Учимся импровизировать

Обучение джазу и импровизации. Поиск джазовой информации и обмен.Технические вопросы.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср авг 13, 2008 13:49

AlexMachen писал(а):а вы не могли бы покритиковать еще это
Во- первых начните с самой темы What's New - не та мелодия, которой стоит пренебречь.
Во-вторых для записи импровизации используйте только часть плейбека -есть всего 5 хорусов; из них первый и последний предназначен для темы, а остальные 3 - для импровизации. Поскольку у Вас музыкальных идей пока хватает на 1 хорус,не более;а приемами развития Вы ещё не владеете - стоило записать только первый.Остальные хорусы почти ничего не добавляют.
В -третьих Вы пытаетесь обыгрывать мелодию,что требует ясного понимания гармонии,украшающих звуков в рамках аккордов, правил разрешения неаккордовых зв. в аккордовые, и наконец знание 3-х основных ладов-ионийског,дорийского и миксолидийского.Играть хроматическую гамму -это не выход.
Очень хорошо,что сначала вы используете фразировку и интонацию темы - это организует импровизационную линию,даже если звуки "неправильные "; но Вы уже знаете,что таковых нет- только их нелогичное использование.Отсюда вытекают и играемые пазуы -мелодия дышит. Затем паузы фактически исчезают -и всё перегружается звуками,становится кашей.
Вы наверно следовали общепринятым советам из книг по импровизации.А теперь попробуйте по другому: создайте рифф в 2 такта,отталкиваясь от текста песни:

What's new?
How is the world treating you?
You haven't changed a bit
Lovely as ever, I must admit

What's new?
How did that romance come through?
We haven't met since then
Gee, but it's nice to see you again

What's new?
Probably I'm boring you
But seeing you is grand
And you were sweet to offer your hand

I understand. Adieu!
Pardon my asking what's new
Of course you couldn't know
I haven't changed, I still love you so


Например You haven't changed a bit
Пример:

http://webfile.ru/2157218

Вы можете и сами придумать.
Используется только 2 пентатонических лада: мажорный для До маж. /До-Ре-МИ-Соль-Ля/ и минорный для До минора и Ля бем. мажора/До-Ми бем.-Фа-Соль-Си бем./
При данных ограничениях трудно создать что-то развитое,но главная цель сейчас -организация звуков в ритме и ладу.Это как раз несложно.Развитие гораздо сложнее.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср авг 13, 2008 14:20

Инженер
большое спасибо

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Чт авг 14, 2008 15:36

Поскольку выстраивание мелодии изначально увязывается с текстом,то стоит рассмотреть ситуацию "риффования" в языковом тексте.

Российские слоны

Позвольте сказать несколько слов о российских слонах:

Российские слоны - самые большие слоны в мире.
У российских слонов самые длинные хоботы.
Среди популярных домашних животных российские слоны занимают почётное место.
Если бы российских слонов не существовало, то надо было бы их выдумать.

Здесь рефрен Российские слоны - пока с незначительными изменениями - чередуется с относящимся к нему тексту :иногда до него, иногда после; иногда и до, и после - что вносит некоторое ритмическое разнообразие.
Стоит учесть и запомнить эти простые формы синтаксиса - они позднее будут прямо использованы в импровизации.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт авг 15, 2008 08:49

Фактически рефрен в вышеуказанном примере неточно соответствует риффованию, как это приводится в http://webfile.ru/2157218 ; именно из-за меняющегося ритма и месторасположения.Идеальный рифф тот,которого можно станцевать - вся музыка периода свинга,полностью основанная на риффах,была танцевальной. Отсюда и текст должен был быть постоянного размера,т.е. поэтический.

Ода слону российскому.

Слон российский - велик и прекрасен!
Слон российский - силен и могуч!
Слон российский - врагу он опасен;
Слон российский - друзьям он незлюч.

... ... ... ...
... ... ... ...
... ... ... ...
... ... ... ...



