неужели музыку можно померять только в координатах простое-сложное?Roman писал(а):Тональную музыку же просто не могу слушать - там всё очевидно, а потому неинтересно.
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Нет, конечно. Но это индивидуальное. К тому же Бах, Шютц и Букстехуде своё значение для меня не потеряли. А вот романтики - увы и ах.AlexMachen писал(а):неужели музыку можно померять только в координатах простое-сложное?Roman писал(а):Тональную музыку же просто не могу слушать - там всё очевидно, а потому неинтересно.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- ivan_buratino
- джазофил
- Сообщения: 1303
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30
- Nikolai Shienok
- джазофил
- Сообщения: 777
- Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
- Откуда: Москва-Химки
"Некое лицо" квартета Чекасина помню, у меня была эта пластинка, не говоря уж о ГТЧ. Но это же совсем не "Чёрный квадрат", там столько драматургии, хоть поэмы пиши. А квадрат я уже только что предложил и сразу же получил отказ со следующей мотивацией: для сочинения живопись предпочтительна жанровая ("Опять двойка" и т.п.), иначе начнут писать несусветную чушь. Впрочем, предлагаю устроить праздник для участников чата, предложив им написать маленькое сочинение по картине Малевича "Чёрный квадрат". Вполне себе джазовое задание, n'est pas?Roman писал(а):Ещё лет 17 назад мой друг, будучи студентом выпускного курса пединститута, предлагал своим ученикам во время практики в школе писать сочинение на музыку ГТЧ и квартетную пластинку Чекасина "Некое лицо". Очень интересные результаты получились. И дирекция не препятствовала
Вот такая мысль пришла в голову. По поводу особенностей восприятия.
По дорогое на работу увидел женщину, которая одета была в коричневый костюм. У женщины была розовая сумка и розовые же туфли.
Взгляд мой тутже зафиксировал это цветовое взаимодействие. И я подумал что не заметить этого я при всем желании не смог бы. (я дизайнер) То есть способность не замечать какие-то визуальные закономерности я попросту утратил.
Так же вот и с музыкой. Уж если ты профессионал, то не замечать всякие там структуры и математические закономерности как ни старайся не сможешь. И может быть умение не знать об этой составляющей музыки представляет не меньшую ценность, чем знание ее?
По дорогое на работу увидел женщину, которая одета была в коричневый костюм. У женщины была розовая сумка и розовые же туфли.
Взгляд мой тутже зафиксировал это цветовое взаимодействие. И я подумал что не заметить этого я при всем желании не смог бы. (я дизайнер) То есть способность не замечать какие-то визуальные закономерности я попросту утратил.
Так же вот и с музыкой. Уж если ты профессионал, то не замечать всякие там структуры и математические закономерности как ни старайся не сможешь. И может быть умение не знать об этой составляющей музыки представляет не меньшую ценность, чем знание ее?
- ivan_buratino
- джазофил
- Сообщения: 1303
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30
ivan_buratino
Я не противопоставляю эти два навыка. Просто, думаю, профессионал и непрофессионал, слушая одну и ту же музыку, слышат разную музыку. И лично я считаю, что та музыка, которую слышит непрофессионал не менее ценна. И убедить меня в обратном очень сложно. Уж больно убедительна для меня неосмысленно воспринятая мной музыка...
Я не противопоставляю эти два навыка. Просто, думаю, профессионал и непрофессионал, слушая одну и ту же музыку, слышат разную музыку. И лично я считаю, что та музыка, которую слышит непрофессионал не менее ценна. И убедить меня в обратном очень сложно. Уж больно убедительна для меня неосмысленно воспринятая мной музыка...
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
sss
Еще примеры из этой оперы. Слушая зарубежную поп-музыку, и не понимая английского языка, я все же вполне отчетливо наслаждался его звучанием. Даже бормотал какие-то выхваченные фразы. То же самое с итальянским или французским. Русскоязычную эстраду (рок, бардов) за очень редким исключением, слушать не люблю - меня дико раздражают слова (тут примитив, тут чернуха, а тут заумь и претенциозность).
Когда английский язык перестал быть тайной, появились трудности и с английской лирикой. К счастью, я его знаю не настолько хорошо, чтобы фиксировать полный текст автоматически, да и поют часто нечленораздельно. Слушаю, но по возможности абстрагируясь от текстов.
