Музыка Индии - Raga

Обучение джазу и импровизации. Поиск джазовой информации и обмен.Технические вопросы.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Музыка Индии - Raga

Сообщение mrTwister » Ср май 27, 2009 14:16

Всем привет!

(выбрал всё таки эту ветку для этого сабжа)

Хочется узнать, кто-нибудь с этого форума обращался за вдохновением к данной музыкальной культуре?

От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна". Все ли разделяют это мнение? Кто-нибудь пытался вникать в структуру и принципы индйской музыки?

Напомню, что есть две довольно независимые традиции внутри Индии - музыка Севера (Hindustani) и Юга (Karnatik / Carnataca).

Первая известна многим ещё по пресловутому Рави Шанкару и Али Акбар Хану (особенно после их ВудстокоБитловоХипповоПланового замеса)

Вторая у нас вообще покрыта мраком. Однако, это действительно впечатляющая, многовековая и детально разработанная система. И, в отличие от музыки Севера, во многом свободная от излишнего догматизма.

Хочу ещё добавить, что, по моему наблюдению, музыка как fine-art (искусство ради искусство) изрядно развивалась именно в эпоху средневековья. До этого она была церковной (в Европе, у арабов, индусов), потом появляются скучающие феодалы, и содержат музыкантов ради исключительно эстетствующего развлечения. И, придворные музыканты, получив такую возможность, серьёзно разрабатывают музыкальные теории. Как, например, арабский - весьма витиеватый - макамат. То же - с индийской рагой. Наконец, с исчезновением феодалов, традиция, уже мирская, начинает сдавать в "чистоте" своих ранее неукоснительных принципов и норм.

Это я к тому, что, может быть, кто-то пытался вникнуть в музыкальные структуры данных культур? Пообщаемся? =)

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Ср май 27, 2009 14:29

В дополнение =)

Особенно, думаеца, сабж должен заинтересовать всех, кто вдохновлён модальной музыкой. Уж что что, а модальный принцип здесь разработан, наверное, до предела.

Однако, несправедливо было бы сказать, что с точки зрения функциональности там всё глухо.

Заметил в инете, что на Западе с тех самых бородатых семидесятых интерес к сабжу стабилен. К примеру, можно услышать в ютюбе духовиков (саксофонистов), эксплуатирующих технику, звук и манеру "шехная" - такой маленькой индусской дудки.

Струнные тоже. Есть девушка-виолончелистка, играющая весьма канонические раги. (Маклафлина не предлагать!!!)

Причём тут джаз?

- предельная ритмическая изощрённость; обилие сложных, составных размеров

- близость западной темперированной системе. Хотя насчитывается 22 микротона (шрути) внутри октавы, уже несколько сот лет канонизированы 12 полутонов, примерно равных нашим темперированным. Основной лад - аналог нашего Мажора (7нот, и те же полутоновые соотношения внутри него). Т.е. шрути используются не как самостоятельные ступени, а как градации для интонирования ("пошире" большая терция, "поуже" септима и т.п.)

- предельная ладовая разработанность. Традиция КарнАтака давно уже выписала все 72 возможных 7-нотных лада (со всеми - ну почти - альтерациями / с неканонической пониженной квинтой, кстати, всех возможных семинотных ладов получается 108 - священное, кстати, число ;)
Эти 7-нотные (полные) лады - так называемые родительские раги. Каждая предполагает сотни вариаций (за счёт опущения каких-то нот, за счёт предписания исполнять последовательность из каких-то нот в зигзагообразной манере, и т.п.). Т.е. это далеко не 7 церковных ладов.

- пентатоники. все слышали что это для джаза. Индийский звукоряд, чтобы стать рагой, должен обладать не менее 5 звуков (в отличие от, скажем, китайской системы). Пентатоники там есть всех степеней изощрённости, тщательно, детально разработанные

- звук. о понятии gamaka можно целый том написать. Неверно понимаемый как орнамент, это блок самого фундамента индийской музыки. пример того, ЧТО значит владеть звуком.

продолжить?

