Джазовое или академическое образование? Или оба сразу?
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- lesha
- джазмен
- Сообщения: 237
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 14:06
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Джазовое или академическое образование? Или оба сразу?
Не знаю, тот ли раздел форума я выбрал для этой темы; впрочем, ближе к самой теме. Точне даже не теме, а вопросу. Дело в том, что в этом году я буду поступать в музыкальное училище, и передо мной встаёт вопрос - в какое? Я намерен заниматься импровизационной музыкой. Я не знаю, получать ли мне сначала академическое образование или сразу начать с джазового. Все самые передовые на сегоднешний день музыкаоты: Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Разин, Сергей Старостин, Ромин Столяр - получили академическое образование. Мне кажетя, что музыкант с академическим образованием универсален, он может играть и классику, и джаз, и любую другую музыку; музыкант с джазовым образованием может играть только джаз. Что вы думаете по этому вопросу?
Salt Peanuts, Salt Peanuts!
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
-
- джазофил
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
- Откуда: Смоленск- Россия
- Контактная информация:
вот уж ошибка!!!vvb5p писал(а):lesha
я считаю, что академическое имеет больший приоритет. Полагаю основы джаза изучить человеку вымуштрованному академической школой не составить особого труда.
по опыту знаю, академические музыканты НЕ способны на индивидуальный стиль. А драйв, грув те более, можете поверить.
Каждому свое, как говорится.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: Джазовое или академическое образование? Или оба сразу?
Роман Столяр получил два образования: сначала - как джазовый пианист, затем - как академический композитор.lesha писал(а): Все самые передовые на сегоднешний день музыкаоты: Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Андрей Разин, Сергей Старостин, Ромин Столяр - получили академическое образование.
По существу дела - вопрос, который Вы ставите, не будет иметь однозначного ответа. Всё весьма индивидуально и зависит от степени способностей и склонностей конкретного индивидуума. Но мне кажется, что если Вы ставите своей целью заниматься современной импровизационной музыкой, то Вам необходимо получить не просто классическое образование, но выбрать для себя такую специальность, которая обязательно предусматривала бы глубокое вхождение в музыкальный язык академической музыки XX - XXI века - ведь импровизационная музыка современности весь этот арсенал задействует. Такую подготовку не каждый факультет может дать; возможно, наилучший выход - теоретико-композиторский факультет и параллельная практика в импровизационных ансамблях. К сожалению, факультетов, которые готовили бы импровизаторов, у нас в стране не существует. Джазовое же образование настолько консервативно, что "академизирует" мозги учащихся даже в большей степени, чем классическое музыкальное образование.
В любом случае, Вам придётся внутренне противостоять академизму и предрассудкам по отношению к свободной импровизации как таковой. Но в то же время без академической базы трудно будет постичь самое главное - каким образом элементы музыкального языка складываются в логичную форму импровизационной пьесы. Так что в любом случае она необходима.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Драйв и грув действительно являются приоритетами джазового образования, это верно. А вот в вопросах музыкальной формы джазовые музыканты сильно проигрывают академическим. И - Влад, заметь - большинство не только российских, но и зарубежных импровизаторов действительно имеют хорошую. академическую подготовку. Чтобы далеко не ходить, вот примеры, которые рядом: и Гайворонский, и Юкечев, и Вапиров (все закончили Ленинградскую консерваторию) - импровизаторы с неповторимым индивидуальным стилем игры. Классическое образование им только помогло.vladmak писал(а):вот уж ошибка!!!vvb5p писал(а):lesha
я считаю, что академическое имеет больший приоритет. Полагаю основы джаза изучить человеку вымуштрованному академической школой не составить особого труда.
по опыту знаю, академические музыканты НЕ способны на индивидуальный стиль. А драйв, грув те более, можете поверить.
Каждому свое, как говорится.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
-
- джазофил
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
- Откуда: Смоленск- Россия
- Контактная информация:
да я не против, но Вапирову это явно мешает- его надуманные формы, структуры настолько сковывали его музыку, что слушать его, при всем к нему человеческом отношению, не интересно! Гайроронский - человек/теория, тут особый дар, хотя его академизмы тоже грешат часто занудством, в свободной импровизации он не асс. О западных трудно говорить, но я предпочитаю играть с маргиналами и леваками, а не занудами из консерваторий, знавал и таких - у тех сплошные концепции от штокгаузенизмов на третьей воде, типа молчащий кирпич в пустом пространстве и кричащая капля воды...
Вот слушаю сейчас Брэкстона, вот когда он отрывается от своих схем и появляется музыка. Думаю большинство чернокожих гениев не кончали академий.
Хотя, бывают и исключения. типа тебя...
Вот слушаю сейчас Брэкстона, вот когда он отрывается от своих схем и появляется музыка. Думаю большинство чернокожих гениев не кончали академий.
Хотя, бывают и исключения. типа тебя...
- dra
- джазмен
- Сообщения: 409
- Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 03:29
- Откуда: Иркутск
- Контактная информация:
lesha!
предупреждаю: это мое личное мнение, оно не должно разочаровать тебя или слишком обрадовать...
важен в выборе следующий вопрос: какая у тебя базовая подготовка к поступлению? извини, но я спрашиваю неспроста. как-то переговорила с одним мужчинкой из (не буду называть конкретно) одной консерватории, в которой есть отделение джаза и эстрады. так у них там такой недобор, что берут ВООБЩЕ без подготовки. смотрят просто, есть ли музыкальный слух, голос, чувство ритма... но не знание нотной грамоты или музыкальной литературы...
а в некоторые училища, дающие стредне-специальное образование, трудно поступить даже с полной музыкальной школой за плечами...
если уже какие-то навыки на музыкальном фронте есть - нужно учиться джазу, академическое образование будет плюсом, но будет упущено время.... оно сейчас внаш век - самое ценное. в конце концов можно начитаться умных книжек и без наставников.
предупреждаю: это мое личное мнение, оно не должно разочаровать тебя или слишком обрадовать...
важен в выборе следующий вопрос: какая у тебя базовая подготовка к поступлению? извини, но я спрашиваю неспроста. как-то переговорила с одним мужчинкой из (не буду называть конкретно) одной консерватории, в которой есть отделение джаза и эстрады. так у них там такой недобор, что берут ВООБЩЕ без подготовки. смотрят просто, есть ли музыкальный слух, голос, чувство ритма... но не знание нотной грамоты или музыкальной литературы...
а в некоторые училища, дающие стредне-специальное образование, трудно поступить даже с полной музыкальной школой за плечами...
если уже какие-то навыки на музыкальном фронте есть - нужно учиться джазу, академическое образование будет плюсом, но будет упущено время.... оно сейчас внаш век - самое ценное. в конце концов можно начитаться умных книжек и без наставников.
вечная меломанка...
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Для поступления в училище таких знаний обычно достаточно. Но лучше всего узнать конкретные требования, которые выдвигаются для поступления в конкретное учебное заведение.lesha писал(а):Достаточно ли мне того академического, классического образования, которое я получил в музыкальной школы? Один известный московский гитарист и педагог, занимающийся джазом, считает, что у меня уже есть классическая база.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Заданный вопрос моментально делит на 2 части муз. образование : на джазовое и акдемическое.На самом деле термин джаз стал кодом для самой разнообразной музыки,обязательно включающей импрoвизацию. Я охарактеризовал бы данный вопрос как отставший на 40 лет. Джаз возвратил на профессиональную музыкальную сцену импровизацию, а она в свою очередь проникла в разные музыкальные жанры...
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
...и, к сожалению, единственным направлением, которое в сознании обывателя (в том числе и обывателя от музыки) ассоциируется с импровизацией. Хотя в действительности джаз - только одна из многочисленных импровизационных культур.Инженер писал(а):...На самом деле термин джаз стал кодом для самой разнообразной музыки,обязательно включающей импрoвизацию...
... и примерно на столько же (если не на больше) отстали и учебные программы музыкальных образовательных учреждений. Так что какова ситуация - таков и вопрос.Инженер писал(а):Я охарактеризовал бы данный вопрос как отставший на 40 лет..
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Верно. Потому и имеет смысл контактировать с музыкальными школами.Инженер писал(а):Эту ситуацию можно постепенно изменить,если начать внедрять гигиену личной импровизации с детского возраста- хотя бы каждый из могущих в своём жизненном музыкальном пространстве.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Говоря о "личной импровизации" я отнюдь не имел в виду индивидуальные занятия ученик-учитель,но исключительно групповые занятия,где у каждого всегда будет шанс сымпровизировать даже один звук, или один жест, или один шаг и т.д. Начало импровизации лучше всего групповое:что годится для истории африканской культуры,то подойдет и нам- надо только нагнуться и поднять с пола.
P.S. (немного оффтоп) Учебник по свободной импровизации для пианистов может создать какое-то обособление их от группы остальных ,скажем ,10 учеников. С одной стороны вряд ли существует ситуация,где 10 пианистов могут играть одновременно ; с другой стороны одна из принятых техник для высвобождения из пут заржавевших мелодических,технических и текстуральных паттернов-попросту штампов- обменяться инструментами,так что приходиться играть на незнакомом инструменте-муз.результат обязательно будет иным.
P.S. (немного оффтоп) Учебник по свободной импровизации для пианистов может создать какое-то обособление их от группы остальных ,скажем ,10 учеников. С одной стороны вряд ли существует ситуация,где 10 пианистов могут играть одновременно ; с другой стороны одна из принятых техник для высвобождения из пут заржавевших мелодических,технических и текстуральных паттернов-попросту штампов- обменяться инструментами,так что приходиться играть на незнакомом инструменте-муз.результат обязательно будет иным.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Понимаете, этот учебник пишется для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений, обладающих определённым классическим багажом. Это действительно узкоспециальное пособие. Что касается коллективной импровизации, то тут учебное пособие должно строиться по совершенно иным принципам, включать в себя и элементы театральных игр (Стефен Нахманович такими приёмами пользуется), и работу с графическими партитурами и т.д. Практические занятия такого рода я проводил, в частности, в Калифорнийском институте искусств. Но до написания пособия по коллективной импровизации пока ещё не дошёл - нужно время...Инженер писал(а):P.S. (немного оффтоп) Учебник по свободной импровизации для пианистов может создать какое-то обособление их от группы остальных, скажем ,10 учеников.
Последний раз редактировалось Roman Чт июн 12, 2008 19:59, всего редактировалось 1 раз.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Если Вас интересует литетратура по теме,вот еще пару имен:W.A.Mathieu ,R.Murray Schafer.Roman писал(а): Что касается коллективной импровизации, то тут учебное пособие должно строиться по совершенно иным принципам, включать в себя и элементы театральных игр (Стефен Нахманович такими приёмами пользуется), и работу с графическими партитурами и т.д. Практические занятия такого рода я проводил, в частности, в Калифорнийском институте искусств. Но до написания пособия по коллективной импровизации пока ещё не дошёл - нужно время...
Калифорнийский институт -это прекрасно,но там Вы представили свою концепцию по сравнению с другими,а фундамент уже существует давно.
Тут надо начинать с фундамента.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Опыт работы с детскими ансамблями убедительно доказал, что групповая работа над импровизацией, особенно свободной, есть наилучший путь .Вот пример одного из моих ансамблей (90-е гг.):
http://webfile.ru/2001683
Возрасты- от 11 до 14 лет(кроме саксофониста) ;ансамбль был создан за полтора года- с нуля; никто не играл джаз и не импровизировал. С этим ансамблем я дошел до свободной импровизации- на приличном уровне,но нет записей. Сколько я их заставлял для этого ходить группой по залу!...
http://webfile.ru/2001683
Возрасты- от 11 до 14 лет(кроме саксофониста) ;ансамбль был создан за полтора года- с нуля; никто не играл джаз и не импровизировал. С этим ансамблем я дошел до свободной импровизации- на приличном уровне,но нет записей. Сколько я их заставлял для этого ходить группой по залу!...
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Как важно остаться ребёнком.
Проблемы академического музыканта в свободной импровизации можно не только услышать,но и увидеть.
Сравните,к примеру,как непосредственно,весело и раскрепощенно, с убежденностью, играет Сесил Тэйлор кластеры с начала видео.
1мин. 20 сек. - местный пианист -Umberto Petrin.Он не просто играет кластеры;он" исполняет" и "интерпретирует" их хорошо поставленными руками - в соответствие с требованиями к академическому пианисту.
Ясно,что у обоих пианистов это исходит из других мест.
Монк -
3 мин.24 сек. Тоже не исходит от академической церебральной зоны,хотя и не свободная импровизация.
Многие из упражнений на свободную импровизацию занимаются тем,что помогают новообращенному впасть обратно в детство...
Проблемы академического музыканта в свободной импровизации можно не только услышать,но и увидеть.
Сравните,к примеру,как непосредственно,весело и раскрепощенно, с убежденностью, играет Сесил Тэйлор кластеры с начала видео.
1мин. 20 сек. - местный пианист -Umberto Petrin.Он не просто играет кластеры;он" исполняет" и "интерпретирует" их хорошо поставленными руками - в соответствие с требованиями к академическому пианисту.
Ясно,что у обоих пианистов это исходит из других мест.
Монк -
3 мин.24 сек. Тоже не исходит от академической церебральной зоны,хотя и не свободная импровизация.
Многие из упражнений на свободную импровизацию занимаются тем,что помогают новообращенному впасть обратно в детство...
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- ivan_buratino
- джазофил
- Сообщения: 1303
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30