Ездили на юга компанией и был с нами один мужик - гениколог по специальности. И вот как-то вечером надумали пойти на танцульки, зовем его 0 а он говорит - "да, что вы такое надумали, я ж в отпуске"
Однако, присоединяюсь к Роману. Убежден, что понимание "устройства" музыки наверное меняет ее восприятие, но отнюдь не в худшую сторону. Наоборот, знание по идее, открывает дополнительные "красоты", или скажем так "качества" музыкального произведения, которые могут быть пропущены неискушенным ухом.
Еще одно наблюдение. Знания и вкус - это разные вещи. Вот почему даже среди грамотных музыкантов согласия по части музыкальных предпочтений не больше, чем среди начинающий слушателей (пожалуй даже меньше). И вот почему на свете столько музыки, которая нам не очень нравится, хотя ее наверняка пишут и исполняют очень грамотные музыканты.
Еще примеры из этой оперы. Слушая зарубежную поп-музыку, и не понимая английского языка, я все же вполне отчетливо наслаждался его звучанием. Даже бормотал какие-то выхваченные фразы. То же самое с итальянским или французским. Русскоязычную эстраду (рок, бардов) за очень редким исключением, слушать не люблю - меня дико раздражают слова (тут примитив, тут чернуха, а тут заумь и претенциозность).
Когда английский язык перестал быть тайной, появились трудности и с английской лирикой. К счастью, я его знаю не настолько хорошо, чтобы фиксировать полный текст автоматически, да и поют часто нечленораздельно. Слушаю, но по возможности абстрагируясь от текстов.
Ездили на юга компанией и был с нами один мужик - гениколог по специальности. И вот как-то вечером надумали пойти на танцульки, зовем его 0 а он говорит - "да, что вы такое надумали, я ж в отпуске"
Однако, присоединяюсь к Роману. Убежден, что понимание "устройства" музыки наверное меняет ее восприятие, но отнюдь не в худшую сторону. Наоборот, знание по идее, открывает дополнительные "красоты", или скажем так "качества" музыкального произведения, которые могут быть пропущены неискушенным ухом.
Еще одно наблюдение. Знания и вкус - это разные вещи. Вот почему даже среди грамотных музыкантов согласия по части музыкальных предпочтений не больше, чем среди начинающий слушателей (пожалуй даже меньше). И вот почему на свете столько музыки, которая нам не очень нравится, хотя ее наверняка пишут и исполняют очень грамотные музыканты.
- dra
- джазмен
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 03:29
- Откуда: Иркутск
- Контактная информация:
Извините, сказывается незаконченное высшее по славянской филологии ... Лейб-мотив - небольшой, но яркий символ или тема, которая повторяется несколько раз на протяжении произведения (стандарт - в начале, в середине и в конце).Roman писал(а):Впервые встречаю термин "лейб-тема". Лейб-гвардии драгунского полка?dra писал(а):...вычленять лейб- и побочные темы...
вечная меломанка...
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Вообще-то это называется лейтмотив.dra писал(а):Лейб-мотив - небольшой, но яркий символ или тема, которая повторяется несколько раз на протяжении произведения (стандарт - в начале, в середине и в конце).
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Прежде чем перейти к хитам фри-джаза,можно добавить пару слов о Satin Doll.Путем трансформации мелодии можно разобраться в оригинале.
Развитие мелодии от A Part k B Part путем,что называется,приоткрыванием двери: в А щелка приоткрыта на секунду,в В -на кварту.В результате кульминация находится там,где ей и положено:21-24 такты(золотое сечение).А вот если это перевернуть-получается странно и нелогично-пример
http://webfile.ru/1988008
Ощущение вялости гармонического развития заставило меня много лет назад взяться за ручку и переделать многострадательную куклу:
http://webfile.ru/1988011
Получилось нечто гармонически гиперактивное;и импровизировать на это было бОльшим мучением,чем на Giant Steps/
Развитие мелодии от A Part k B Part путем,что называется,приоткрыванием двери: в А щелка приоткрыта на секунду,в В -на кварту.В результате кульминация находится там,где ей и положено:21-24 такты(золотое сечение).А вот если это перевернуть-получается странно и нелогично-пример
http://webfile.ru/1988008
Ощущение вялости гармонического развития заставило меня много лет назад взяться за ручку и переделать многострадательную куклу:
http://webfile.ru/1988011
Получилось нечто гармонически гиперактивное;и импровизировать на это было бОльшим мучением,чем на Giant Steps/
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
[/quote][quote=Все очень несложно для понимания. В западноевропейской музыке (а джаз опирается на её основы) признаками наличия тональности является последовательность "субдоминанта - доминанта - тоника", то есть оборот IV - V - I. В джазе этот оборот трансформирован в схему II - V - I (поскольку вторая ступень является ближайшим родственником субдоминанты). Выпишем все подобные обороты, содержащиеся в части А рассматриваемой темы:
D-7 G7 - тональность до-мажор
E-7 A7 - тональность ре мажор
А-7 D7 - тональность соль-мажор
Ab-7 Db7 - тональность соль-бемоль мажор.