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср май 27, 2009 18:48

mrTwister писал(а):От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна". Все ли разделяют это мнение? Кто-нибудь пытался вникать в структуру и принципы индйской музыки?
Это кто же такой неуч?Напустите на него Колтрейна!!! :twisted:
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Ср май 27, 2009 19:14

mrTwister писал(а):продолжить?
да, и если не сложно подробнее, например: что значит пентатоники всех степеней изощренности?
От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна". Все ли разделяют это мнение?
мало кто разделяет это мнение. Более того, одной из основ неидеоматической импровизации Бэйли взял рагги, Колтрейн упомянутый Инженером брал приему оттуда, так что тема интересна.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Музыка Индии - Raga

Сообщение Roman » Ср май 27, 2009 22:29

mrTwister писал(а): Хочется узнать, кто-нибудь с этого форума обращался за вдохновением к данной музыкальной культуре?
Ещё как обращался. У меня сейчас с собой в поездке книга Аруна Аптее об истории традиционной индийской музыки. В моей игре иногда проскакивают индийские интонации (причём я сам не всегда их замечаю - видимо, сказывается 15-летний опыт слушания этой музыки).

Кстати, в Голландии существует серьёзное исполнительско-композиторское направление, анализирующее и создающее музыку на основе южноиндийской традиции. Попробуйте найти в поисковике Carnatic Lab. (прошу прощения, что не нашёл ссылку сам - пишу на бегу, через 2 часа поезд...)
mrTwister писал(а):От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна".
Скорее, наоборот - то, до чего дошла (или всегда содержала в себе) музыка высокоразвитых традиционных культур, в западноевропейской музыке только начинает проявляться...
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср май 27, 2009 23:20

Вот 2 примера из ансамбля,где я играл. 2 версии импровизационной части
внутри обработки Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна"с явственным влиянием индийской музыки:

http://www.divshare.com/download/7503267-c60

http://www.divshare.com/download/7503269-3cf
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 11:54

Инженер писал(а):
mrTwister писал(а):От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна". Все ли разделяют это мнение? Кто-нибудь пытался вникать в структуру и принципы индйской музыки?
Это кто же такой неуч?Напустите на него Колтрейна!!! :twisted:
гмм.. Колтрейн только успел-то что скребнуть по поверхности.. Впрочем и того хватило чёрной братии чтобы замутить ещё 555 джазовых направлений.. ну, это я утрирую конечно =)

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 12:07

Владислав «vvb5p» писал(а):да, и если не сложно подробнее, например: что значит пентатоники всех степеней изощренности?

Ok. Давайте построим все возможные пентатоники (не только "безсекундовые"), и будем смещать их относительно дрона. Это разнообразие я и имел в виду.

Вообще раги бывают трёх основных видов (по кол-ву нот) - пятитоновые, шести, и полные (сампуурна) - 7нотные.

Отступление: В инд.муз.системе не нота, а "свАра", что означает "самосветящаяся". Сольфеджио звучит как Са-Ри-Га-Ма-Па-Дха-Ни (доРеМиФаСольЛяСи). Фиксированной частоты нет (a-la Ля = 440), и высота Sa берётся с потолка, после чего все подстраиваются под неё. Поэтому часто записи приходится "транспонировать" софтами..

Обратно к пентатоникам.. Вообще это может просто обескуражить, как изящно индусы разрабатывают такие, казалось бы, примитивы как пентатоники.. есть записи просто невероятных, сногсшибательных исполнений.

Пока не услышал, не поверил бы, что скажем какой-то простенький I-bII-IV-V-bVII звукоряд может так выносить мозг =)
От какого-то форумчанина "слышал" фразу, что вся этническая музыка "примитивна". Все ли разделяют это мнение?
мало кто разделяет это мнение. Более того, одной из основ неидеоматической импровизации Бэйли взял рагги, Колтрейн упомянутый Инженером брал приему оттуда, так что тема интересна.
Да я вообще не понимаю, почему русскоязычный комьюнити как-то обходит эту богатейшую культуру. Пусть там своя специфика и заморочки, но ведь не надо же Ганеше молица, чтобы музыку слышать =(

определение раге дать невозможно. это не звукоряд, не то, не это

С точки зрения такого простого импро интересна внимательность к нотам, потому как каждая рага строго имеет оговорённый состав звуковысотный, самое главное - порядок свар при движение вверх (arOha) и вниз (avaRoha). И количество и качество свар могут не совпадать в арохане / аварохане.

