C чего начать занятия по джазовой импровизации?
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
C чего начать занятия по джазовой импровизации?
Здравствуйте! Недавно возник такой вопрос: С чего следует начинать занятия по джазовой импровизации! Допустим, что мы имеем музыканта с классическим образованием, хорошо владеющим своим инструментом, который хотел бы научиться импровизировать в джазовой манере. С чего ему нужно начинать?? С пентатоники и блюза или, может бысть с диатонических звукорядов, например импровизировать по звукоряду до мажора (используя вертушку С Am Dm G7)?? Я сейчас не касаюсь ритма, интересует именно обыгрывание гармонии, простейшие приемы варьирования!! Пожалуйста оставляйте свои комментарии. Ваша информация очень нужна
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Рекомендую своим студентам, начинающим осваивать джазовую импровизацию, следующие приёмы:
1) игра по арпеджио, строго следуя гармонии, написанной автором темы;
2) игра гаммами (ладами), соответствующими гармонической сетке;
3) обыгрывание целевых нот - т.е. 1, 3 и 5 ступеней каждого аккорда гармонической сетки. Обыгрывание производится следующим образом: снизу - звук на полтона ниже целевого, сверху - звук, на ступень выше целевого (полтона или тон - зависит от конкретного аккорда и соответствующего ему лада). Например, обыгрываем до-мажор так: Си - Ре - до, Ре-диез - Фа - Ми, Фа-диез - Ля - Соль.
Сочетание этих трёх элементов даёт вполне приемлимую мэйнстримовскую импровизацию.
1) игра по арпеджио, строго следуя гармонии, написанной автором темы;
2) игра гаммами (ладами), соответствующими гармонической сетке;
3) обыгрывание целевых нот - т.е. 1, 3 и 5 ступеней каждого аккорда гармонической сетки. Обыгрывание производится следующим образом: снизу - звук на полтона ниже целевого, сверху - звук, на ступень выше целевого (полтона или тон - зависит от конкретного аккорда и соответствующего ему лада). Например, обыгрываем до-мажор так: Си - Ре - до, Ре-диез - Фа - Ми, Фа-диез - Ля - Соль.
Сочетание этих трёх элементов даёт вполне приемлимую мэйнстримовскую импровизацию.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
А диатонические и блюзовые пентатоники вы рекомендуете осваивать позже??Roman писал(а):Рекомендую своим студентам, начинающим осваивать джазовую импровизацию, следующие приёмы:
1) игра по арпеджио, строго следуя гармонии, написанной автором темы;
2) игра гаммами (ладами), соответствующими гармонической сетке;
3) обыгрывание целевых нот - т.е. 1, 3 и 5 ступеней каждого аккорда гармонической сетки. Обыгрывание производится следующим образом: снизу - звук на полтона ниже целевого, сверху - звук, на ступень выше целевого (полтона или тон - зависит от конкретного аккорда и соответствующего ему лада). Например, обыгрываем до-мажор так: Си - Ре - до, Ре-диез - Фа - Ми, Фа-диез - Ля - Соль.
Сочетание этих трёх элементов даёт вполне приемлимую мэйнстримовскую импровизацию.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: Чт авг 02, 2007 18:06
- Откуда: москва
- Контактная информация:
- lesha
- джазмен
- Сообщения: 237
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 14:06
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Всвязи с тем, что в скором времени я буду поступать в музыкальное училище с академическим направлением, скажите пожалуйста, можно ли научиться джазовой импровизации после получения академического оброзования. Просто многие говорят, что с классики на джаз перестроиться очень трудно, даже невозможно и что если заниматься джазом, то нужно с него и начинать.
Salt Peanuts, Salt Peanuts!
- lesha
- джазмен
- Сообщения: 237
- Зарегистрирован: Пн мар 17, 2008 14:06
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Уважаемый Александр Юрич, в разных жанрах импросизируют по-разному. В диксиленде и свинге импровизируют на тему, а в бибопе, куле, мадальном джазе и т.д. обыгрывают гармонию или просто "бегают по ладам".Александр Юрич писал(а):импровизируют на тему , а не "бегают по ладам".
Salt Peanuts, Salt Peanuts!
Если музыкант хорошо владеет инструментом, то уделять большое внимание арпеджио и ладам стоит лишь в контексте чтения с листа гармонических сеток.
Отличное упражнение:
Стандартный тернэраунд, например, в до мажоре, играть дважы(кстати, удобнее начинать со второй ступени, шестую использовать лишь при первом повторении, да и саму шестую лучше брать в виде мажорной -9), затем то же на тон ниже и т.п. Получается шесть тональностей (до, сиb, ляb, сольb, ми, ре). На каждый тернэраунд играть первый раз третью и седьмую ступени соответствующего аккорда, второй раз - разученные фразы.
Импровизировать, безусловно, можно, но и про фразы, особенно, про третьи-седьмые, забывать никак нельзя.
Позже можно добавить другие шесть тональностей (от реb).
Отличное упражнение:
Стандартный тернэраунд, например, в до мажоре, играть дважы(кстати, удобнее начинать со второй ступени, шестую использовать лишь при первом повторении, да и саму шестую лучше брать в виде мажорной -9), затем то же на тон ниже и т.п. Получается шесть тональностей (до, сиb, ляb, сольb, ми, ре). На каждый тернэраунд играть первый раз третью и седьмую ступени соответствующего аккорда, второй раз - разученные фразы.