В этой пьесе фактически нет отклонения в соль бем.мажор.Дело в том,что смысл оборота Abm7- Db7 в контексте окружения намека на соль маж. с одной стороны( 5-ый такт),и до маж. с другой (7 - ой такт)-отнюдь не незавершенная модуляция в соль бем.маж,а замена(Substitution) главной доминанты G7.Стоит вспомнить анекдот о том,как покрасить слона в красный цвет-используя ведро краски,кисть и бинокль.Сперва находят этого слона,затем разглядывают его через бинокль-но с другой стороны;тогда большущий слон превращается в малюсенького слоника-вот тогда-то его берут в руки, и красят в нужный цвет.
Здесь слоном служит Db7.Можете быть уверены-это камуфляж : он хотя и септаккорд(7) но не от ре бем.,а от си.Это т.н. дважды альтерированный септаккорд 7-ой ступени(с пониженной терцией и септимой-единств. аккорд,где возможна такая альтерация).Но это муз. теория прошлого миллениума,объясняющая происхождение этого аккорда(есть еще объяснения)..
В общем:все,что выглядит как доминантсептакк.,пахнет и звучит как доминантсетаккорд-позволяет обращаться с ним как с доминантой в законе.,а именно: любой доминант7аккорд в джазе может быть при желании(если автором не указано) расщеплен на 2 аккорда- m7 или на m7/b5 квартой ниже(квинтой выше)доминанты; и собственно дом7акк.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Вы абсолютно правы!Только это не Bm7,а альтерированный Bm7/b5(полууменьшённый,как и подобает ему в контексте До мажора)-точнее: си-ре бем.-фа-ля бем.Главное-у него с G7 общие звуки: Си и Фа(guide Tones); тот самый тритон,необходимый для опознания доминантовости.Он звучит аналогично Ре бемоль секундаккорду ,не являясь им. Для джаза достаточно,если есть альтенатива аккорду 5-ой ступени;а какого её теоретическое происхождение- в данном случае не так важно.
Доказательство того,что так дело и обстоит-взаимозаменяемость обоих септаккордов(Соль7 и Ре бем7.)без сопровождающих мин. септаккордов; и совершенная невзаимозаменяемость(какое громоздкое слово) их расщеплений в виде мин.7 квартой ниже (Dm7 и Abm7) ,если сами доминанты не фигурируют.
Кстати Х7 второй пониженной ступени-одна из 2-х заменяющих доминант(Sub 5); вторая возможная замена-Х7 мажорной седьмой ступени(в данном случае B7).
Доказательство того,что так дело и обстоит-взаимозаменяемость обоих септаккордов(Соль7 и Ре бем7.)без сопровождающих мин. септаккордов; и совершенная невзаимозаменяемость(какое громоздкое слово) их расщеплений в виде мин.7 квартой ниже (Dm7 и Abm7) ,если сами доминанты не фигурируют.
Кстати Х7 второй пониженной ступени-одна из 2-х заменяющих доминант(Sub 5); вторая возможная замена-Х7 мажорной седьмой ступени(в данном случае B7).
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Это не самостоятельная замена, а интегральная часть Db7-без него первый аккорд не имеет смысла.AlexMachen писал(а):а Ab-7 - это тоже замена?
Хотелось бы предложить анализ второго большущего хита фри-джаза-Frankenstein.
http://webfile.ru/1994660 - аудио
http://webfile.ru/1994707 - ноты.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- ivan_buratino
- джазофил
- Сообщения: 1303
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30