Попытка разграничения понятий
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Попытка разграничения понятий
Вот тут я нашёл довольно интересную попытку классификации импровизационной музыки, которую и предлагаю вашему вниманию:
The norms go as follows
1) If it's out (of jazz) and mainly improvised and rhytmically it swings it's "Free Jazz"
2) If it's improvised and out and does not swing it's "Free Improvisaton"
3) If it's out but mainly composed with some conventional instruments and it does not swing it's "New Music"
4) If it's out but and doesn't swing and is not played with conventional instruments or it does have conventional instuments but they are played with heavy electronic effects or are prepared it's "Experimental".
Согласны ли вы с таким подходом?
The norms go as follows
1) If it's out (of jazz) and mainly improvised and rhytmically it swings it's "Free Jazz"
2) If it's improvised and out and does not swing it's "Free Improvisaton"
3) If it's out but mainly composed with some conventional instruments and it does not swing it's "New Music"
4) If it's out but and doesn't swing and is not played with conventional instruments or it does have conventional instuments but they are played with heavy electronic effects or are prepared it's "Experimental".
Согласны ли вы с таким подходом?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
Вроде бы неплохая классификация. Вопросы к ней у меня возникли такие -
1) In или Out - неужели это так очевидно?
Видимо, нужно читать текст по ссылке, чтобы понять, как опознать Out.
Почему современная нам импровизационная музыка ищет себе те или иные названия, но в любом случе - стремится быть вовне джаза - OUT, отказываясь считать себя его эволюционным продолжением?
Я думаю, ответ мне известен - для того, чтобы никто не пенял - "да разве это джаз? с какой стати вы эту музыку джазом называете?"
Что-то говорит мне, что найдется множество людей, которые зададут этот вопрос и тому, кто In, и тому, кто свингует.
Этот ответ объясняет стремление отмежеваться от узко (но массово) понимаемого джаза, но в классификационном, генеологическом смысле вряд ли этот ответ честен, потому что импровизационная составляющая, как мне кажется, в современной европейской и американской импровизационной музыке происходит от джаза.
2) New Music - mainly composed - эту статью имеет смысл включать в классификацию, но не в одном ряду с прочими, а как указание на то, что НЕ является импровизационной музыкой.
Кстати говоря, не так просто опознать на слух разницу между пунктами 2 и 3 классификации - "Free Improvised" и "New Music". Я имею в виду - часто пассажи, звучащие как импровизация, записаны заранее на бумаге.
3) В пункте 4 "Experimental Music" вообще отсутствует упоминание импровизации. О "New Music" укзано явно - преимущественно композиционная.
Выходит - собственно импровизаиционная музыка делится пополам - на "Free Jazz" и "Free Improvised" - по принзаку "свинует / не свингует".
На мой взгляд, этот дифференциатор - тоже не очень явный. Отношение современных музыкантов к ритму совсем не такое, как десятилетия назад.
1) In или Out - неужели это так очевидно?
Видимо, нужно читать текст по ссылке, чтобы понять, как опознать Out.
Почему современная нам импровизационная музыка ищет себе те или иные названия, но в любом случе - стремится быть вовне джаза - OUT, отказываясь считать себя его эволюционным продолжением?
Я думаю, ответ мне известен - для того, чтобы никто не пенял - "да разве это джаз? с какой стати вы эту музыку джазом называете?"
Что-то говорит мне, что найдется множество людей, которые зададут этот вопрос и тому, кто In, и тому, кто свингует.
Этот ответ объясняет стремление отмежеваться от узко (но массово) понимаемого джаза, но в классификационном, генеологическом смысле вряд ли этот ответ честен, потому что импровизационная составляющая, как мне кажется, в современной европейской и американской импровизационной музыке происходит от джаза.
2) New Music - mainly composed - эту статью имеет смысл включать в классификацию, но не в одном ряду с прочими, а как указание на то, что НЕ является импровизационной музыкой.
Кстати говоря, не так просто опознать на слух разницу между пунктами 2 и 3 классификации - "Free Improvised" и "New Music". Я имею в виду - часто пассажи, звучащие как импровизация, записаны заранее на бумаге.