Это существенный момент, поскольку бибоп поломал эту поэтическую стройность импровизационных мелодий - для того чтобы их нельзя было ни танцевать, ни петь.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Сб авг 16, 2008 19:36

Итак, мы имеем дело уже с 2 пентатоническими ладами для использования : мажорным и минорным.Их можно сыграть по черным клавишам ф-но : мажорная пентатоника -вверх от Соль бем.(тон - тон - полтора тона - тон), минорная - вверх от Ми бем.( полтора тона - тон - тон - -полтора тона).
Соотношение между 3 основнами аккордами - мажорным, минорным и доминант септ;и данными двумя пентатоническими ладами следующее:

К мажорным аккордам (тревучие, маж.6, маж. септаккорд) подходит мажорный пентатонический лад,начиная от главного звука аккорда(примы );

К минорным акордам(трезвучие, мин. 6, мин. 7) подходит минорный пентатонический лад ;

К доминантсептаккорду подходят оба лада :мажорный и минорный , начиная от примы аккорда ; а также от звука ,находящегося на 2,5 ТОНА ВЫШЕ АККОРДОВОЙ ПРИМЫ (слушать примеры в том же порядке - http://webfile.ru/2164698 ).

Тут возможно кто-то впервые столкнется с типичными для блюза созвучиями, кот. отличаются от принятых в тех или иных книгах .
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Сб авг 23, 2008 14:20

Трансформации риффа(мотива) , или другими словами - развитие риффа. Музыка,как и вся наша жизнь,есть последовательность повторений и изменений - между которыми желательны пропорциональные соотношения(но об это позже).Сегодня пойдет речь о некоторых приемах развития(вся часть гармонических,тональных,функциональных и модальных измененений пока отсутствует.Помните ?- все упражнения основаны на Ре минорном пентатоническом ладу).

Рассматриваемые параметры:

Ритм
Интонация
Интервалы
Октавное расположение отдельных звуков
Высота начального звука риффа
Увеличение и уменьшение количеста звуков в риффе


Вот эти приемы:

Изменение ритма(ритмический соотношений звуков и пауз;

Укорачивание продолжительности звуков (и ,если хотите, пауз) наполовину;

Удвоение продолжительности звуков (и ,если хотите, пауз);

Изменение интонации всего риффа или его части(в данном случае ракоходный перевертыш от последнего звука к первому);

Сжатие интервалов в мелодии;

Расширение интервалов в мелодии;

Перебрасывание отдельных звуков в другую октаву;

Перемещения риффа - в данном случае в верх по пентатонике,но можно и вниз;интервалы несколько изменяются;

Мелодические украшения: повторы звуков,опевающие соседние звуки - в данном случае ограничены звуками пентатоники;

Мелодический скелет - главные звуки в риффе.



http://webfile.ru/2179170

Пример построен следующим образом: основной рифф каждый раз повторяется дважды ,чередуясь с его видоизменениями,тоже звучащими дважды;и в том же порядке указанных приемов.

http://webfile.ru/2179299 - плейбек
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт авг 29, 2008 00:38

О пассажах.


Пассаж - неотъемлемая часть мелодии,и очень сильное средство варьирования. Значения слова Passage - прохождение, переход, проезд, проход, переезд,перелёт,коридор,вход, выход; т.е. в основных значения либо обозначает движение, либо связан с движением. Пассаж в музыке - это всегда быстрый поток звуков,пробежка; обычно строится из-за скорости по маленьким интервалам звукорядов и ладов - по секундам ;либо арпеджированно - по терциям(и смесь между ними).
Спрашивается , однако - переход от чего к чему ? Переезд куда ? Выход откуда ? Ответ : переход от мотива к мотиву(от риффа к риффу), переезд в новую фразу (в новый рифф), выход из предыдущего риффа.Отсюда : требуются паузы в риффе,достаточные длинные для заполнения пассажами.
Значит есть несколько возможностей использования пассажей:
1. вводный пассаж перед риффом;
2. пассаж,вытекающий из риффа ;
3.постепенное превращения пассажа, вытекающего из предыдущего риффа в вводный в следующий рифф.
Сами риффы при этом могут не меняться,но общая заполненность звуками растет - что и является важным средством развития.

