Учимся импровизировать
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
В импровизации в любых стилях используются те или иные звукоряды -лады.Их общее количество исчисляется наверно тысячами - еще никто не пытался их исчислить.Если говорить специфически о джазе,то есть кладовая различных ладов,подходящих к тем или иным джазовым аккордам.Эти лады общеизвестны:ионийский,дорийский,фригийский ... и т.д. и т.п.
Тут пойдет речь о так называемых Chord Scales ,т.е. звукоряды,связанные с тем или иным предварительно установленным аккордом.Взаимосвязь аккорда и звукоряда строится на том факте,что звуки в аккорде есть нечетные ступени подходящего ему звукоряда.
В случае септаккорда уже есть его 4 звука из обычных семи; осталось найти еще 3,расположенных между уже известными.Для начального уровня не будет логично,что звуки в аккорде и связанном с ним звукоряде будут отличаться.
Значит техника создания подходящего звукоряда такова: берутся 4 звука аккорда,между ними добавляют еще 3 - чтобы вышел полный семизвучный звукоряд - и Chord Scale готов!
Естественно ,что поиски звукоряда обычно идут в направлении знакомых мажора и минора; однако тут можно поэкспериментировать и вставить необычные звуки.Получившийся звукоряд однако тоже подойдет к аккорду -из-за общих звуков.
Пример:
http://webfile.ru/2336818
Тут пойдет речь о так называемых Chord Scales ,т.е. звукоряды,связанные с тем или иным предварительно установленным аккордом.Взаимосвязь аккорда и звукоряда строится на том факте,что звуки в аккорде есть нечетные ступени подходящего ему звукоряда.
В случае септаккорда уже есть его 4 звука из обычных семи; осталось найти еще 3,расположенных между уже известными.Для начального уровня не будет логично,что звуки в аккорде и связанном с ним звукоряде будут отличаться.
Значит техника создания подходящего звукоряда такова: берутся 4 звука аккорда,между ними добавляют еще 3 - чтобы вышел полный семизвучный звукоряд - и Chord Scale готов!
Естественно ,что поиски звукоряда обычно идут в направлении знакомых мажора и минора; однако тут можно поэкспериментировать и вставить необычные звуки.Получившийся звукоряд однако тоже подойдет к аккорду -из-за общих звуков.
Пример:
http://webfile.ru/2336818
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
интересное наблюдение. хоть и не играю на духовом инструменте, иногда возникает ощущение что не хватает дыхания, чтобы доиграть (досказать) этот самый рифф. чувтсвуется аналогия с разговором, когда фраза обрывается сама собой или звучит с неестественной интонацией.
пока почему-то не могу писать. наверное винду прийдется перставлять.
пока почему-то не могу писать. наверное винду прийдется перставлять.
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
С прискорбием извещаю,что почти все файлы из топика ,размещенные на WebFile.ru,бесследно стерлись- в результате" аварии на одном из серверов логической структуры файловой системы дискового хранилища." Уф-ф-ф-ф! (сообщение об этом прибыло лишь сегодня в 9:42).
Может кто-нибудь может посоветовать другое файлохренилище,где можно продлевать хранение ,а также вести учет скачек?
Может кто-нибудь может посоветовать другое файлохренилище,где можно продлевать хранение ,а также вести учет скачек?
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Какие лады получаются на гармонический оборот II m7- V7 - I maj7?
дорийский- миксолидийский - ионийский.(пример)
Имеет смысл сразу обратить внимание на первые 2 лада - какие звуки являются непривычными для обычных минора и мажора.
В дорийском -6-ой звук(дорийская секста).
В миксолидийском - 7-ой звук (миксолид. септима).
А теперь вопрос: как использовать полностью лады,когда в одном такте записаны более чем один аккорд- например 2 : Dm7 -G7.
Ответ: использовать только сегмент лада- например только 4 его нижних звука (пример),или 4 верхних(пример); а затем соединить эти 2 сегмента в одном такте(пример).
http://www.divshare.com/download/launch/5769830-751
дорийский- миксолидийский - ионийский.(пример)
Имеет смысл сразу обратить внимание на первые 2 лада - какие звуки являются непривычными для обычных минора и мажора.
В дорийском -6-ой звук(дорийская секста).
В миксолидийском - 7-ой звук (миксолид. септима).
А теперь вопрос: как использовать полностью лады,когда в одном такте записаны более чем один аккорд- например 2 : Dm7 -G7.