всё ещё более усложняется если это "вакра-рага", т.е. с предусмотренным зигзагообразным извлечении свары (a-la D-E-D-B-C в аварохе, вместо обычного E-D-C)

плюс гамака, предпианная каждой сваре. но это отдельная история..

дальше. рагу преподают музыканту только после нескольких десятков "стандартов", коротких, но изумительных песен, написанных в данном звукоряде.

схема, по которой рага развивается, и через какие этапы проходит импровизация тоже очень интересны, - об этом попозже

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 12:13

Ещё.. для ревностных ценителей джаз-мануша

Небезызвестный скрипач Джанго Рейнхардта, в годы уже солидные, когда возглавлял какой-то супер-пупер ворлд-мьюзик глобал комитет, восхищался очень сабжем, в частности L.Subramaniam - южноиндийским виртуозным скрипачом

кстати, скрипка в Индии, со времён появления пару сотен лет тому, почти вытеснила все традиционные смычковые. и там теперь своя - совершенно уникальная, богатая и совсем не-западная скрипичная школа. есть какие-то статьи и книги в цифре (на англ.) в сети и у меня лежат где-то по их скрипичной школе

ну.. надеюсь достаточно чтобы уже неофитов вовлечь в Карнатаку =)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Чт май 28, 2009 12:14

mrTwister писал(а):Колтрейн только успел-то что скребнуть по поверхности..
Да,скребнул по поверхности и создал революционный подход к сопрано саксофону- это после таких музыкантов как Сидней Беше и Cтив Лакриц(забыл американизацию его имени) - под влиянием индийских исполнителей на шехнае.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Чт май 28, 2009 12:17

mrTwister писал(а):Ещё.. для ревностных ценителей джаз-мануша

Небезызвестный скрипач Джанго Рейнхардта, в годы уже солидные, когда возглавлял какой-то супер-пупер ворлд-мьюзик глобал комитет, восхищался очень сабжем, в частности L.Subramaniam - южноиндийским виртуозным скрипачом
Разумеется- происхождение цыган из Индии.

mrTwister , пожалуйста напишите еще про мелодию в индийской музыке!
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 13:51

Инженер писал(а):Разумеется- происхождение цыган из Индии.
Да, кстати где-то встречал такой прикол, что цыгане понимают простые фразы на хинди, и поэтому очень любят индийское кино =))) Интересно, это правда? Кстати, по одной теории, все цыгане произошли от подаренных какому-то иноземному князю нескольких сот индийских музыкантов =) хотя, конечно, это лишь домыслы =)
Инженер писал(а):mrTwister , пожалуйста напишите еще про мелодию в индийской музыке!
Даже не знаю. Это тот случай, когда лучше сто раз услышать, чем один прочитать =)

В общем, базовая структура такова: дрон + тАла (ритм) + Рага

Дрон.

(тоникИ-квинта (чаще всего), тоникИ-кварта (если рага не предполагает квинту). Note: квинта натуральная. Плюсом в дрону может вешаться терция, септима, ещё что-то (надо уточнять) - в зависимости от конкретной раги.

про дрон важно понимать что это не так всё просто, с квинтой. Танпура - струнный инструмент для дронирования, без ладов, 4 струны. Нет дрона - нет вообще концерта, домашней практики - ничего. Основа дрона - вечный ОМ. конструкция порожка танпуры - дживари (от "джива" - жизнь) интересна и тонка. Она в форме скрупулёзно подогнанной параболы, так что струна, колеблясь, микро-сокращается и увеличивается в длине, создавая характерный бзззззз обертонов. настройка дживари (к примеру для ситара) - дело мастеров, их единицы, оттачивают технику всю жизнь. Р.Шанкар с собой возил по европам мастера во все турне.

вроде даже дживари подстраивают, чтобы даваемые обертона подчёркивали "бхаву" (настроение) конкретной раги.

Тала.