http://webfile.ru/2191632 Плейбэк: http://webfile.ru/2191641 (ну никак не выходит ,как хочется -еще не разбираюсь).
Форма : 12-ти тактовый блюз -||: D | D | D | D | G | G | D | D | A | G | D |D : ||
Лад остаётся прежний - Ре пентатонический минор.
Темп: 68 по метроному.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт сен 02, 2008 10:16

Ритмическое единообразие в повторяемости риффа(Авг 15, 2008 07:49 ) характеризует импровизацию в коммерческой музыке периода свинга,рок-энд-ролла и т.д.Даже профану легко приспособится своими танцевальными движениями к "In the Mood".Не случайно русский уличный фольклор абсорбировал и эту чисто американскую мелодию:простые звуки трезвучий, точно повторяющийся ритм.Легко спеть(ритм,мелодию сложнее),легко сплясать.Антикоммерциалисты в джазе- еще до бибопа ,напр. Лестер Янг -стали отказываться от песенно- танцевального подхода в своих импровизациях,основанного на текстах песен; и постепенно перешли на мышление прозой.Прозаический текст может содержать постоянные малые ритмические единицы(слоги),однако начало и окончание фраз и предложение "блуждает" внутри такта(по английски Rhythmic Displacement); таким образом создается эффект непостоянства - даже если сам рифф в принципе не изменяется. И тут соблюдается главный музыкальный(и жизненный) принцип: баланс между повторениями и изменением.

Пример : http://webfile.ru/2200120

Ясно,что отсюда эволюция некоммерческого джаза постепенно идет в сторону прямого воплощения человеческой речи - то что Шёнбергом было сделано за 45 лет до этого
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт сен 02, 2008 11:55

Инженер
Для меня сравнение музыки с поэзией и прозой - новое и какое точное, в таком разрезе многое становится понятным. Спасибо.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт сен 02, 2008 13:38

Это настолько древне и элементарно,что с легкостью забывается - как например в академическом образовании.Мною по этому вопросу было пролито много компьютерных чернил.Поэтому мой подход в начальной стадии: не изучать произведения,а изучать язык ,и пользоваться им.
Основа музыки - песня, и нет песен без слов(кроме как у Мендельсона :wink: ). Слова - это язык с его грамматикой,синтаксисом,звучанием,формами,ритмом ,интонацией и т.д.И все это мелодия впитывает в себя -а как же может быть иначе! Поэтому и мелодия -язык, имеющий признаки разговорного языка,за исключением семантики.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн сен 15, 2008 23:05

Неизбежно наступает момент,когда требуется оторваться от маминой юбки: в данном случае - от пентатонического лада. Уже в блюзовом ладу есть больше чем пять звуков, включая обе терции, обе септимы и уменьшенную квинту. Все, что проделывалось до сих пор в пентатонике, может быть использовано точно так же и на основе блюзового лада.Однако сам блюзовый лад является результатом встречи африканской пентатоники и европейских мажора и минора на американской земле. Значит требуется рассмотреть мажорный и минорный лады , и их использование в импровизации. Это уже требует соотношения данного звукоряда с подходящим ему аккордом.Впоследствии это соотношение перевернется, и тогда потребуются поиски подходящих к данному аккорду звукорядов(их всегда больше, чем один).А раз речь идет о мажоре и миноре - значит уже невозможно уклониться от тональностей , и от 3-х китов,на которых тональность держится: функции тоники,субдоминанты и доминанты.Вместе с функциями приходят и функциональные аккорды , организующиеся в функциональную гармонию.
Проще всего использовать белые клавиши какого нибудь киборда,начиная от До. В пределах октавы получается семитонный(гептатонический) звукоряд - являющийся мажорным ладом До. Каждый нечетный его звук относится к аккорду, естественно подходящего ко всему звукоряду - то есть первый(прима) ,третий(терция) , пятый(квинта)образуют мажорное трезвучие; а если надо - то и седьмой(септима как часть септаккордa). Трезвучия используются в народной музыке, в поп , в роке. В джазе чистые трезвучия НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВООБЩЕ (в джаз-роке -да, на то он и джаз рок), только септаккорды; да ещё с дополнительными звуками.
Что же происходит с четными звуками лада - в данном случае мажорного (если начать от Ля,то разумеется получится минорный лад; и тогда отсчет четности и нечетности будет от Ля)? При наложении их на аккорд создаются в большей или меньшей мере диссонансы : в джазе (и вообще современной музыке) бОльшие ,или даже большИе; в неджазовых жанрах - меньшие . По английски они называются просто и ясно -Tensions (напряжения). Любое напряжение требует разрешения - в соседний нечетный звук лада,относящийся к аккорду; непривычное и нетерпеливое ухо требует его немедленно - в рамках акустических легко достижимых удовольствий. Более искушенное ухо будет оттягивать момент разрешения, зная что это доставляет больше удовольствия.Отказ от немедленного удовлетворения слуха разрешениями в аккордовые звуки является одной из основ бибопа как подчеркнуто антикоммерческой музыки.
Так или иначе, оборот напряжение - разрешение( или если хотите : диссонанс - консонанс) является вторым по важности, после возникновения отдельного звука, происшествием.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт сен 16, 2008 22:56

