Про импровизацию

Обучение джазу и импровизации. Поиск джазовой информации и обмен.Технические вопросы.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Про импровизацию

Сообщение Konstantink52 » Вс ноя 08, 2009 00:18

Скоро читать доклад на педагогических чтениях в музыкально-педагогическом колледже. Готовлюсь :)
Хочется выслушать мнения - чем дополнить, что убрать и т.д. Вопросы...


Педагогические возможности музыкальной импровизации
в профессиональной подготовке учителей музыки


К вопросу об актуальности темы. В настоящее время в российском обществе в социально-экономической сфере происходят глобальные изменения. Успешность жизнедеятельности человека в интенсивно развивающемся и усложняющемся мире зависит от его способности находить оригинальные, неожиданные решения, соответствующие своеобразию ситуации, уметь своевременно корректировать свою деятельность и реагировать на требования, предъявляемые изменяющейся средой, проявлять креативность. В связи с этим особое значение приобретает проблема поиска эффективных путей сознательного и преднамеренного управления творческой деятельностью, а также раскрытия и развития созидательного потенциала человека.
Важную роль в процессе формирования креативности как способности к творчеству играет учебно-воспитательный процесс. Одной из глобальных проблем современной системы обучения является существующий разрыв между общественными потребностями в творческих личностях, с одной стороны, и содержанием образования - с другой. Решение данной проблемы мы видим в обращении к художественно-творческим видам музыкальной деятельности. Одной из наиболее живых и активных форм творчества является импровизация. Занятия импровизацией предоставляют значительные возможности для развития созидательных и профессиональных способностей учащихся.
Сущность импровизации. Импровизация лежит в основе человеческого существования, она более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Сущность музыкальной импровизации – это процесс создания музыкальной ткани одновременно с ее воспроизведением. В ее основе лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках экспромтом и сразу в законченном виде.
Обучение импровизации – это одновременно обучение и освоение всего комплекса музыкальных знаний, умений и навыков, задействованных в самом процессе импровизации, оно предполагает обязательную профессиональную подготовку.
Существование самого предмета Импровизация в музыкальной образовательной системе и освоение учащимися навыков импровизации способствуют решению следующих важных с позиции полноценности и состоятельности учебного процесса проблем:
1. потребности в развитии творческого, созидательного потенциала студентов, их креативности. Об этом было в начале доклада – об актуальности воспитания гибкой и творческой личности в условиях современности.
2. обновления учебного процесса и насыщения его новыми видами деятельности, вызывающими потребность приложения творческих усилий. Необходимо создать педагогическую ситуацию, требующую от учащихся проявления, следовательно – и развития, их творческих способностей, креативности.
3. развития у студентов навыков педагогической импровизации как умения быстро анализировать и оценивать постоянно меняющиеся педагогические ситуации и принимать мгновенные творческие решения, что положительно скажется на их общем уровне педагогической подготовки, поможет ориентироваться в неожиданных ситуациях на практике и позволит наиболее эффективно воплотить творческие замыслы учителя.
4. формирования музыкального мышления учащихся как способности мыслить музыкальными категориями и образами.
5. совершенствования исполнительских умений и навыков, повышение уровня владения музыкальным инструментом.
6. развития музыкального слуха во всех его проявлениях, чувства метроритма, способности к сочинению музыки.
7. расширения сферы применения профессиональных возможностей учащихся и, соответственно, увеличения количества вероятных точек приложения их производственных усилий.
8. определения профориентации и формирования педагогической направленности как личностного качества студентов благодаря их более высокому уровню и большему количеству профессиональных компетенций.
9. предоставления возможности непосредственного использования в исполнительской практике комплекса теоретических знаний, что способствует формированию целостности образовательного пространства и его логической обусловленности.
Одна из существенных проблем образования: некоторые учащиеся по разным причинам недооценивают значимость цикла музыкально-теоретических дисциплин, не видят практической ценности освоения теоретических предметов, что крайне негативно отражается на их уровне профессионализма. Именно эту ситуацию призван решить предмет Импровизация, в равной степени состоящий как из теории, так и из практики музыкального творчества. Обучаясь импровизации, учащиеся осознают собственную потребность наличия у них теоретических знаний, укрепляют и расширяют их.
10. реализации и усиления межпредметных связей со смежными дисциплинами учебного цикла, что положительно сказывается на качественном уровне образования.
11. актуализации учебно-методического и практического исполнительского материала как в общих чертах - реализуя современные педагогические тенденции, так и в частных случаях - отображая сиюминутное настроение исполнителя или выполняя в настоящем времени непосредственные требования аудитории слушателей или обучающихся.
Следует обратить внимание, что внедрение в исполнительскую практику спонтанности как актуального для музыканта явления, способного максимально искренне отразить гамму его сиюминутных настроений, впечатлений и переживаний, является важным фактором преодоления коммуникационного барьера исполнитель-слушатель.
Кроме того, немаловажное значение для формирования положительной мотивации к обучению музыкальному искусству в целом имеет выбор учебного репертуара. А поскольку музыка своими истоками уходит в глубокую древность, на данный момент человечеством создано колоссальное количество музыкальных произведений, и по понятным причинам объем музыки современности находится в безоговорочно меньшей пропорции в сравнении со всем накопленным ранее музыкальным материалом. Это является одним из факторов, объясняющих преобладающую в процессе обучения роль музыки предшествующих современности эпох. Образование, основанное на постижении проверенных временем и художественно значимых образцов музыкального творчества прошлых эпох, является необходимым, но в настоящих условиях – недостаточным, что обуславливает значение импровизации как искусства всегда современного, существующего в рамках настоящего времени.
12. реализации концепции универсальности получаемых знаний как совокупности творческих исполнительских методик и навыков и возможности применения их на практике в рамках любых жанровых и стилистических особенностей музыкальной культуры разных эпох и народов.
Не смотря на то, что модернизация отечественного образования ориентирована не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их познавательных и созидательных способностей, основное внимание в работе учебных заведений, как правило, уделяется трансляции готовых знаний ученику. Современная наука об образовании, конечно, не отвергает действенности педагогических нормативов, но признает возможность нанесения ими вреда при условии их абсолютизации. Мы особо обращаем внимание на то, что импровизация не дает готовых решений конкретных исполнительских задач, она предоставляет возможность учащимся обучиться методики их поиска.
Подведем итог. Реализуя концепцию творческого подхода в организации деятельности, освоение основ музыкальной импровизации позволяет отойти от традиционной схемы обучения, построенной на принципах трансляции инвариантных знаний и моделей деятельности, оно предоставляет учащимся возможность раскрыть собственный творческий потенциал и развить навыки креативности. Также за счет имеющихся тесных межпредметных связей с различными дисциплинами музыкального образовательного цикла повышает общий уровень профессионализма студентов, что позволяет более широко и полно реализоваться будущим молодым специалистам.
В целом все вышеперечисленное является отражением современных инновационных тенденций в области отечественного музыкального образования.
Последний раз редактировалось Konstantink52 Пт дек 18, 2009 14:25, всего редактировалось 4 раза.