Ритм. Понять мелодию невозможно без талы. в каком-то смысле, т.к. функц.гармонии у них, разумеется нет, тала её заменяет (небольшой парадокс тут). Тала - комплексный паттерн из мелких "счётов". Допустим, талу на 8 "счетов", можно разбить на 3+2+3, 4+4, 2+2+4 и т.п. Как бы сложна не была тала, надо понимать что она всегда строго циклична. Первый удар талы - самая сильная его доля - "сАм". Прощёлкал Сам, получил от гуру палкой.

Ремарка - старый хрыч Дж.Браун кстати называл первый удар в ритме "The One", и за прощёлк его - тоже мог побить. к тому, что очень важно это с точки зрения танца.

Рага.

"Рага" переводится как влечение. Это понятие кстати можно часто встретить в санскритской духовной литературе именно в этом контексте.

Определения раге нет и не будет.

Условно, следующие характеристики для раги:

- заданные Arohana / avarohana (уже писал выше). тут важно понять, что аро/аваро задают не правило КАКИЕ свары извлекаются при движении вверх/вниз, а правило ОТ КАКИХ свар можно двигаться вверх, и от каких - вниз. разница принципиальна, особенно если aro/avaro имеют разный состав свар. Важно, что совершенно разные раги могут иметь идентичный состав как ладовый, так и аро/аваро.

- ЧалАн (пакАд). что-то вроде "подписи" раги. Характерный для данной раги короткий интонационный попевок (или несколько). опытный "расика" (ценитель, музыкант или просто эстет, знаток инд.музыки) определит рагу из тысяч по чалану. Что-то типа скелета.

- Джива сварам (живые ноты) - основные "точки остановки" в звукоряде, что-то типа определения функциональности для каждой свары. Также Анья свары - "чужие", т.е. свары которые не из звукоряда аро/аваро, и важно их верно интонировать, как проходящие, чтобы не соскочить в другую рагу и т.п. и т.д.

- Вади / Самвади (господин / слуга). устаревшая, но ещё часто встречаемая метода описания иерархии свар внутри лада. Причём, что важно, эти свары могут (и часто) отличаться от свар внутри дрона (т.е. не всегда ВАди - тоника - Са, и тем более СамВАди - пятая - Па)

- Тала. (опционально) может быть определена одна или несколько для данной раги.

- Гамака. обещаю отдельный пост =)

- всякая метафизика, вроде "рАса" (настроение), время года и дня и т.п.

ктстати с временем года и дня система есть вполне чёткая. Определяется по типу верхнего и нижнего тетрахорда звукоряда.


Отдельная песня - КрИти - собственно короткие песни, "эвергрины" Карнатака. невозможно даже рыпаться подходить к раге, не разобравшись, не разучив неск-ко характерных крити. Индийская музыка вообще имеет жёсткий вокальный приоритет. Все инструменты и техника эволюционировали прежде всего, чтобы имитировать вокальные возможности.

Метод западного человека - брать запись и дико замедлять. Интересные открываются вещи. Оказывается, как с цветами, можно принять одну ноту за другую, совершенно уверенно. очень многое решает контекст (фон). Об этом напишу подробнее в "ГамАка" =)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Чт май 28, 2009 14:15

Большое спасибо за ответ!
mrTwister писал(а):а, кстати где-то встречал такой прикол, что цыгане понимают простые фразы на хинди, и поэтому очень любят индийское кино =))) Интересно, это правда? Кстати, по одной теории, все цыгане произошли от подаренных какому-то иноземному князю нескольких сот индийских музыкантов =) хотя, конечно, это лишь домыслы =
http://www.ec-dejavu.net/g/Gipsy.html
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 14:19

Ещё немножко про звукоряд.


Са-Ри-Га-Ма-Па-Дха-Ни

- точно соответствует нашему До мажорному, но мыслится скорее как совр.джаз мыслит До мажор - не как ноты, а как ступени, интервалы. Т.е. Са-Ма это не До-Фа, а I-IV

- эти названия - для сольфеджио. Полные Шаджам-Ришабхам-Гандхарам-Мадхьям (середина)-Панчам (пятая) и т.п. =)

Альтерации:

Са и Па (I и V) нельзя альтерировать
Ма (IV) можно только повышать (ТИвра)
все остальные свары - только понижать (Комаль)

Так, выписав все возможные 7-нотные лады, получаем южно-индийскую МЕлаКАрту: 36 ладов с Шуддха Ма (чистая IV) + 36 с Тивра Ма (Диез IV)

С Ма, как и на Западе, определённая аккуратность - часто в раге если сильная Па, Ма либо опускается, либо как проходящая (чтобы не свалиться в другой лад, это вроде "плагальный" лад получается, да? не силён в этом, сорри)

Или, если сильная Ма - Па ослабевает

Редкий Гость
джазофил
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Ср фев 06, 2008 21:16
Откуда: Оренбург

Сообщение Редкий Гость » Чт май 28, 2009 16:56

Ма-а-аленький выопросик дилетанта в муз. теории/истории.
Хочу ещё добавить, что, по моему наблюдению, музыка как fine-art (искусство ради искусство) изрядно развивалась именно в эпоху средневековья. До этого она была церковной (в Европе, у арабов, индусов), потом появляются скучающие феодалы, и содержат музыкантов ради исключительно эстетствующего развлечения. И, придворные музыканты, получив такую возможность, серьёзно разрабатывают музыкальные теории. Как, например, арабский - весьма витиеватый - макамат. То же - с индийской рагой. Наконец, с исчезновением феодалов, традиция, уже мирская, начинает сдавать в "чистоте" своих ранее неукоснительных принципов и норм.
Я думал, что уже в Древней Греции музыка была светской. Так же как у римлян, викингов. Ужель не правда? Обвинять Твистера в некомпетентности и в мыслях нет. Спрашиваю чисто для пувышения уровня образовоннусти :oops: :roll:

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Чт май 28, 2009 17:21

Редкий Гость писал(а):Ма-а-аленький выопросик дилетанта в муз. теории/истории.

Я думал, что уже в Древней Греции музыка была светской. Так же как у римлян, викингов. Ужель не правда? Обвинять Твистера в некомпетентности и в мыслях нет. Спрашиваю чисто для пувышения уровня образовоннусти :oops: :roll:
Мэйби, ибо я не компетентен =)

я может не совсем верно выразил мысль =

в Древней Греции музыка была светской, но были рабы которые сеяли, жали, и пекли, и ситизены, которые сводили квадратуру круга с музыкой сфер. Ну или пифагореи всякие, не челядь. И в процветающих феодальных кругах то же самое. есть упитанный латифундер => есть скрупулёзная музыкальная система. Нет латифундера - системы тоже нет.

И, всегда есть ещё народная музыка, которой до церковной или философской схоластики дела нет - знай себе похороны да свадьбы.

вот разработанные под крылом радж раговые теории как раз и впитывали, и разрабатывали этот светский, народный материал.


насчёт церкви.. многим западная "классика" обязана ей - хоровое пение, лады и т.д.т.д.т.д. и помним как гнобили всех "неканонических" а теперь уже седых классиков по первости всегда.

в индии то же самое. в 10х веках когда рага начала от брахманского крыла отделяться в искусство само по себе, тоже была суета. ведь изначально всё шло ещё от Сама-Веды - прописанные гимны, ОМ, три ведические ноты и т.п.

а сейчас и у них в ашрамах пилят на ситарах, и у нас какого-нибудь баха могут замочить

я наверное к этому, не знаю почему, хотел сказать. наверно, к тому, что каноны не всегда круто..

гммм.. вот вспомнил забавную притчу про одного музыканта XIX вроде века - игрока на вИне. когда он устроился на работу к какому-то радже, тот раджа позвал в гости соседа - тоже голубых кровей. Хозяин хлопнул в ладоши, позвали музыканта, а тот вошёл и у гостя спрашивает: "а почему же вы, уважаемый, в обуви сидите. "

- а твоя вИна что, моих ботинок испугается?

музыкант извинился, вышел, попросил слугу передать, что ему нездоровится, взял свою вину под мышку и пошёл искать другого раджу.

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Немного спекуляций на тему Арохана-Аварохана Раги.