Таким образом выходит,что в ближайшей округе любого аккордового звука ,находящегося в мажорном или минорном ладу,существуют 2 неаккордовых(опевающих) звука; они то вместе с аккордовым звуком и образуют ход напряжение - разрешение - первичного создателя энергии для мелодического движения.Пример :

http://rapidshare.com/files/145817254/T ... on.mp3.htm

Но оказывается,что и между аккордовыми звуками существует иерархия меры консонантности по отношению к основному басовому звуку- приме аккорда. Порядок ступеней в аккорде известен: снизу вверх -прима,терция,квинта,а затем септима. Однако порядок звуков по уменьшающейся консонантности(и увеличивающейся диссонантности) идет не по внутриаккордовой последовательности,а по последовательности обертонов от основного баса. Другими словами, возрастаяющая линия неустойчивости между аккордовыми звуками происходит зигзагообразно:от примы к чистой квинте, далее к терции; и под конец - к септиме. Примеры:

http://rapidshare.com/files/145823132/O ... s.mp3.html

Таким образом можно построить оборот напряжение - разрешение в аккордовый звук двумя путями:
1. от соседнего неаккордового звука;
2.от аккордового звука, содержащего большую неустойчивость (то есть впервые появляющийся в обертоновом ряду выше,чем тот, в который разрешается.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт сен 19, 2008 20:17

Теперь следующие вопросы:
Когда использовать эти неаккордовые звуки?
Каковы должны быть пропорциональные соотношения между неаккордовыми звуками, их разрешениями; и аккордовыми звуками вообще?
Можно ли обойтись какое -то время без этих Tensions?

Без неаккордовых звуков невозможно построить полноценную мелодию - даже самую простую,наподобие "Чижика - пыжика".Это подобно существованию в условиях великого всеобщего спокойствия- без драм и конфликтов.Люди в таких условиях через какое-то время ударяются в алкоголь,наркотики,и даже самоубийства.Мелодия без драмы,или хотя бы каких -то малюсеньких столкновений и противоречий - безумно скучна.В ней ничего не происходит; даже нет гармонических ошибок для разнообразия - она воплощает великую скуку.Пример:

http://rapidshare.com/files/146625262/Ceoea.mp3.html (Ceoea = Скука)

Пример с прошлого раза Tension_-_Resolution был построен иначе : на каждый Tension есть разрешение.Получилось попросту упражнение классического типа.Извесный пример такого использования в мелодии аккордовых и неаккордовых звуков : Фантазия -экспромт До диез мин.Шопена.Сладостная горечь...

Для джаза это вообще не подходит - эта музыка избегает прямолинейности; она требует искушенности ,хитрости,парадоксальности и непременного чувства юмора.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт сен 23, 2008 23:06

Сегодня совершим маленькую прогулку от скучных арпеджирований в импровизационной мелодической линии до вполне точной стилистически линии бибопа.В основе три трезвучия: Dm -G -C.

