сложнее.
Распределение дыхания это лишь дело освоения техники, Вам может казаться это сложным, потому, что Вы не играете, а у любого опытного саксофониста это приходит с опытом подобно как и нажатие на педали ногами на фортепиано.
Я же считаю что умение дуть громче или тише, так или иначе - это мастерство "духа" скажем так, а что касается умения воипспроизводить музыку - это мастерство интеллекта, что намного сложнее.
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Не похоже, конечно. Потому что это альтовая блокфлейта. Только если в неё просто "дуть", то выйдет банально и совершенно неинтересно. Потому приходится изобретать разнообразные приёмы звукоизвлечения - к тому же, это безумно интересно. Кстати говоря, несмотря на множество различий, техника игры на любых духовых инструментах имеет множество общих черт.Arthurchik писал(а):не похоже на саксофон, чье звукоизвлечение имеет сущесвенную разницу. А в эту штуковину нужно просто дуть
Что понимается под "воспроизведением музыки"? Копирование нотного текста? Его интерпретация? Импровизирование? И по каким критериям вы оцениваете, что сложнее, а что проще?Я же считаю что умение дуть громче или тише, так или иначе - это мастерство "духа" скажем так, а что касается умения воипспроизводить музыку - это мастерство интеллекта, что намного сложнее.
Уверяю Вас - "мозговая работа", на которую Вы делаете упор, у пианистов ничем не отличается от подобной деятельности саксофонистов, трубачей, контрабасистов и иже с ними. Просто у каждого инструмента есть своя специфика, и рояль отнюдь не исключение. Координационные задачи, к примеру, у ударников серьёзнее, чем у пианистов. У органистов, использующих педаль - тем более. Но степень музыкальности не определяется уровнем техничности - это совершенно разные вещи. И от специфики инструмента это совершенно не зависит.В отличии он саксофониста ему (пианисту) нужно следить мозгами за большим количесвом "операций в секунду" скажем так. Бывают произведения подразумевающие даже 3-х голосую полифонию (чаще встречается в классике, Бах например) На отточеном уровне композицию сыграть легко, а что насчет джазовой импровизации?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация: