Ликбез для немузыкантов
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Ликбез для немузыкантов
Добрый день. У меня такой вопрос. С какой стороны подойти к изучению азов?
- Азов чего?
- Даже и не знаю, музыкальной теории...
Мы с парой друзей все более серьезно занимаемся музыкой. За плечам два десятка проведенных концертов, публикации о музыке, интервью и рецензии, рекламные тексты, наконец... При этом меня жутко раздражает собственная беспомощность при описании концерта, неспособность "копнуть глубже" в разговоре с музыкантом и прочее. Все мы активно слушаем и читаем, но этого оказывается недостаточно. Печатный слог не звучит. А запись не оснащена всплывающими подсказками
С мыслью о ликбезе я подступился к перкуссионисту Аркадию Готесману. Он согласился помочь. - Что интересует? - спросил Аркадий, - постараюсь ответить на ваши вопросы... У него правда тут же родилась уйма идей, о чем рассказать. И все-таки было бы здорово получить пару рекомендаций / направлений от вас, уважаемые форумчане. Может быть кто-нибудь сам хотел бы задать вопросы? - тогда я смогу их озвучить и передать, что поведал "наш ударник".
А у нас еще есть саксофонист Моцкунас и пианист Молокоедов, и бассиста дёрнем если будет в коня корм...
- Азов чего?
- Даже и не знаю, музыкальной теории...
Мы с парой друзей все более серьезно занимаемся музыкой. За плечам два десятка проведенных концертов, публикации о музыке, интервью и рецензии, рекламные тексты, наконец... При этом меня жутко раздражает собственная беспомощность при описании концерта, неспособность "копнуть глубже" в разговоре с музыкантом и прочее. Все мы активно слушаем и читаем, но этого оказывается недостаточно. Печатный слог не звучит. А запись не оснащена всплывающими подсказками
С мыслью о ликбезе я подступился к перкуссионисту Аркадию Готесману. Он согласился помочь. - Что интересует? - спросил Аркадий, - постараюсь ответить на ваши вопросы... У него правда тут же родилась уйма идей, о чем рассказать. И все-таки было бы здорово получить пару рекомендаций / направлений от вас, уважаемые форумчане. Может быть кто-нибудь сам хотел бы задать вопросы? - тогда я смогу их озвучить и передать, что поведал "наш ударник".
А у нас еще есть саксофонист Моцкунас и пианист Молокоедов, и бассиста дёрнем если будет в коня корм...
- ivan_buratino
- джазофил
- Сообщения: 1303
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen
Вот поэтому такие надежды возлагаются на общение с музыкантом, который может объяснить и тут же напеть/настучать или показать в записи.
Мне жутко понравилось, как Марсалис демонстрировал приёмы игры на трубе в многосерийном фильме о джазе (забыл, как называется). Очень весело и понятно было слушать рассказ Энтони Колмана о прошедшем концерте, сопровождаемый напеванием.
В такие моменты я чувствую, что мне открываются тайны технологии, а это именно то что нужно
Вот поэтому такие надежды возлагаются на общение с музыкантом, который может объяснить и тут же напеть/настучать или показать в записи.
Мне жутко понравилось, как Марсалис демонстрировал приёмы игры на трубе в многосерийном фильме о джазе (забыл, как называется). Очень весело и понятно было слушать рассказ Энтони Колмана о прошедшем концерте, сопровождаемый напеванием.
В такие моменты я чувствую, что мне открываются тайны технологии, а это именно то что нужно
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen - Так речь не идёт о том, чтобы полюбить (хотя я пришёл к импровизационной музыке именно через силу, пичкая себя ею и информацией о ней так что, у некоторых это может сработать).
Речь идёт о приобретении необходимых для работы знаний. А хобби, постепенно превращается в работу. И если для форума сойдёт и "ламерский" отчёт о концерте, то в солидный журнал или на известный веб ресурс хочется подать крепкую профессиональную работу.
Итак нужны знания.
Речь идёт о приобретении необходимых для работы знаний. А хобби, постепенно превращается в работу. И если для форума сойдёт и "ламерский" отчёт о концерте, то в солидный журнал или на известный веб ресурс хочется подать крепкую профессиональную работу.