Импровизировать, безусловно, можно, но и про фразы, особенно, про третьи-седьмые, забывать никак нельзя.
Позже можно добавить другие шесть тональностей (от реb).
Джа даст нам все!
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Было написано уже неоднократно об удобстве использования риффов(риффинг)-они могут служить и темой,и аккомпаниментом для солиста,и в соединении с варьированием-импровизацией.В классифеской музыке риффинг называется остинато.
Что же касается использования текстов для мелодического построения,то использование стихотворного текста-из-за ритмического и мелодического рифмования ведет к одному результату,и годится более для темы; использование же прозы дает результат ритмически и мелодически менее устойчивый-и годится более для развития.
Риффы желательно строить на коротких предложениях,укладывающиеся по длине ,включая обязательную паузу, в 2 или 4 такта.Продолжительность паузы-около половины риффа.У пауз есть определенные функции-отчленение риффа от риффа; а также создание временного пространства между риффами,которое будет использоваться(в рамках линии развития) для пассажей в их изначальном смысле:переход от одного риффа к другому.
Использование разговорного языка имеет колоссальные преимущества перед общепризнанным и общепринятым на Западе академическим методом изучения или обучения импровизации,а именно:самые простые исполняемые на инструменте звуки с первого же момента намеренно увязываются с личностью исполнителя,его характером,его речевой артикуляцией,его речевой фразирокой,его характерной интонацией.
Практически:
1)Обозначить метр,темп и кол-во тактов(2,4);
2)Ритмично произнести любое предложение в 4-6 слов ,чтобы уложились приблизительно в половину формы;остальное пауза;
3)Повторять ритмично-можно с метрономом,точно соблюдая форму;
4)Присоединить симультанное исполнение на инструменте-пока еще на одном звуке- ритма произносимых слогов,точно соблюдая соответствие в акцентировке ,в аттаке и продолжительности;
5)Приблизительно определить интонацию фразы;
6)Построить мелодию по пентатонике
Что же касается использования текстов для мелодического построения,то использование стихотворного текста-из-за ритмического и мелодического рифмования ведет к одному результату,и годится более для темы; использование же прозы дает результат ритмически и мелодически менее устойчивый-и годится более для развития.
Риффы желательно строить на коротких предложениях,укладывающиеся по длине ,включая обязательную паузу, в 2 или 4 такта.Продолжительность паузы-около половины риффа.У пауз есть определенные функции-отчленение риффа от риффа; а также создание временного пространства между риффами,которое будет использоваться(в рамках линии развития) для пассажей в их изначальном смысле:переход от одного риффа к другому.
Использование разговорного языка имеет колоссальные преимущества перед общепризнанным и общепринятым на Западе академическим методом изучения или обучения импровизации,а именно:самые простые исполняемые на инструменте звуки с первого же момента намеренно увязываются с личностью исполнителя,его характером,его речевой артикуляцией,его речевой фразирокой,его характерной интонацией.
Практически:
1)Обозначить метр,темп и кол-во тактов(2,4);
2)Ритмично произнести любое предложение в 4-6 слов ,чтобы уложились приблизительно в половину формы;остальное пауза;
3)Повторять ритмично-можно с метрономом,точно соблюдая форму;
4)Присоединить симультанное исполнение на инструменте-пока еще на одном звуке- ритма произносимых слогов,точно соблюдая соответствие в акцентировке ,в аттаке и продолжительности;
5)Приблизительно определить интонацию фразы;
6)Построить мелодию по пентатонике
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
3 самые сложные вещи для начинающего джазмена:lesha писал(а):Просто многие говорят, что с классики на джаз перестроиться очень трудно, даже невозможно и что если заниматься джазом, то нужно с него и начинать.
_________________
1) ритм;
2)Ритм;
3)РИТМ.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: Чт авг 02, 2007 18:06
- Откуда: москва
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Хотя здесь было написано много верного (я и сам использую подобные методы со студентами), однако придерживаюсь мысли, что без слухового опыта традиций импровизирования начинать самостоятельно и правильно импровизировать трудно. Так, многие начинающие ищут "метод", не чувствуя себя в гармонии и не в состоянии извлечь мало-мальски убедительную мелодию на заданную гармонию. Многие (например духовики) не владеют фортепиано, поэтому не в состоянии варьировать "наглядно". Думаю, неплохим методом развития явилось бы побуждение играть - без нот! - известную мелодию, в разных тональностях, с постепенным выходом за её пределы, с варьированием её, как мелодическим, так и ритмическим.
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Это делается следующим образом:все сидят кругом с инструментами и играют по очереди.Первый - инструктор -играет фразу,второй-сосед-пытается повторить,сосед соседа пытается повторить то,что вышло у второго и т.д.krys писал(а):. Думаю, неплохим методом развития явилось бы побуждение играть - без нот! - известную мелодию, в разных тональностях, с постепенным выходом за её пределы, с варьированием её, как мелодическим, так и ритмическим.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
Совершенно верно, хотя мне приходилось заниматься так и индивидуально, - тоже полезно и интересно.Инженер писал(а):Это делается следующим образом:все сидят кругом с инструментами и играют по очереди.Первый - инструктор -играет фразу,второй-сосед-пытается повторить,сосед соседа пытается повторить то,что вышло у второго и т.д.krys писал(а):. Думаю, неплохим методом развития явилось бы побуждение играть - без нот! - известную мелодию, в разных тональностях, с постепенным выходом за её пределы, с варьированием её, как мелодическим, так и ритмическим.