Сообщение mrTwister » Вт июн 02, 2009 12:09

Попробую выразить свои запутанные мысли, и попритягивать за уши теорию раги, не столько с конкретной целью, но продемонстрировать как это может всё работать. В общем, кофейная гуща =)

По моим ощущениям, аро-аваро - это плотный zip архив.

Вообще, это наверное характерно для любой импрвизационной музыкальной структуры, что она строится по принципу вопрос-ответ. При определённых 12 нотах, есть разнообразие в том, как они (вопрос-ответ) формулируются, в каких нотах.

Как было подмечено в треде "Учимся импровизировать" - простейшая формула "вопроса" - движение мелодии вверх, и "ответа" - движение вниз.

Вероятно, такая схемой (аро-аваро) - изначально была попытка систематизировать уже имеющееся народное музыкальное творчество.

Попробую миксануть это с западом.

Возьмём, в качестве совершенно отвлечённого примера, такой довольно типичный для модальных джазов ход - Am7-Gm7. При этом, подразумеваем, что на первый аккорд приходится функция "вопроса", на другой - "ответа".

Ноты, которые у нас получаются:
A-C-E-G + G-Bb-D-F

Если выписать весь звукоряд снизу вверх, от G (мы возьмём G за Тонику - Sa, т.к. относим на него функцию ответа) получается:
G-A-Bb-C-D-E-F

Это - материнская рага Kharaharapriya, номер 22 в Мелакарте

Попробуем всё это "запаковать" в аро-аваро архив.

Начнём с того, что ни в аро, ни в аваро не может быть менее 5ти нот. Тогда, нужно приписать первому аккорду ещё одну ноту. если малую нону, то получится:

G-A-Bb-C-E (это - получившаяся Арохана)

Теперь очевидно, что если от каждой из этих ступеней мы можем двигаться вверх, то Аварохана будет включать все эти плюс оставшиеся свары звукоряда.

Полная схема такова:

Арохана: G-A-Bb-C-E (S R2 G2 M1 D2 S)
Аварохана: F-E-D-C-Bb-A-G (S N2 D2 P M1 G2 R2 S)

Важно понять, что ароха описывает не свары которые можно извлекать при движении

вверх, а свары, ОТ которых можно двигаться вверх. Т.е. такой ход вполне допустим: C-D-E (хотя D нет в арохане, мы легитимно двигаемся от До вверх - т.е. к Ре)

Дрон. Надо решить - квартовый или квинтовый? Поскольку, в арохане нет квинты, но есть кварта - дрон квартовый (Sa-Ma / G-C).

Однако, ноты "вади", "самвади" и "вивади" - "господин", министр" и "слуга" (степени консонантности) - вполне могут быть основными тонами второго "аккорда" (и не совпадать с основными тоникой и квартой), т.е. A-C-E. Если даже отказаться от теории Вади-Самвади, по крайней мере эти ноты будут джива-сварами (т.е. консонантными, точками покоя)

Вроде всё тут выходит довольно мило =) По крайней мере, для такого моего псевдо-анализа вполне =)

На поверку, в Мелакарте я не нашёл такой раги, однако внутри номера 22 мелакарты, нашлись две весьма похожие

Jayamanohari
S R2 G2 M1 D2 S
S N2 D2 M1 G2 R2 S (тут только вообще нет квинты - P - в аварохе)

Jayanārāyani

S R2 G2 M1 P D2 S (тут наоборот - квинта - P - есть в арохе)
S N2 D2 P M1 G2 R2 S


в общем примерно так =)

Собственно, мелакарту можно увидеть тут: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Janya_Ragas

Как читать свары в такой нотации:
http://en.wikipedia.org/wiki/Swara#Swar ... atic_music


Ещё два важных пункта по мелодике:

- в раге запрещено применение подряд одной и той же свары в чистом виде и альтерированном (т.е. нельзя играть подряд, допустим, Шуддха Ри (бекар II) и Комаль Ри (бемоль II). Хотя в некоторых рагах для разных регистров может быть два разных типа одной свары (допустим, бекар внизу, и бемоль вверху), или в некоторых ситуациях можно применять альтерацию свары.

