Сообщение
Roman » Ср май 14, 2008 08:10
Duke Ellington – Satin Doll
Тема представляет собой 32-тактовый квадрат, написанный в форме ААВА, в тональности до мажор. Строение формы – нормативное, т.е. каждая часть является 8-тактовым периодом.
Части А идентичны по отношению друг к другу и не различаются каденциями, завершаясь полным каденционным оборотом II – V – I. Гармоническая структура части А представляет собой цепочку неполных гармонических оборотов II – V, со следующими временными устоями: С – D – G – Gb – C. Эти временные устои образуют гармонический каркас «тоника – двойная доминанта – доминанта – тоника», что придаёт периоду функциональную устойчивость. Из этой цепочки, казалось бы, выпадает временная тоника Gb, но взаимосвязь тональностей соль-бемоль мажор и до-мажор легко установить через родство тональностей по общему уменьшенному вводному септаккорду (явление, специфическое для гармонических сеток джазового мэйнстрима). Гармонической сетке части А присуща секвентность – в силу того, что в качестве практически единственной структурной гармонической единицы используется оборот II – V (разрешающийся в первую ступень лишь в финальной каденции периода).
Часть B менее насыщена гармоническими событиями и состоит из двух оборотов II – V – I в тональностях фа-мажор и соль-мажор, являющихся соответственно субдоминантой и доминантой к основной тональности темы (отклонение в субдоминанту в части В характерно для многих тем Эллингтона). Заметим, что эти обороты занимают по 4 такта, в то время как основная структурная гармоническая единица части А – оборот II – V – занимает всего один такт. Часть В заканчивается серединной каденцией, на неразрешённой доминанте.
В мелодическом плане части А и В также имеют свои характерные особенности. Часть А построена по существу на одной и той же мелодико-ритмической модели, заявленной в первых двух тактах темы. Эта исходная модель состоит из двух фрагментов, первый из которых носит экспонирующий, а второй – закрепляющий, утверждающий характер. В дальнейшем эта модель звучит полностью на тон выше, а далее эксплуатируется второй фрагмент модели, звучащий соответственно от звуков ре и си-бемоль.
Мелодическая составляющая части В представляет собой дважды повторенную модель длиной в 4 такта – она проводится в тональностях субдоминанты и доминанты, в соответствие с гармоническим каркасом. Вся мелодия темы диатонична – автор не применяет здесь хроматических полутонов и не выходит за рамки ладов, соответствующих гармоническим оборотам. Это придаёт мелодии темы песенный характер, однако синкопированный ритм в сочетании с песенностью выдаёт в теме стилистическую принадлежность к эпохе раннего свинга.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)