Ответ: использовать только сегмент лада- например только 4 его нижних звука (пример),или 4 верхних(пример); а затем соединить эти 2 сегмента в одном такте(пример).
http://www.divshare.com/download/launch/5769830-751
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Инженер
много интересного для себя нахожу в этой теме, и это при том, что не понимаю и половины, в связи с чем вопрос: а не могли бы вы вести и тему для слушателей импровизации в которой дать основы муз.теории и того что нам необходимо знать слушая подобную музыку? мне этого очень не хватает и не только мне.
много интересного для себя нахожу в этой теме, и это при том, что не понимаю и половины, в связи с чем вопрос: а не могли бы вы вести и тему для слушателей импровизации в которой дать основы муз.теории и того что нам необходимо знать слушая подобную музыку? мне этого очень не хватает и не только мне.
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Согласен.Думаю,что топик "Теория для начинающих"будет соседствовать с "Джазом для начинающих".Владислав «vvb5p» писал(а):Инженер
много интересного для себя нахожу в этой теме, и это при том, что не понимаю и половины, в связи с чем вопрос: а не могли бы вы вести и тему для слушателей импровизации в которой дать основы муз.теории и того что нам необходимо знать слушая подобную музыку? мне этого очень не хватает и не только мне.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Мелодическая линия передает не только языковый синтаксис,но разные виды движений: ползание,ходьба,бег,скачки ,вращение,полет и т.д.
Примеры:
Движения1 - http://www.divshare.com/download/5923449-be2
1.Ходьба на месте ,переходящее в кружение на месте,набирающее энергию и выливающееся в ходьбу
2.Взбегание вверх- сперва маленькими шагами,затем большими; затем скольжение вниз.
Движения 2 - http://www.divshare.com/download/5923464-54c
Труба пытается прорваться вверх –перейти рубеж Фа,берет разгон снизу –и пробивается до верхнегоСи.
Примеры:
Движения1 - http://www.divshare.com/download/5923449-be2
1.Ходьба на месте ,переходящее в кружение на месте,набирающее энергию и выливающееся в ходьбу
2.Взбегание вверх- сперва маленькими шагами,затем большими; затем скольжение вниз.
Движения 2 - http://www.divshare.com/download/5923464-54c
Труба пытается прорваться вверх –перейти рубеж Фа,берет разгон снизу –и пробивается до верхнегоСи.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
http://www.divshare.com/download/5987388-4cb
Пример импровизации- монолога на акустический звукоряд
( http://www.divshare.com/download/launch/5864851-038
обертоны 7-13). Звукоряд построен трижды: на основе Соль,До и Ре.
Пример импровизации- монолога на акустический звукоряд
( http://www.divshare.com/download/launch/5864851-038
обертоны 7-13). Звукоряд построен трижды: на основе Соль,До и Ре.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Думается,что кому-то будет интересно слегка заглянуть на кухню импровизатора - как там все происходит.Разумеется невозможно все объяснить,и все же...
Вот 4 версии импровизации на блюз
http://www.divshare.com/download/6038013-882
http://www.divshare.com/download/6038015-3bc
http://www.divshare.com/download/6038016-557
http://www.divshare.com/download/6038017-4e2
Первая версия(0:19) – только проба.Вторая(1:02) – уже более развернутая, однако без энергии; поэтому пассажи не удаются –нервно обрываются; значит надо перейти на более текучее и энергичное мышление. Это уже удается частично в третьей версии(1:11).Теперь проложена более долгая трасса для 4-ой версии(1:46)- которая уже звучит лучше предыдущей ,однако в последнем хорусе опять есть падение(это не связано прямо с динамикой,но с мыслью); значит тут надо подумать и поработать.
Вот 4 версии импровизации на блюз
http://www.divshare.com/download/6038013-882
http://www.divshare.com/download/6038015-3bc
http://www.divshare.com/download/6038016-557
http://www.divshare.com/download/6038017-4e2
Первая версия(0:19) – только проба.Вторая(1:02) – уже более развернутая, однако без энергии; поэтому пассажи не удаются –нервно обрываются; значит надо перейти на более текучее и энергичное мышление. Это уже удается частично в третьей версии(1:11).Теперь проложена более долгая трасса для 4-ой версии(1:46)- которая уже звучит лучше предыдущей ,однако в последнем хорусе опять есть падение(это не связано прямо с динамикой,но с мыслью); значит тут надо подумать и поработать.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Джазовые аккорды.