важно понимать, что раги эволюционируют, и те же самые раги исполняются сейчас не так как 100, 200, 300 лет назад. может плавно поменяться свара и т.д. и т.п. к тому же, есть вообще интересные раги, вроде Синдху БхайрАви, в которой, несмотря на стандартный семинотный состав, могут применять все 12 свар - но, разумеется, с обязательным сохранением натуры этой раги, и, опять же имея в виду
запрет на использование двух свар подряд в разном виде.

- в индийской музыке вообще очень редко мелодия "прыгает" через ступени. т.е. в большинстве случаев, все ступени играются поочерёдно, в отличие от западной музыки. Т.е. тут редко используются "прыжки" через ступень от одной свары к другой, наоборот - они почти всегда идут плавно, одна за другой.

=)

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Вт июн 02, 2009 16:28

В течение 30 дней здесь можно скачать рагу Хиндустани (Сев.Индия) "Бхайрави" (сампурна рага - полная, 7нотная рага)

http://depositfiles.com/files/0fdk6f2xi

попозже дам ещё пару южноиндийских - для контраста

enjoy! =)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт июн 02, 2009 17:08

TNX!
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Вт июн 02, 2009 18:10

Это южно-индийские раги (Карнатака) в исполнении скрипача Л.Субраманиам (может быть, не самые ортодоксальные рендишны, зато весьма виртуозные=)


http://depositfiles.com/files/zdx7rdju5
http://depositfiles.com/files/2vs4zloou

http://depositfiles.com/files/g8blladwi

- последняя - это как раз та самая пентатоническая рага (REvati). ценим =)

если кому-то вдруг это всё кажется "размытым" - пожауйста, не поленитесь замедлить воспроизведение =) хотя, разумеется, на вкус и цвет...

кста, у меня есть вопросы по поводу подобных пентатоник к уважаемым старейшинам форума - чуть попозже =)


ПС: может, кто взамен поделится Дереком Бейли? 8)~

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Вт июн 02, 2009 18:56

mrTwister писал(а):В течение 30 дней здесь можно скачать рагу Хиндустани (Сев.Индия) "Бхайрави" (сампурна рага - полная, 7нотная рага)
Кстати, кто-нибудь может помочь мне проанализировать этот перфоманс с точки зрения западной теории? Есть ли здесь какие-то параллели к музыке Барокко (к примеру), и если есть - то какие?

Спасибо!

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Re: Немного спекуляций на тему Арохана-Аварохана Раги.

Сообщение mrTwister » Ср июн 03, 2009 10:59

mrTwister писал(а): На поверку, в Мелакарте я не нашёл такой раги, однако внутри номера 22 мелакарты, нашлись две весьма похожие

Jayamanohari
S R2 G2 M1 D2 S
S N2 D2 M1 G2 R2 S (тут только вообще нет квинты - P - в аварохе)

Jayanārāyani

S R2 G2 M1 P D2 S (тут наоборот - квинта - P - есть в арохе)
S N2 D2 P M1 G2 R2 S
Гугл выдал страничку (http://www.carnatica.net/special/raganu ... report.htm), где рассматриваются схожие 3 раги из №22 Мелакарты (Shriranjani, Abhogi, Jayamanohari). Abhogi - это просто пентатоника (эти найденные 5 нот в арохе и аварохе). В статье много всякой узкой специфики, но интересно - что, как и было рассчитано, квинта играет слабую роль, и, между прочим, объясняется - как её интонировать..

в общем, послание коммунистам будущего =)

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Сообщение mrTwister » Ср июн 03, 2009 12:53

Модальным господам рекомендую подобные странички (аудио образцы ароха-авароха и расписанный состав нот) - http://www.geocities.com/vasudevanvrv/home.html

Harebo
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вс ноя 25, 2012 08:09

Re: Музыка Индии - Raga

Сообщение Harebo » Вс ноя 25, 2012 08:19

ИзображениеНаслаждайтесь )

http://mantras.zg5.ru

Здесь не просто взятые с воздуха (или википедии) предположения, а книги Пандитов, включая Рави Шанкара, с подробным рассмотрением дела. И музыка )

Удачи!

Ответить