Итак нужны знания.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
попахивает снобизмом.mmdesign писал(а):... в солидный журнал или на известный веб ресурс хочется подать крепкую профессиональную работу.
Итак нужны знания.
лично мне будет ближе эмоциональная и честная оценка, чем профессиональная, в которой я ничего не пойму.
тут больше нужны не знания (по-моему), а огромный запас ничего не значащих абстрактных (жалательно латинских слов). а потом можно еще и программку написать, которая рандомно будет раскидывать их по тексту. и выйдет профессиональная штука.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen
Отчего ж, снобизмом? Я привык делать "хорошо", если вообще делать, а для этого знания уж точно не помешают. Мечтаю поближе/глубже познакомиться с любимым предметом. Далее это групповое мероприятие для всех участников Ноу-Бизнес-Рекордс, кроме Людаса Моцкунаса, который уже обладает необходимыми знаниями.
Я не о том, чтобы писать "нежное сюсюрандо водобочкового инструмента" и тому подобное. Можно писать просто и понятно, для людей, другое дело понимать о чем пишешь. Увы, иногда просто любви к предмету не хватает. И, да, какая-то терминология все-таки необходима, хотя конечно к этому не сводится вся музыкальная культура.
Вообще, спорить тут совершенно не о чем. Надеюсь получить рекомендации, если возможно.
Отчего ж, снобизмом? Я привык делать "хорошо", если вообще делать, а для этого знания уж точно не помешают. Мечтаю поближе/глубже познакомиться с любимым предметом. Далее это групповое мероприятие для всех участников Ноу-Бизнес-Рекордс, кроме Людаса Моцкунаса, который уже обладает необходимыми знаниями.
Я не о том, чтобы писать "нежное сюсюрандо водобочкового инструмента" и тому подобное. Можно писать просто и понятно, для людей, другое дело понимать о чем пишешь. Увы, иногда просто любви к предмету не хватает. И, да, какая-то терминология все-таки необходима, хотя конечно к этому не сводится вся музыкальная культура.
... я ожидаю большего от специализированных музыкальных изданий. И потом, почему любой разговор сводится к примитивному дуализму "или или". А мне ближе, честная, эмоциональная оценка человека, которых прекрасно разбирается в предмете, при условии, что я могу следовать за ходом его мыслей. Это ли не стимул к собственному развитию?лично мне будет ближе эмоциональная и честная оценка, чем профессиональная, в которой я ничего не пойму.
Вообще, спорить тут совершенно не о чем. Надеюсь получить рекомендации, если возможно.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
ну а в чем собственно профессионализм? это ведь просто умение обернуть все ту же вкусовщину в красивые слова и найти еще и подходящие термины для подтверждения того, что что-либо нравится или не нравиться. или не так?
вообще похоже, Максим, что все-таки конкретные вопросы у тебя уже сформировались. и может я говорю совсем не том, что ты подразумеваешь под эти ликбезом. и тогда я спорю не понятно о чем.
что лично мне интересно - это музыкальная эрудиция. я хочу слушать больше, но понимать то, что я слушаю, у меня желания не возникает. я хочу знать больше имен, хочу знать больше альбомов. ну, в общем вот так.
вообще похоже, Максим, что все-таки конкретные вопросы у тебя уже сформировались. и может я говорю совсем не том, что ты подразумеваешь под эти ликбезом. и тогда я спорю не понятно о чем.
что лично мне интересно - это музыкальная эрудиция. я хочу слушать больше, но понимать то, что я слушаю, у меня желания не возникает. я хочу знать больше имен, хочу знать больше альбомов. ну, в общем вот так.
Спорить всегда есть о чем
Действительно, часто в журнальных публикациях "ход мыслей" и "прекрасное разбирательство в предмете" - это просто приправа к снобизму. Или даже ширма. А сами музыканты - люди часто не заточенные под "говорильню", с ними в разговоре просто нельзя "копнуть глубже", с ними играть нужно, или слушать, что они играют. Особенно в области свободной импровизации теоретизирование часто бессмысленно и строится постфактум.
Действительно, часто в журнальных публикациях "ход мыслей" и "прекрасное разбирательство в предмете" - это просто приправа к снобизму. Или даже ширма. А сами музыканты - люди часто не заточенные под "говорильню", с ними в разговоре просто нельзя "копнуть глубже", с ними играть нужно, или слушать, что они играют. Особенно в области свободной импровизации теоретизирование часто бессмысленно и строится постфактум.
