Хроматическая концепция
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
Хроматическая концепция
Только недавно наткнулся и был приятно удивлён - оказывается, в совр.джазовом мире есть целое комьюнити, противостоящее традиционной аккордо-ладовой системе импровизации.
Смысл простой, но следствия драматические.
Как мы все привыкли по фундаметальным советским джазовым учебникам (да и по Беркли тоже, как оказалось), в джассе, мол, активный словарь импровизатора состоит во владении ладами, которыми он может обыграть каждый тип септаккорда. Ну и, соответственно, связывая эти лады, получается вроде что-то когерентно-мелодическое. Кто-то ещё подозревал, что это довольно тупо?
И вот наткнулся на альтернативу. в общем, конечно баян, но кому-то, думаю, может пригодиться.
суть - вместо юзания полных ладов, юзать секстахорды, но не линейно, а как связку двух трезвучий. трезвучий или реальных (функциональных) или как любое сочетание трёх нот.
Однако, юзание функциональных трезвучий ловчее. Т.к. архетипически они устойчивы, и, жонглируя парой трезвучий (не имеющих общих нот), также жонглируешь и устойчивостью, кагбэ сильной-слабой долей.
Допустим, можно взять мажорное трезвучие (пусть оно будет тоническим), и с bV построить что-то ещё, которое возьмёт на себя функцию доминанты. Тренировать это очень полезно, даже не с точки зрения идиомы (а Колтрейн, сдаётся, и тут порылся), а с точки зрения построения более мелодичных, осмысленных и, главное (во что часто впадают импровизаторы, включая меня), не впадая в унылую линейность (на каком бы хиповом ладу эта линейность не базировалась).
Тренировать это можно по всякому, но особенно эффектно, по моему, когда от обращения первого трезвучия, сохраняя инерцию движения (вверх или вниз), переходишь ко второму, от него - к следующему обращению первого и до предела диапазона инструмента. потом так же в обратном направлении.
с пентатониками (любыми) такой же расклад если применять, получается ещё интереснее, т.к. идёт жонглёж обращениями трезвучий и обращениями экстра-интервала, при котором "за счёт нечёта", всё занятно смещается на фоне бэкбита =)
Собственно, сабж. Мысли, каменты, рекомедации?
Смысл простой, но следствия драматические.
Как мы все привыкли по фундаметальным советским джазовым учебникам (да и по Беркли тоже, как оказалось), в джассе, мол, активный словарь импровизатора состоит во владении ладами, которыми он может обыграть каждый тип септаккорда. Ну и, соответственно, связывая эти лады, получается вроде что-то когерентно-мелодическое. Кто-то ещё подозревал, что это довольно тупо?
И вот наткнулся на альтернативу. в общем, конечно баян, но кому-то, думаю, может пригодиться.
суть - вместо юзания полных ладов, юзать секстахорды, но не линейно, а как связку двух трезвучий. трезвучий или реальных (функциональных) или как любое сочетание трёх нот.
Однако, юзание функциональных трезвучий ловчее. Т.к. архетипически они устойчивы, и, жонглируя парой трезвучий (не имеющих общих нот), также жонглируешь и устойчивостью, кагбэ сильной-слабой долей.
Допустим, можно взять мажорное трезвучие (пусть оно будет тоническим), и с bV построить что-то ещё, которое возьмёт на себя функцию доминанты. Тренировать это очень полезно, даже не с точки зрения идиомы (а Колтрейн, сдаётся, и тут порылся), а с точки зрения построения более мелодичных, осмысленных и, главное (во что часто впадают импровизаторы, включая меня), не впадая в унылую линейность (на каком бы хиповом ладу эта линейность не базировалась).
Тренировать это можно по всякому, но особенно эффектно, по моему, когда от обращения первого трезвучия, сохраняя инерцию движения (вверх или вниз), переходишь ко второму, от него - к следующему обращению первого и до предела диапазона инструмента. потом так же в обратном направлении.
с пентатониками (любыми) такой же расклад если применять, получается ещё интереснее, т.к. идёт жонглёж обращениями трезвучий и обращениями экстра-интервала, при котором "за счёт нечёта", всё занятно смещается на фоне бэкбита =)
Собственно, сабж. Мысли, каменты, рекомедации?
Ещё..