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вс ноя 08, 2009 15:35

Для музыкальной импровизации характерно то, что создание музыкальной ткани и ее воспроизведение совпадают во времени. «
Разумеется существует мельчайший дилей между ними.


«... и в ее основе лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках, экспромтом и сразу в законченном виде.»
Неточно !Внезапный творческий импульс может возникнуть уже в процессе игры, а в начале вообще отсутствовать- требуется его спровоцировать.Тут имеют значения первый звук,или первые звуки,открывающие врата для взлета фантазии.

«и сразу в законченном виде»
Совсем необязательно;поэтому тезис Ал.Козлова о спонтанной и безошибочной импровизации сам по себе ошибочен.Стифен Нахманович пишет о «Power of Mistakes».
«освоение основ музыкальной импровизации позволяет отойти от традиционной схемы обучения, построенной на принципах трансляции инвариантных знаний и моделей деятельности»
Особенно в начальной стадии!
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Вс ноя 08, 2009 21:50

Инженер, очень спасибо за правки.
Требуется уточнить. Считаете ли Вы принципиально важным внести в текст уточнения о мельчайшей разнице во времени от момента создания музыкальной ткани до момента ее воспроизведения?

О необходимости провокации творческого импульса полностью согласен. Это вопрос уже методики, он более глубинный. Почему-то я не могу усмотреть неточность во фразе про то, что в основе импровизационной деятельности "лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках, экспромтом и сразу в законченном виде". Это для меня важно - уточните, пожалуйста.