В музейних сховищах зацвіли експонати
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen
Это мне хорошо понятно и возражений вроде бы не вызывает. С другой стороны могу сказать, что мне интересно все потрогать и заглянуть на кухню. Когда Якоб Риис, лаптопщик из трио Род Планет, рассказывал о том, как он работает с Лаптопом - это было жутко интересно и почти понятно. Жаль, что при нем тогда не было его инструмента.
Термины - это иначе говоря "слова". Не располагая ими, нельзя устно выразить стоящие за ними понятия и идеи. Связь между словом и делом простирается настолько далеко, что рискну предположить - даже и мысли не возникнут, если отсутствуют языковые средства для их выражения. Появится только невнятная тоска в глазах, как у той собаки. С другой стороны владея лексиконом и понимая суть вопроса, не так уж трудно подобрать бытовые синонимы, понятные массовому читателю. То есть, на самом деле связь тут обоюдная.
Джейкоб
Сами музыканты, те с кем пока приходилось перекинуться парой слов, могут говорить о музыке часами. Может быть не все, но в большинстве. Более того, их эта идея "ликбеза" совсем не рассмешила - напротив, ведь это как раз то, чем многие из них занимаются помимо музицирования - преподавание.
Может быть у кого-то и приправа к снобизму, но что нам до них
Это мне хорошо понятно и возражений вроде бы не вызывает. С другой стороны могу сказать, что мне интересно все потрогать и заглянуть на кухню. Когда Якоб Риис, лаптопщик из трио Род Планет, рассказывал о том, как он работает с Лаптопом - это было жутко интересно и почти понятно. Жаль, что при нем тогда не было его инструмента.
Термины - это иначе говоря "слова". Не располагая ими, нельзя устно выразить стоящие за ними понятия и идеи. Связь между словом и делом простирается настолько далеко, что рискну предположить - даже и мысли не возникнут, если отсутствуют языковые средства для их выражения. Появится только невнятная тоска в глазах, как у той собаки. С другой стороны владея лексиконом и понимая суть вопроса, не так уж трудно подобрать бытовые синонимы, понятные массовому читателю. То есть, на самом деле связь тут обоюдная.
Джейкоб
Сами музыканты, те с кем пока приходилось перекинуться парой слов, могут говорить о музыке часами. Может быть не все, но в большинстве. Более того, их эта идея "ликбеза" совсем не рассмешила - напротив, ведь это как раз то, чем многие из них занимаются помимо музицирования - преподавание.
Может быть у кого-то и приправа к снобизму, но что нам до них
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
так это что выходит, что знание - это массив терминологии?mmdesign писал(а):Термины - это иначе говоря "слова". Не располагая ими, нельзя устно выразить стоящие за ними понятия и идеи. Связь между словом и делом простирается настолько далеко, что рискну предположить - даже и мысли не возникнут, если отсутствуют языковые средства для их выражения. Появится только невнятная тоска в глазах, как у той собаки. С другой стороны владея лексиконом и понимая суть вопроса, не так уж трудно подобрать бытовые синонимы, понятные массовому читателю. То есть, на самом деле связь тут обоюдная.
по-моему, слова эффективны, когда ими описуется что-то конкретное. например структура музыки, история ее создания или что хотел сказать автор (другое дело, получилось ли). но описать словами саму музыку - такое же бесполезное занятие, как например описать словами холод или красоту, или свет. слова, по своей сути, заменители ощущений (ну или хранители). какая же тут обоюдная связь слово как концепция никак не порождает явление.
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Владислав «vvb5p»
Ну слава Богу, Спрошу!
Джейкоб
Бывает так и этак, пятое-десятое... буду вникать по мере возможностей и сил. Был уже похожий разговор о том, нужны ли вообще знания и не мешают ли они наслаждаться музыкой? Роман сказал, что не мешают, наоборот - помогают. Я тоже так думаю.
Был разговор и о муз. журналистике (я там получил в пачку за солидарность с Гороховым)... , журналист - это не восторженный мальчик, имхо, а профессионал, что вовсе не мешает ему любить предмет своих расследований.