Не совсем в тему, если кто здесь гитарист - вот сайт с подборкой неплохих статей (от Пэт Мартино)
http://www.patmartino.net/nature_of_gui ... 61116.html
Не совсем в тему, если кто здесь гитарист - вот сайт с подборкой неплохих статей (от Пэт Мартино)
http://www.patmartino.net/nature_of_gui ... 61116.html
гмм. Тезаурус вещь, конечно полезная. Но как практически работать с ним не очень мне понятно =(
Насчёт секстахордов, обнаружил, что всё-таки интереснее дробить их не на трезвучия (хотя функционально тоже не мешает проанализировать таким образом), а на пары интервалов. Получая, таким образом, как имнимум 5 уникальных наборов по 3 пары. И вперёд - по обращениям. Так, мне кажется, более брутальные интонационные "ячейки" получаются.
Только предварительно лучше какое-то время потратить на то, чтобы как следует отыграть комбинации Интервал+Интервал (со всеми обращениями), а потом уж переходить на 3 пары интервалов..
хз, надо ли это тут кому-нибудь или нет. но пусть уж будет для истории =)
Насчёт секстахордов, обнаружил, что всё-таки интереснее дробить их не на трезвучия (хотя функционально тоже не мешает проанализировать таким образом), а на пары интервалов. Получая, таким образом, как имнимум 5 уникальных наборов по 3 пары. И вперёд - по обращениям. Так, мне кажется, более брутальные интонационные "ячейки" получаются.
Только предварительно лучше какое-то время потратить на то, чтобы как следует отыграть комбинации Интервал+Интервал (со всеми обращениями), а потом уж переходить на 3 пары интервалов..
хз, надо ли это тут кому-нибудь или нет. но пусть уж будет для истории =)
-
- джазмен
- Сообщения: 130
- Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
- Откуда: Москва
Re: Хроматическая концепция
С чего построить? Что-то я не понял. Можно это как-то послушать примера ради?mrTwister писал(а):...и с bV построить что-то ещё...
Главная идея здесь - при построении мелодической линии, чётко обозначить тональный центр - посредством обыгрывания как минимум одного трезвучия (маж/мин). Не обязательно тонального, т.к. "фон" (бэкграунд) может создавать свой контекст (глобальный).
Т.е. в мелодической линии есть трезвучие и все остальные ноты которыми можно его окружить.
Два примера - одно трезвучие и тона, не образующие другого трезвучия. В этой ситуации, трезвучие - чёткий тональный центр, и группа остальных нот будет максимально эффективна в роли доминанты. И, можно включить сюда b5 или #5 от основного трезвучия (что я пытался наверно иметь в виду)...
Второй случай - когда ноты образуют либо два независимых трезвучия, либо двусмысленность в функции одного трезвучия. Отдельная песня. На практике - возьмите трезвучие, и от любого его тона стройте другие трезвучия, во всех обращениях и т.п.
Особенное внимание уменьшенным и увеличенным трезвучиям (как мажорным, так и минорным), и их связке с обычными трезвучиями.
Ошибочно было бы представлять это как "откат" от традиционной септаккордовой джазовой вертикали, к традиционной "трёхзвучной" гармонии. Это далеко не так.
Т.е. в мелодической линии есть трезвучие и все остальные ноты которыми можно его окружить.
Два примера - одно трезвучие и тона, не образующие другого трезвучия. В этой ситуации, трезвучие - чёткий тональный центр, и группа остальных нот будет максимально эффективна в роли доминанты. И, можно включить сюда b5 или #5 от основного трезвучия (что я пытался наверно иметь в виду)...
Второй случай - когда ноты образуют либо два независимых трезвучия, либо двусмысленность в функции одного трезвучия. Отдельная песня. На практике - возьмите трезвучие, и от любого его тона стройте другие трезвучия, во всех обращениях и т.п.
Особенное внимание уменьшенным и увеличенным трезвучиям (как мажорным, так и минорным), и их связке с обычными трезвучиями.
Ошибочно было бы представлять это как "откат" от традиционной септаккордовой джазовой вертикали, к традиционной "трёхзвучной" гармонии. Это далеко не так.
-
- джазмен
- Сообщения: 130
- Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
- Откуда: Москва
Прошу прощения за мою тупость.
Пытаюсь для себя разобраться -
"Четко обозначить тональный центр" - это делается обыгрыванием звуков трезвучия, что понятно. Непонятно, что таких показательных тональных трезвучий может быть несколько, мало того - они могут быть и "не обязательно тональными".
Далее совсем не понял. Говорится о тонах, не образующих другого трезвучия, но говорится все-таки о мелодии по звукам какого-то аккорда (X7alt5).
"ноты образуют либо два независимых трезвучия" и полифункциональность - это про условную полиаккордику многотерцовых построений? C+Em+G+Bm+D = С13(#11)
Интересны подробности про связку уменьшенных и увеличенных с обычными трезвучиями (мажорными и минорными?).
О музыке говорить - что об архитектуре танцевать, сорри за банальность. Можно Вам, mrTwister, просто что-то в записи продемонстрировать? Так оно доходчивее, мне кажется.