1.Простые разложенные трезвучия восьмушками.

http://webfile.ru/2254472

2.Те же трезвучия с несколькими добавленными украшающими звуками на слабые доли.

http://webfile.ru/2254489

3.Трезвучия с украшающими звуками на сильные доли.

http://webfile.ru/2254502

4.Трезвучия с парными диатоническими опевающими звуками.

http://webfile.ru/2254512


Линия становится все музыкальней;но чувствуется, что просто необходимы хроматические соседние звуки,отстоящие от аккордового на полтона.

5.Трезвучия с опевающими диатоническими и хроматическими звуками.

http://webfile.ru/2254522

Уже приближается к настоящей.Но в джазе могут быть только девушки,а трезвучия -нет.

5а.То же самое - но с септаккордами: Dm7 -G7 -C maj7

http://webfile.ru/2254541

Это уже почти горячо,но соединение диссонирующей мелодии и диссонирующих аккордов требует непременно ещё чего-то,а именно ритмически диссонирующего аккомпанимента: СИНКОП!

5б. http://webfile.ru/2254556
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пт сен 26, 2008 12:14

я уже подостал. нужно доганять.

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср окт 01, 2008 18:57

Притормаживаю...
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн окт 06, 2008 13:15

Общеизвестный факт : блюз -один из источников джаза.Однако сам по себе блюз не является джазом - для этого он недостаточно рафинирован ни ритмически,ни гармонически,ни мелодически.
Следующие 2 примера демонстрируют эту разницу,в первую очередь мелодическую: опевающие звуки второго примера вообще не характерны для традиционного блюза.

Традиционный блюзовый рифф: http://webfile.ru/2287458

Блюзовый рифф с опевающими звуками,характрными для бибопа : http://webfile.ru/2287475
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн окт 06, 2008 13:37

Инженер
Во! Вот это доступно-интересно непрофессионалам-то что нужно!!! Спасибо! а можно еще наиболее характерных примеров с разоблачениями. Можно засунуть в один файл и указывать временные промежутки, чтобы легче было скачивать.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн окт 06, 2008 13:53

Учтено!
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн окт 06, 2008 19:25

Объединение двух последних файлов( Пн Окт 06, 2008 12:15 ): http://webfile.ru/2288787
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср окт 08, 2008 11:53

До сих пор речь шла только о ритмической и мелодической импровизации.Однако возможно импровизировать , даже совершенно спонтанно , также и аккорды - точнее созвучия(фонизмы),которые когда-то не подпадали под категорию аккордов.
Для начала возьмем многократно обыгранный пентатонический лад от Ре.Оказывается,что совместное звучание всех звуков этого лада не только приятно для уха,но и сохраняет пентатоническую особенность мелодической горизонтали. Другими словами: горизонталь превратилась в вертикаль.
Это и есть модальный аккорд.Такое ,и ему подобные, созвучие называется пентакордом(или пенткордом).

http://webfile.ru/2293948 - пример 1

Если учесть,что в гармонической(точнее басовой) сетке блюза участвуют прежде всего 3 главные ступени лада;то и весь лад(примеры 2а,2б,2с),и извлеченные из него созвучия(прим.3а,3б,3в,3г) могут звучать на каждый из этих трех басов .
Басы разумеется неизменны,однако (аккордовые) надстройки могут видоизменяться - от одного голоса,создающего мелодический эффект,до 5-6 голосов,создающих усиленную плотность и диссонантность аккордов,и расширяющие и диапазон .
Когда у созвучий отсутствует ясные функции(тоника,доминанта или субдоминанта),роль упорядочивания и организации в аккордовой последовательности берут на себя плавные связи между аккордовыми голосами(плавное голосоведение),а также логичные линии возрастающей и ниспадающей плотности и диссонантности аккордов(напряжение - разрешение).Этот ракурсы аккордики рассматриваются в знаменитой статье Ю.Кона "Об одном свойстве атональной вертикали"( http://www.esnips.com/webfolder/68a7b75 ... 42d3d27070 ) ; а в джазе - в курсе "Line Writing",разработанный преподавателями в Berklee College; кстати приблизительно в то же время. ( http://www.webfile.ru/2140951 )

Представленные в файле созвучия на постоянные басы составлены исключительно из звуков основного пентакорда - в разных комбинациях комбинациях исключительно по слуху :3а -один голос;3б -2 голоса,3в - 3 голоса, 3г -4-5 голосов.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вс окт 12, 2008 00:42

Еще о всплесках и спадах мелодического напряжения.Стили и периоды могут быть разные,но принцип - универсален.
Для сравнения 4 стиля:

http://rapidshare.com/files/153074100/_ ... _1077.html


1.Арабский 2.Медитативный 3. Блюзовый 4.Джазовая кода -разрешается типично в наивысшее напряжение.