Так или иначе, и слушатель, и музыкальный обозреватель выиграет от более глубокого проникновения в деятельность музыканта.
Ну слава Богу, Спрошу!
Джейкоб
Бывает так и этак, пятое-десятое... буду вникать по мере возможностей и сил. Был уже похожий разговор о том, нужны ли вообще знания и не мешают ли они наслаждаться музыкой? Роман сказал, что не мешают, наоборот - помогают. Я тоже так думаю.
Был разговор и о муз. журналистике (я там получил в пачку за солидарность с Гороховым)... , журналист - это не восторженный мальчик, имхо, а профессионал, что вовсе не мешает ему любить предмет своих расследований.
Так или иначе, и слушатель, и музыкальный обозреватель выиграет от более глубокого проникновения в деятельность музыканта.
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen
Да, слово "хлеб" не насытит. Слово, не подменяет предмет, но уже с абстрактными концепциями все не так однозначно. Без слова мелодия нельзя говорить о мелодии. И хотя слово "мелодия" не есть сама мелодия, все понимают куда смотреть, когда употребляют это слово
Короче, в данном случае действительно не о чем спорить. Знание - сила, в том числе и знание терминологии. Основная же сложность в том, чтобы связать термины с явлениями. В быту с этой проблемой поможет справиться мама (она скажет - это "хлеб" и покажет на хлеб); в музыке - музыкант, преподаватель.
Да, слово "хлеб" не насытит. Слово, не подменяет предмет, но уже с абстрактными концепциями все не так однозначно. Без слова мелодия нельзя говорить о мелодии. И хотя слово "мелодия" не есть сама мелодия, все понимают куда смотреть, когда употребляют это слово
Короче, в данном случае действительно не о чем спорить. Знание - сила, в том числе и знание терминологии. Основная же сложность в том, чтобы связать термины с явлениями. В быту с этой проблемой поможет справиться мама (она скажет - это "хлеб" и покажет на хлеб); в музыке - музыкант, преподаватель.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
я извиняюсь, что упоминаю участника форума в третьем лице, ноmmdesign писал(а):Был уже похожий разговор о том, нужны ли вообще знания и не мешают ли они наслаждаться музыкой? Роман сказал, что не мешают, наоборот - помогают.
а сам я всего лишь хотел сказать, что для меня гораздо важнее благоговение перед музыкой, чем линейка, которой ее можно померять. а любое желание учиться, коночно же, похвально.Roman писал(а):Пятнадцать лет назад Паркер и Гиллеспи являлись для меня верхом совершенства в музыке. Теперь же они кажутся мне до ужаса примитивными. До понимания Кейджа я дошёл, думаю, два-три года назад, сейчас открываю для себя Штокхаузена. Тональную музыку же просто не могу слушать - там всё очевидно, а потому неинтересно.
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
AlexMachen
Высказывание Романа очень сильно напоминают мне собственные чувства к поп-музыке. Кроме десятка "проверенных", как правило просто любимых с детства записей и отдельных песен (очень выборочно), сегодня поп-музыка вызывает у меня стойкую неприязнь. Однако, это вовсе не обязательная стадия развития вкуса любителя джаза и импрова, за которой должен прийти неминуемый Штокгаузен
Один из моих более продвинутых друзей с удовольствием слушает Найн Инч Нэйлз, Мериллин Мэнсона и Радиохэд (в моём понимании попса-попсой).
Среди страстных поклонников и создателей тональной музыки - людей грамотных (обладающих глубокими знаниями теории музыки) думаю тоже хватает. На самом деле их должно быть намного больше в силу того, что там традиция, школа, весь этот академизм.
То есть, знания и вкус - это опять-таки разные вещи. Кого-то поиск и знания приведут к Кэйджу, кого-то к Чайковскому, а кого-то в джаз. Опасаться не стоит, ты (я, каждый из нас) в любом случае останется самим собой!
Высказывание Романа очень сильно напоминают мне собственные чувства к поп-музыке. Кроме десятка "проверенных", как правило просто любимых с детства записей и отдельных песен (очень выборочно), сегодня поп-музыка вызывает у меня стойкую неприязнь. Однако, это вовсе не обязательная стадия развития вкуса любителя джаза и импрова, за которой должен прийти неминуемый Штокгаузен
Один из моих более продвинутых друзей с удовольствием слушает Найн Инч Нэйлз, Мериллин Мэнсона и Радиохэд (в моём понимании попса-попсой).