Тема мне интересна, не сочтите за грубость мое внимание.
Пытаюсь для себя разобраться -
"Четко обозначить тональный центр" - это делается обыгрыванием звуков трезвучия, что понятно. Непонятно, что таких показательных тональных трезвучий может быть несколько, мало того - они могут быть и "не обязательно тональными".
Далее совсем не понял. Говорится о тонах, не образующих другого трезвучия, но говорится все-таки о мелодии по звукам какого-то аккорда (X7alt5).
"ноты образуют либо два независимых трезвучия" и полифункциональность - это про условную полиаккордику многотерцовых построений? C+Em+G+Bm+D = С13(#11)
Интересны подробности про связку уменьшенных и увеличенных с обычными трезвучиями (мажорными и минорными?).
О музыке говорить - что об архитектуре танцевать, сорри за банальность. Можно Вам, mrTwister, просто что-то в записи продемонстрировать? Так оно доходчивее, мне кажется.
Тема мне интересна, не сочтите за грубость мое внимание.
Модальная полифония
кому интересно: по особому контрапункту (в традиции Шенкера и Вестергаарда) страничка Вашингтонского университета (англ.)
http://www.artsci.wustl.edu/~rsnarren/221/
Можно начать прямо с тетради "Species Counterpoint" - занимательно =)
- в качестве дополнения к Тезаурусу
http://www.artsci.wustl.edu/~rsnarren/221/
Можно начать прямо с тетради "Species Counterpoint" - занимательно =)
- в качестве дополнения к Тезаурусу
Дело не в Вашей тупости, а в моей косности =) Так что приношу свои извинения =)Konstantink52 писал(а):Прошу прощения за мою тупость.
я имею в виду только мелодическую линию, оторванную от контекста. Т.е. это может быть трезвучие на второй или третьей ступени диатоники - т.е. нетоническое. Но обязательно трезвучие, чтобы мелодическая фраза обрела этот центр (пусть косвенный, но устойчивый внутри себя)Konstantink52 писал(а):Пытаюсь для себя разобраться -
"Четко обозначить тональный центр" - это делается обыгрыванием звуков трезвучия, что понятно. Непонятно, что таких показательных тональных трезвучий может быть несколько, мало того - они могут быть и "не обязательно тональными".
тут я, сморозил, честно говоря - пишу с коленки сорри. смысл был в том, что можно интерпретировать ноты, не входящие в трезвучие, как доминанту - в каком-то широком смысле. и что разный выбор этих нот несёт разную степень неустойчивости этому условному созвучию. в чём-то аналогично неустойчивости всяким там V7-5/+5/-9/+9 etc.Konstantink52 писал(а):Далее совсем не понял. Говорится о тонах, не образующих другого трезвучия, но говорится все-таки о мелодии по звукам какого-то аккорда (X7alt5).
в принципе да. хотя, наверное здесь не так важна приставка "поли-". просто что-то типа примера оптической иллюзии только для ушей =)Konstantink52 писал(а):"ноты образуют либо два независимых трезвучия" и полифункциональность - это про условную полиаккордику многотерцовых построений? C+Em+G+Bm+D = С13(#11)
Здесь не то, чтобы много подробностей - но это, судя по всему, может быть неплохим ключом к Чарли "Бёрд" Паркеру =) Просто тут своя сонористика получается, и свои логики.Konstantink52 писал(а):Интересны подробности про связку уменьшенных и увеличенных с обычными трезвучиями (мажорными и минорными?).
к сожалению, на данный момент у меня такой возможности нет. как только появится - я дам знать =)Konstantink52 писал(а):О музыке говорить - что об архитектуре танцевать, сорри за банальность. Можно Вам, mrTwister, просто что-то в записи продемонстрировать? Так оно доходчивее, мне кажется.
внимание это отлично! Спасибо за интерес =)Konstantink52 писал(а):Тема мне интересна, не сочтите за грубость мое внимание.
-
- джазмен
- Сообщения: 130
- Зарегистрирован: Пт июн 05, 2009 14:35
- Откуда: Москва
Было время вдуматься в Тезаурус. Огромное Спасибо, отличный материал!!!Инженер писал(а):Посмотрите в "Thesaurus of Scales "Н.Слонимского.
И хотелось бы спросить, по какому сценарию лучше с ним работать? Я себе представляю что или конкретно от творческой задачи плясать (есть такой-то материал, см. стр. такую-то для его разработки), или методом тыка (звукоряд дня)?
как-то можно более систематично с ним заниматься, чтобы был максимальный эффект на мышление и пальцы?
Спасибо!