Если не открывается,то http://webfile.ru/2305338
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вс окт 12, 2008 03:15

http://webfile.ru/2305356 - легкая версия.Уф!
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср окт 15, 2008 00:54

Пост от Вт Сен 23, 2008 22:06 -все файлы соединены в один с паузами - в том же порядке:

http://rapidshare.com/files/154032576/file.mp3.html

Можно подумать,что достаточно выучить аккордовые звуки,а также обыгрывающие - диатонические и хроматические; использовать это в импровизационных линиях - и стиль бибопа налицо!
Ничуть!Правда намного сложнее,чем кажется:Чарли Паркер обладал феноменальной музыкальной и зрительной памятью,позволявшей ему - между прочих выгод- и удерживать в памяти отдельные звуки мелодии,что позволяло ему возвращаться к ним позже(в случае Майлса намного позже) ,и присоединять звуки,создавая скрытую вторую мелодическую линию- нечто наподобие скрытого многоголосияИ.С. Баха.Только с феноменальной памятью можно осуществить это прямо на инструменте.
Следующий пример демонстрирует это:

http://rapidshare.com/files/154041097/b ... s.mp3.html

За основу взяты первые 8 тактов соло Паркера из Anthropology .
Порядок следующий:
1.Само соло,как записано в Omnibook
2.Собственная придуманная линия на те же 8 тактов - включающая все необходимые звуки: аккордовые,звукорядные,опевающие; однако без всяческой попытки создать дополнительный голос путем скачков.Звучит просто не более чем упражнение без грубых гармонических ошибок;можно быть уверенным,что очень многие музыканты так играют-и думают ,что так и нужно;потому что их этому учили.
3.Линия Паркера расщеплена на 2 голоса(в каждом - фрагмент мелодии) - звучит верхний.
4.Скрытый нижний голос, извлеченный и отделенный от всей мелодии и представленный протянутыми звуками(в оригинале это разумеется восьмушки).
5.Одновременное соединение обоих голосов,ставших самостоятельными.Тем не менее каждый из них дополняет другой.
6.Напоминание оригинала как цельная мелодическая линия.
Для интересующихся более глубоко скрытой полифонией рекомендуется послушать 6 сюит И.С. Баха для виолончели(скрипичные партиты тоже подходят).Для начала:
http://www.youtube.com/watch?v=JysJGTUASrQ

Правда,что Паркер был гениален?
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт окт 17, 2008 23:52

Понятие об угловых звуках в мелодии : угловой звук есть мелодический звук после которого мелодия поворачивается в противоположную сторону - после верхнего углогого звука мелодия спускается, и наоборот.Такие угловые звуки выдаются в мелодии,и несут в себе естественные акценты,создающие дополнительный скрытый ритм,вплетающийся во внутреннюю полиритмию.Равномерные спады и подъемы мелодии( в данном примере основанные на арпеджио) создают скучную неджазовую мелодическую линию,в которой отсутствует скрытое синкопирование(хотя все строится восьмушками). И наоборот:мелодия звучит ритмически намного интересней,когда мелодическая линия ломается кажды раз на другой доле.Этот момент как-то не подчеркивается в проф.литературе.

http://rapidshare.com/files/154984878/m ... 3.mp3.html

Гармония примера: ||:C maj7 |Am7 |Dm7| G7:|| Cm7 ||

Длинные звуки - скелет,составленный из угловых звуков.
Последний пример в быстром темпе звучит в стиле,характерным для свинга 30-х гг.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Ответить