3) В пункте 4 "Experimental Music" вообще отсутствует упоминание импровизации. О "New Music" укзано явно - преимущественно композиционная.
Выходит - собственно импровизаиционная музыка делится пополам - на "Free Jazz" и "Free Improvised" - по принзаку "свинует / не свингует".
На мой взгляд, этот дифференциатор - тоже не очень явный. Отношение современных музыкантов к ритму совсем не такое, как десятилетия назад.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Всё дело в том, что форум, с которого позаимствована эта классификация, носит название Freejazz.Org. И тема, из которой взят фрагмент поста, посвящена обсуждению того, как классифицировать импровизационную музыку и каким образом коррелировать её с понятием "джаз".In или Out - неужели это так очевидно?
Видимо, нужно читать текст по ссылке, чтобы понять, как опознать Out.
У меня как раз вызывает некоторые сомнения первый пункт классификации, поскольку фри-джазовые пионеры - Коулмен, Айлер и другие - стремились отмежеваться прежде всего от самой характерной и самой консервативной стилевой составляющей - свинга. Мелодические и (временами) даже гармонические модели фри-джазовые музыканты частенько использовали самые что ни на есть традиционно-джазовые. Поэтому, с одной стороны, грань между фри-джазом и импровизационной музыкой довольно тонка, а с другой стороны - более-менее ясный водораздел между этими двумя направлениями провести можно, если анализировать интонационные модели, используемые импровизаторами. В первом случае характер интонирования будет в значительной степени связан с джазом, во втором мы обнаружим скорее связь с академической музыкой в плане интонации. Но, повотрюсь, грань крайне тонка и часто незаметна.
PS - это мой сотый пост на форуме
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Roman
по поводу сотого поста - поздравляем!
По поводу написанного:
1. Фри джаз - джазовый, а свободная импро академическая и грань тонкая - это да, на много-много процентов!
2. Не знаю что такое "новая музыка"
и три: экспериментал традиционно это изыскания на почве индастриала и иных шумовых видов музыки.
по поводу сотого поста - поздравляем!
По поводу написанного:
1. Фри джаз - джазовый, а свободная импро академическая и грань тонкая - это да, на много-много процентов!
2. Не знаю что такое "новая музыка"
и три: экспериментал традиционно это изыскания на почве индастриала и иных шумовых видов музыки.
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
Манера интонирования как отличительное свойство джаза / фри-джаза - полностью согласен... Возникла ассоциация в связи с недавним обсуждением на форуме визита Арчи Шеппа - возможно, это тот музыкант, в игре которого интонирование, и только оно, составляет музыкальную индивидуальность. Те немногие его записи, которые я слышал, приводят к этой мысли.
Что касается свинга, я думаю, что тот человек, который писал классификацию, имел в виду особенность джазового музицирования - ритмические сдвиги относительно метра. Это явление, наверно, и следует называть свингом. Вряд ли пионеры фри стремились отказаться от этого. Скорее всего, в их случае, речь шла о каких-то ритмических структурах опуса в целом, а не о микросдвигах.
Что касается свинга, я думаю, что тот человек, который писал классификацию, имел в виду особенность джазового музицирования - ритмические сдвиги относительно метра. Это явление, наверно, и следует называть свингом. Вряд ли пионеры фри стремились отказаться от этого. Скорее всего, в их случае, речь шла о каких-то ритмических структурах опуса в целом, а не о микросдвигах.
Еще одна ассоциация - на днях с удовольствием переслушал фортепианные сонаты Сергея Прокофьева в исполнении какого-то финского пианиста. Не джаз, композиционная музыка - ну чем не New Music? По-моему, очень неудачный термин. Слово New давно пора считать собственносью маркетологов.2. Не знаю что такое "новая музыка"
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
не совсем согласен по поводу определения фри джаза...это просто новоя стадия развития джаза, ну хоть убейте ...кул, би-поп, хард-боп..фри джаз....это тот же более свободный боп(где явна ритмическая основа)...все остальное - это уже свободная импровизация с джазовыми элементами (использует джазовые гармонии) либо и тд по списку...