Среди страстных поклонников и создателей тональной музыки - людей грамотных (обладающих глубокими знаниями теории музыки) думаю тоже хватает. На самом деле их должно быть намного больше в силу того, что там традиция, школа, весь этот академизм.
То есть, знания и вкус - это опять-таки разные вещи. Кого-то поиск и знания приведут к Кэйджу, кого-то к Чайковскому, а кого-то в джаз. Опасаться не стоит, ты (я, каждый из нас) в любом случае останется самим собой!
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Владислав «vvb5p»
[10:14:38] dominic duval says: music is a simple thing, not rocket science!
[10:14:45] dominic duval says: Music " Twelve Tones - Knows No Hatred / Sees No Color / Fights No Wars " Sing Your Song, Follow Your Melody .
Далее последовала часовая лекция о гармонии, мелодии, ритме и темпе (лекция для самых маленьких, таких как я) с прослушиванием красивейшей "For the children" с одноимённого альбома, распеванием партий разных инструментов и остроумными комментариями. Есть о чём поговорить всё-таки... было бы желание.
Спасибо дорогому ДД!
[10:14:38] dominic duval says: music is a simple thing, not rocket science!
[10:14:45] dominic duval says: Music " Twelve Tones - Knows No Hatred / Sees No Color / Fights No Wars " Sing Your Song, Follow Your Melody .
Далее последовала часовая лекция о гармонии, мелодии, ритме и темпе (лекция для самых маленьких, таких как я) с прослушиванием красивейшей "For the children" с одноимённого альбома, распеванием партий разных инструментов и остроумными комментариями. Есть о чём поговорить всё-таки... было бы желание.
Спасибо дорогому ДД!
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Re: Ликбез для немузыкантов
К азам подходят со стороны того возраста,к которому относятся азы; т.е. детства,т.е. от ИГРЫ.Точнее: сбросить с себя с одной стороны личину этакого профессора -музыковеда сзапасами из музыкальной энциклопедии между ушами,с другой - человека,страстно желающего приобщиться к тайнам музыкального ремесла;и готового(с опаской,набравшись духа) нырнуть в профессиональные дебри понятий,классификаций и т.д. и т.п.- то,отчего я засыпал на уроках теории в консе.mmdesign писал(а):Добрый день. У меня такой вопрос. С какой стороны подойти к изучению азов?
Полегче,господа,начать надо с игр; а когда появятся неизбежные вопросы - вот тогда и давать неизбежные ответы.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Инженер
В сущности я уже знаю ответ, по крайней мере представляю себе как будет проходить наш первый урок. Мы просто позволим "нашему музыканту" рассказывать Играть, боюсь, не выйдет. Терминология, мне всегда нравилась. Если знающий человек "покажет" гармонию, лады, свинг, диссонанс и прочее - это будет "то самое". Ну, а дальше больше. Посмотрим кому первому надоест.
Эх поиграть, не взять мне эту планку (( если принесу домой сакс жена точно откажется а ведь есть вещи, которые можно понять только через практику...
В сущности я уже знаю ответ, по крайней мере представляю себе как будет проходить наш первый урок. Мы просто позволим "нашему музыканту" рассказывать Играть, боюсь, не выйдет. Терминология, мне всегда нравилась. Если знающий человек "покажет" гармонию, лады, свинг, диссонанс и прочее - это будет "то самое". Ну, а дальше больше. Посмотрим кому первому надоест.
Эх поиграть, не взять мне эту планку (( если принесу домой сакс жена точно откажется а ведь есть вещи, которые можно понять только через практику...
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
mmdesign
чорт, у меня в голове всё крутятся фразы Дюваля про музыку и вот что я скажу: ему легко говорить, он с этими Twelve Tones на ты, а для меня все музыкальные механизмы далеки. В связи с этим опять про то же хочется поговорить, вот например: Идеальный слушатель
чорт, у меня в голове всё крутятся фразы Дюваля про музыку и вот что я скажу: ему легко говорить, он с этими Twelve Tones на ты, а для меня все музыкальные механизмы далеки. В связи с этим опять про то же хочется поговорить, вот например: Идеальный слушатель