Разумеется джаз не изобрел никаких аккордов,созвучий,гармоний;однако музыканты-создатели джаза инстиктивно чувствовали и искали гармонические выразительные средства,которые стилистически могли бы гармонировать с острыми синкопированными ритмами джаза.Это не были теоретические,но практические поиски по отбору средств.Да и в академической музыке теоретическая мысль шла и идет сзади практики; но если уж сравнивать с первыми исполнителями блюзов...
Принято считать,что типичные аккорды блюза - малые мажорные септаккорды,расположенные на ступенях тоники(1),доминанты(5) и субдоминанты(4).
Если учесть,что первые исполнители блюзов-гитаристы и клавишники были естественно далеки от профессионального муз.обучения(начало 20-го века); то идея использования малых септаккордов в качестве основных -достойная Сати или Дебюсси-вряд ли могла снизойти вдруг на блюзменов.
Скорее всего ,основными аккордами служили обычные и всем известные трезвучия,а септаккордом была доминанта-как и положено.
Но вот лад в мелодии был необычный -для европейских ушей :блюзовый лад.
Значит вырисовывается следующая картина:
аккорды и гармоническая схема блюза заимствованы из европейской гармонии;
блюзовый лад является синтезом африканской пентатоники и европейской диатоники ,встретившихся на американской земле.
И наконец,соединение однофункционального блюзового лада(где есть только тоника) и функциональной гармонии неизбежно приводит к столкновениям между ними,вызывающими сильную диссонантность,ставшую часть стиля ;и открывшими путь к дальнейшей эволюции джазовой гармонии в сторону все более и более острой диссонантности(прошло немного времени-и в двадцатых годах Бикс Байдербек начал сочинять додекафонные произведения для ф-но).
http://www.divshare.com/download/6057503-7cf
Другими словами: блюз -действительно главная основа джаза.
http://www.divshare.com/download/6057692-563
Разумеется джаз не изобрел никаких аккордов,созвучий,гармоний;однако музыканты-создатели джаза инстиктивно чувствовали и искали гармонические выразительные средства,которые стилистически могли бы гармонировать с острыми синкопированными ритмами джаза.Это не были теоретические,но практические поиски по отбору средств.Да и в академической музыке теоретическая мысль шла и идет сзади практики; но если уж сравнивать с первыми исполнителями блюзов...
Принято считать,что типичные аккорды блюза - малые мажорные септаккорды,расположенные на ступенях тоники(1),доминанты(5) и субдоминанты(4).
Если учесть,что первые исполнители блюзов-гитаристы и клавишники были естественно далеки от профессионального муз.обучения(начало 20-го века); то идея использования малых септаккордов в качестве основных -достойная Сати или Дебюсси-вряд ли могла снизойти вдруг на блюзменов.
Скорее всего ,основными аккордами служили обычные и всем известные трезвучия,а септаккордом была доминанта-как и положено.
Но вот лад в мелодии был необычный -для европейских ушей :блюзовый лад.
Значит вырисовывается следующая картина:
аккорды и гармоническая схема блюза заимствованы из европейской гармонии;
блюзовый лад является синтезом африканской пентатоники и европейской диатоники ,встретившихся на американской земле.
И наконец,соединение однофункционального блюзового лада(где есть только тоника) и функциональной гармонии неизбежно приводит к столкновениям между ними,вызывающими сильную диссонантность,ставшую часть стиля ;и открывшими путь к дальнейшей эволюции джазовой гармонии в сторону все более и более острой диссонантности(прошло немного времени-и в двадцатых годах Бикс Байдербек начал сочинять додекафонные произведения для ф-но).
http://www.divshare.com/download/6057503-7cf
Другими словами: блюз -действительно главная основа джаза.
http://www.divshare.com/download/6057692-563
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Следующий шаг: обозначаем ступени неаккордовых звуков в блюзовом ладу.Получается следующее:
В тоническом трезвучии : 7# ,7, 4# , 4 , 3b
В субдоминанте : 7# ,7, 4#, 4 , 2, 2b
В доминантсептаккорде : 7# , 13, 13b, 11, 3b
Эти неаккордовые ступени по английски называются Tensions- нечто вроде напряженки .Они являются интегральной частью джазовых аккордов,без них аккорд неизбежно получает классическое звучание.