Законченный вид импровизации - это о невозможности правки и отбора/подбора ее вариантов постфактум. С тезисом о безошибочности я бы тоже не согласился, ибо в случае отсутствия возможности ошибаться нет и необходимости импровизации обучаться и обучать ;) Но об этом я и не буду говорить...

Считаете ли Вы принципиально важной необходимость внести в текст дополнение о том, что отход от традиционной схемы обучения в рамках освоения основ импровизации особенно проявляется на начальной стадии? Я с этим согласен, но это вовсе не означает, что в стадии более продвинутого обучения мы вернемся к педагогическим догмам. И я считаю, что освоение каких-либо основ и так происходит именно на начальной стадии обучения...

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вс ноя 08, 2009 21:59

Konstantink52 писал(а):ребуется уточнить. Считаете ли Вы принципиально важным внести в текст уточнения о мельчайшей разнице от момента создания музыкальной ткани до момента ее воспроизведения?
Не могу сказать;почитайте книгу об импровизации Сергея Мальцева, где он говорит и о психологии всего процесса.Если быть предельно точным,может нужно указать:"почти совпадают по времени".
Konstantink52 писал(а):Почему-то я не могу усмотреть неточность во фразе про то, что в основе импровизационной деятельности "лежит принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках,
Если творческий импульс есть некой маленькое(или огромное) вдохновение,то при отсутствии оного можно начать с разогревания слуха- своего и слушателей.Так происходит в арабской музыке,когда сначала разыгрывается таксим,основанный на одном из восточных ладов,но сдобренный личными украшениями.Это еще не импровизация,но ее подготовка вслух.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Пн ноя 09, 2009 00:08

Понял, в чем дело. Я здесь говорю о творческом импульсе как о самом акте созидания, а не как о предпосылках к нему :) Идея в том, что само творчество реализуется непосредственно в звуках и исключительно через них, а, например, не в рамках интерпретации. Но ради уменьшения количества разнотолков я уберу из того предложения одну запятую. Может, так лучше: "принцип, реализующий внезапный творческий импульс непосредственно в звуках экспромтом и сразу в законченном виде"?

"Почти" - добавил для точности.

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн ноя 09, 2009 02:01

Konstantink52 писал(а):, но это вовсе не означает, что в стадии более продвинутого обучения мы вернемся к педагогическим догмам.
Вместо" к педагогическим догмам" естественнее использовать "к коллективному педагогическому опыту".Его ценность невозможно ни переоценить,ни умалить.Не будем делать ошибку профессора по скрипке в МГК,не имеющего ни малейшего понятия в преподавании индийской музыки на скрипке,но пытающегося об этом судить- в обратном направлении.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Пн ноя 09, 2009 22:24

Я не даю оценок существующей ситуации в образовательной области. А наличие необходимости внесения корректив и обновления педпроцесса - это явление естественное и постоянно присутствующее, независимо от нашего к нему личного отношения. Все это никак не дает никаких характеристик - это просто данность.
Догмы - есть, но это не значит, что это плохо. Мало того - от них никак повсеместно и не избавиться. Но соль в том, что именно таким образом и избавляться не надо, а даже вредно.

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Вт ноя 17, 2009 21:01

Исправил по мелочи разное...

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Пт дек 18, 2009 14:27

Много исправил. Сегодня отчитал на областных чтениях :)
Долго откладывали - карантин помешал. Но тем не менее...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт дек 18, 2009 14:52

Konstantink52
как прошло, результат покажите?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Пт дек 18, 2009 16:38

хм... какой результат? Зачитал, ответил на вопросы, организаторы издали сборник со всеми материалами чтений по разным дисциплинам, дали мне какую-то бумагу об участии - все :)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт дек 18, 2009 18:44

Ну значит прошло нормально-а это главное.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Сб дек 19, 2009 00:42

да там вряд ли бы что-то могло пройти ненормально, мне самое главное было в среде знающих людей не вызвать некоего, так скажем, недоумения от моих высказываний ;)

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Сб дек 19, 2009 07:42

А в каком городе это происходило?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Konstantink52
джазмен
Сообщения: 130
Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
Откуда: Москва

Сообщение Konstantink52 » Сб дек 19, 2009 15:54

в Омске

Ответить