Особое место занимает аккорд маж.(мин.)6,вычлененный из мажорной пентатоники(До-Ре- Ми- Соль- Ля),и заменяющего простое трезвучие в блюзовой гармонии.Уже в архаичном блюзе почти нет простых мажорных трезвучий: они обильно сдобрены малыми блюзовыми терциями.
http://www.divshare.com/download/6064401-a00 -Транскрипция из книги В.Д.Конен."Mamie's Blues".
http://www.divshare.com/download/6064407-c9d - оригинал Д.Р.Мортона
В тоническом трезвучии : 7# ,7, 4# , 4 , 3b
В субдоминанте : 7# ,7, 4#, 4 , 2, 2b
В доминантсептаккорде : 7# , 13, 13b, 11, 3b
Эти неаккордовые ступени по английски называются Tensions- нечто вроде напряженки .Они являются интегральной частью джазовых аккордов,без них аккорд неизбежно получает классическое звучание.
Особое место занимает аккорд маж.(мин.)6,вычлененный из мажорной пентатоники(До-Ре- Ми- Соль- Ля),и заменяющего простое трезвучие в блюзовой гармонии.Уже в архаичном блюзе почти нет простых мажорных трезвучий: они обильно сдобрены малыми блюзовыми терциями.
http://www.divshare.com/download/6064401-a00 -Транскрипция из книги В.Д.Конен."Mamie's Blues".
http://www.divshare.com/download/6064407-c9d - оригинал Д.Р.Мортона
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Если кому –то хочется спросить: почему в трезвучиях неаккордовые звуки обозначены как 2, 2b , 4# и 3b , а в септаккорде - как 11, 13 и 13b (3 b должен был быть обозначен как 9#) ; то ответ гласит : основные аккорды представляют из себе пирамиды терций – от двух до пяти (оч.редко до шести).Трезвучия занимают часть октавы,где могут быть расположены и прочие звуки,участвующие в аккордах. Септаккорд занимает всю октаву(low Degrees =lo),так что все прочие звуки вытесняются вверх в следующую октаву (high Degrees = hi :
http://www.divshare.com/download/6070043-fbd
Таким образом содается система соотношений звуков Hi – Lo :
http://www.divshare.com/download/6070218-f40
http://www.divshare.com/download/6070043-fbd
Таким образом содается система соотношений звуков Hi – Lo :
http://www.divshare.com/download/6070218-f40
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Если распространить указанный принцип на септаккорды - прежде всего основные (Maj7 ;min7 ;X7),то вырисовывается следующая картина: в каждом аккорде есть набор Tensions, специфический для него ; т.е. эти звуки гармоничнее всего вписываются в акустическую картину каждого аккорда. Разумеется лучше всего сочетаются звуки ,соответствующие "принципу квинты"; да и сами Maj7 и min7 построены по этому принципу - пример
:
http://www.divshare.com/download/6084012-d55
Над аккордом на последней строчке по ошибке написано C maj7 - должно быть,разумеется,C7 .
Неаккордовые звуки(Hi) заменяют аккордовые(Lo),являющиеся разрешениями для Hi.
:
http://www.divshare.com/download/6084012-d55
Над аккордом на последней строчке по ошибке написано C maj7 - должно быть,разумеется,C7 .
Неаккордовые звуки(Hi) заменяют аккордовые(Lo),являющиеся разрешениями для Hi.
Последний раз редактировалось Инженер Ср дек 24, 2008 10:48, всего редактировалось 1 раз.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Я в прошлом отслеживал проф. литературу;то ,что у меня на руках -как видно наиболее по свободной(не джазовой) импровизации.Главная из них : 500 + Improvisation Games for Classical Musicians -Jeffrey Agrell . В этой книге только словесный текст без единой ноты.AlexMachen писал(а):никто не знает, есть какой-то аналог левайновской Jazz Theory Book для фри-джаза?
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Пока можно почитать Free Jazz in the Classroom: An
Ecological Approach to Music Education:
http://repositories.cdlib.org/cgi/viewc ... postprints
Ecological Approach to Music Education:
http://repositories.cdlib.org/cgi/viewc ... postprints
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Распространенное мнение,что основные аккорды,типичные для джаза –септаккорды,относится фактически к периоду коммерческого танцевального джаза 30-х-40-х г.г.,где действительно большинство Tensions в аккордах находили своё разрешение,приятное для слуха гармонически неискушенных любителей послушать и потанцевать - http://www.divshare.com/download/6170355-022 (1)
Постепенно Tensions становятся интегральной частью всех аккордов- в первую очередь
9-я ступень,так что для создания ощущения напряжения – разрешения более напряженный аккорд должен содержать более чем один диссонанс- например 9 и 11, а разрешение обязательно будет содержать минимум один диссонанс. http://www.divshare.com/download/6170514-e6c (2)
С эволюцией джаза тенденции обострения и уплотнения аккордов усиливаются;другими словами основные обертоны все более смешивются с обертонами из 4-й октавы обертоновой башни.
Постепенно Tensions становятся интегральной частью всех аккордов- в первую очередь
9-я ступень,так что для создания ощущения напряжения – разрешения более напряженный аккорд должен содержать более чем один диссонанс- например 9 и 11, а разрешение обязательно будет содержать минимум один диссонанс. http://www.divshare.com/download/6170514-e6c (2)
С эволюцией джаза тенденции обострения и уплотнения аккордов усиливаются;другими словами основные обертоны все более смешивются с обертонами из 4-й октавы обертоновой башни.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Ого! А работу-то написал Дэвид Борго - я с ним на конференции ISIM в Денвере встречался в начале декабря Весёлый такой парень - саксофонистИнженер писал(а):Пока можно почитать Free Jazz in the Classroom: An
Ecological Approach to Music Education:
http://repositories.cdlib.org/cgi/viewc ... postprints
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
А теперь я предлагаю технику сравнительного определения степени диссонантности интервалов и аккордов,из них составленных . Эта техника- результат гибрида двух подходов к измерению диссонантности созвучий,появившихся приблизит. в то же время: в статье советского музыковеда Ю.Кона,опубликованного в его работе «Об одном свойстве вертикали в атональной музыке» в 1971 г.; и в курсе Х.Помероя Line Writing в колледже Бекли.
Её суть в следующем: все основные диссонансы-секунды,септимы и ноны делятся на 2 группы : primary Dissonances(PD) и secondary Dissonances (SD) ; и кроме того тритон.
К РD относятся: малая секунда,большая септима ,малая нона.Степень их диссонантности исчисляется условно в 2 .
К SD относятся: большая секунда, малая септима , большая нона.Степень их диссонантности исчисляется условно в 1 .
Тритон исчисляется отдельно в ½ .
Степень диссонантности всех консонансов – 0. Хотя и их в принципе можно разложить по категориям.
Практическое использование исчисления диссонантности: данный аккорд раскладывается по интервалам между всеми парами звуков,его составляющих.Каждому диссонансу внутри аккорда присваивается соответствующее число,а потом складывается.Получившийся результат и есть степень диссонантности аккорда.
Пример
http://www.divshare.com/download/6181696-cc3 -1
И вот выходит интересный факт: если составить стандартный гармонический оборот
2 мин.7 – 5 септаккорд -1 маж.7, и измерить их степень диссонантности(2а),то получается,что заключительный маж.7 более диссонантен,чем доминанта,хотя должен явиться ее разрешением. Самым диссонирующим и неустойчивым аккордом должна быть доминанта,а тут баланс нарушен. Решение: внесение 2-х Tensions (9 и 13) в G7.(2b)
Теперь звучание улучшилось,осталось только решить важную проблему голосоведения.
[/img]
Её суть в следующем: все основные диссонансы-секунды,септимы и ноны делятся на 2 группы : primary Dissonances(PD) и secondary Dissonances (SD) ; и кроме того тритон.
К РD относятся: малая секунда,большая септима ,малая нона.Степень их диссонантности исчисляется условно в 2 .
К SD относятся: большая секунда, малая септима , большая нона.Степень их диссонантности исчисляется условно в 1 .
Тритон исчисляется отдельно в ½ .
Степень диссонантности всех консонансов – 0. Хотя и их в принципе можно разложить по категориям.
Практическое использование исчисления диссонантности: данный аккорд раскладывается по интервалам между всеми парами звуков,его составляющих.Каждому диссонансу внутри аккорда присваивается соответствующее число,а потом складывается.Получившийся результат и есть степень диссонантности аккорда.
Пример
http://www.divshare.com/download/6181696-cc3 -1
И вот выходит интересный факт: если составить стандартный гармонический оборот
2 мин.7 – 5 септаккорд -1 маж.7, и измерить их степень диссонантности(2а),то получается,что заключительный маж.7 более диссонантен,чем доминанта,хотя должен явиться ее разрешением. Самым диссонирующим и неустойчивым аккордом должна быть доминанта,а тут баланс нарушен. Решение: внесение 2-х Tensions (9 и 13) в G7.(2b)
Теперь звучание улучшилось,осталось только решить важную проблему голосоведения.
[/img]
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер