Джаз.Ру #1-2009

Задать вопрос автору? Обсудить заинтересовавший материал? Подать идею на будущее? Предложить тему или собственный материал?

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
wolk_off
модератор
Сообщения: 868
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 19:53
Откуда: Москва
Контактная информация:

Джаз.Ру #1-2009

Сообщение wolk_off » Вт фев 17, 2009 19:58

Первый в 2009 г. (19-й по абс.счёту) номер "Джаз.Ру" выходит 25 февраля.

В номере:
01 Человек делает дело: АЛЕКС РОСТОЦКИЙ и его «Прогулка с Мусоргским»
04 Юбилей: Гитарист ДЖО ПАСС: 80 лет; Гитарист и вокалист ЛОННИ ДЖОНСОН: 110 лет; Тромбонист ДЖЕЙ ДЖЕЙ ДЖОНСОН: 85 лет; Саксофонист БЕННИ ГОЛСОН: 80 лет
12 Новости: Новый джаз-клуб в Москве; Джазовые лауреаты Grammy-2009
16 Гастролёры: THE BAD PLUS: «Зачем мы играем эту непонятную музыку?»
23 Новости: 70 лет BLUE NOTE
24 Концертная хроника: «МАМА ДЖАЗ»: фестиваль народного джаза
28 Джазовые путешествия: V Иерусалимский фестиваль «ДЖАЗ-ГЛОБУС»
32 Будем знать: Вера в человечество и «Akendengue Suite» как результат
37 Рубрика Курта Готтшалка: Тем временем в Нью-Йорке
38 In memoriam: Саксофонист ДЭВИД НЬЮМАН (1933-2009); Саксофонист ХЭНК КРОУФОРД (1934-2009); Трубач ФРЕДДИ ХАББАРД (1938-2008)
40 Юбилей - Молодые львы: годы зрелости
42 Будем знать - Саксофонист Мачей Кочиньский
44 Молодая сцена - Баритон-саксофонист РОМАН СЕКАЧЁВ
47 Скромное обаяние винила: Виниловые редкости
48 История: АЛЕКСАНДР РИВЧУН
52 Джазовый опыт - Форум импровизаторов ISIM: от настоящего к будущему
56 Что играть? Русский REAL BOOK
Изображение[/img]

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Вт мар 31, 2009 02:02

Вашему вниманию предлагается этакий бонус - материал, который готовился к №1, но не вошел в него по техническим причинам. Событиям о которых идет речь уже скоро пол года... но впечатления по-прежнему ярки. Хочется снова поговорить об этом, вспомнить, помечтать о будущих встречах!

По совету AlexMachen на форуме публикую материал порциями. Но для самых нетерпеливых оригинал статьи целиком находится на сайте фестиваля Vilnius Jazz

«Вильнюс Джаз» - триумф свободной импровизации
Максим Михелёв, jazz.ru, ноябрь 2008


Новая осень – красавица в золотом убранстве, могла пройти незаметной для многих горожан, суетящихся в преддверии зимы, если бы не одно ярчайшее культурное событие – ежегодный фестиваль «Вильнюс Джаз». Свободная музыка, звучавшая в течение 5 вечеров под сводами Русского драматического театра, напомнила, что все мы живые люди, а не винтики некой глобальной машины; что у каждого из нас есть душа, которая сейчас, как и прежде, когда мы жили в «несвободной стране», стремится к освобождению. Было немного странно и очень приятно наблюдать, как, покидая концертный зал, господин важного вида волочил ноги, чтобы пошуршать палыми листьями, а респектабельная гражданка что-то тихонько насвистывала.

За плечами фестиваля «Вильнюс Джаз» долгая история. В прошлом году он отмечал свое двадцатилетие. За долгие годы его гостями побывали многие выдающиеся музыканты Америки, Европы и Азии, и сегодня просматривая программы прошлых лет, нет-нет, да и удивишься – «и этот оказывается приезжал, и этот здесь играл». Однако фестиваль, как целое – это нечто большее, чем отдельный концерт. Есть у всего этого действа некая трудно уловимая и неподдающаяся определению аура, напоминающая о том, что речь идет о празднике музыки, а еще празднике единения душ в радости и любви к ней.

Изображение

Устроение настоящего праздника для зрителей и музыкантов – особое искусство, требующее как опыта, так и большого желания и готовности приносить жертвы. 21-ый «Вильнюс Джаз» - получился хоть куда. Праздник удался! Первое, о чем хочется сказать, переходя к конкретике отдельных концертов – в этом году практически не было «балласта». Что, надо сказать, редкость даже для именитых зарубежных фестивалей.

Еще одна мысль, у настоящего фестиваля непременно должно быть свое лицо, что вовсе не означает узкой специализации. И хотя грань между разнообразием и эклектичностью порой трудно соблюсти, разнообразие только приветствуется. «Вильнюсский Джаз» традиционно был и остается «авангардным» фестивалем, в отличие от другого, более мэйнстримового, осеннего праздника «Мама Джаз». Этот год не был исключением. В то же время программа была отлично сбалансирована «менее сложной для восприятия» музыкой, что в рамках всего празднества ни коим образом нельзя назвать компромиссом.

И последнее, в фестивальной программе участвовало множество молодых исполнителей (прежде всего из Литвы). Их творчество откровенно порадовало, даже удивило. Литовские музыканты обычно широко представлены на проходящих в стране фестивалях, что вполне естественно. Традиционно они стараются показать «лучшее» и качество таких выступлений, как правило, высоко. И все же «проходные эпизоды» случаются достаточно регулярно. Поэтому приятно отметить, что выступление «местных» на 21-ом вильнюсском джазе было успешным как никогда. Первый день и был этаким легким, но многообещающим началом; отличным прологом к предстоящему музыкальному пиршеству.

День первый:
LMTA Big Band (Литва)


«Вильнюс Джаз 21» открыло выступление студенческого оркестра под управлением Людаса Моцкунаса. История этого Биг Бэнда начинается в 80-х, когда гуру литовского джаза Владимир Чекасин впервые собрал студентов Литовской государственной консерватории. С самого основания коллектив был задуман, как творческая лаборатория для исследования различных направлений джазовой и не только музыки. Под руководством Чекасина молодые музыканты приготовили три программы, обращаясь к джазовым стилям от рэгтайма до свободной импровизации, используя средства рок музыки, а также вкрапляя фольклорные традиции.

Многие хорошо известные сегодня литовские музыканты, такие как саксофонисты Пятрас Вишняускас и Витаутас Лабутис, пианист Олег Молокоедов, гитарист Леонид Шинкаренко и барабанщик Гедиминас Лауринавичус играли в этом историческом оркестре; для многих оркестр оказался важнейшей практической школой.

Традиция студенческого оркестра прерывалась, но была возрождена в 90-х. Тогда же оркестр, заново собранный из учеников литовской академии музыки и театра, получил название ЛАМТ. С осени 2007-го года руководство биг бэндом принял саксофонист и композитор, ученик Чекасина и один из наиболее творческих музыкантов на литовской сцене, Людас Моцкунас.

Сегодня основу репертуара оркестра составляют композиции датского бэнда «Копенгаген Арт Энсембль» (Copenhagen Art Ensemble). С этой программой ЛАМТ покорил публику другого фестиваля в Бирштонасе ранее в этом году.

Однако, следуя идеям Чекасина, Моцкунас не рассматривает ЛАМТ как средство для реализации самостоятельных проектов. Он намерен сохранить за коллективом функцию творческой лаборатории для студентов.

Изображение

Итак, студенты. Да, некоторые участники Биг Бэнда действительно выглядели очень юными, однако с первых же аккордов молодые исполнители дали понять, что будет музыка. Оркестр из 15 человек исполнял композицию за композицией сосредоточенно и в то же время с задором. Прекрасно взаимодействовали духовые инструменты. Духовая секция, в которой были трубы, саксофоны и тромбон поддерживала солистов – молодого и перспективного Йозаса Курайтиса и самого Моцкунаса, который играл на теноре. Четко звучала ритм секция. Отдельной похвалы заслуживает игра бас кларнетиста Довидаса Сталмокаса. Ближе к середине выступления он вступил в импровизированный диалог с Максимом Перепелицей, который играл на электрическом басе. Это был очень красивый и выразительный эпизод, следом за которым последовало жгучее и скоростное соло на бас кларнете. Во второй половине программы к бэнду присоединились вокалистки Рута Швипайте и Валентина Яронская. И это оказалось приятным сюрпризом! Девушки пели просто замечательно; несмотря на молодость, у обеих за плечами солидный опыт участия в самых разных по стилистике проектах.

Не скрою, что пришел на первый концерт в основном из любопытства, ну и чтобы сделать запись в блокноте. Но, несмотря на некоторую эклектичность и разнородность исполняемого материала, получил огромное удовольствие от концерта. Ну что ж, правила игры были честно объявлены перед началом.

Baby Trio (Греция) feat. Juozas Kuraitis (Литва)

Во втором отделении выступало трио из Греции Бэйби Трио (Baby Trio) с Йозасом Курайтисом, которого мы уже слышали в качестве одного из солистов студенческого оркестра.

Основанное в 2007 Бэйби Трио – это лидер группы, органист и композитор Джордж Котрафорис; гитарист Александрос Вичос и барабанщик Вангелис Котзабассис. Играющие на стыке джаза и пост-рока, греки выдают энергичный, темпераментный “groove” – вдохновленный Джимми Смитом, и великими мастерами органа Hammond B3 – этого чуда первобытной электроники. Их творческую концепцию как нельзя прямо выражает мотто ансамбля «передавать публике юношеский задор и идеализм, пока «взрослая жизнь» не обуздает его».

Однако музыку трио, «усиленного» литовцем Курайтисом, было трудно назвать «наивной». Да и сам органист Котрафорис уже отнюдь не юноша. В его послужном списке многолетняя преподавательская деятельность, более 30 СД, работа с целым рядом известных музыкантов, включая Маркуса Штокгаузена, Энди Шепарда, Лу Дональдсона и многих многих других. С Йозасом Курайтисом он познакомился, как преподаватель в финской академии музыки им. Сибелиуса.

Изображение

Литовский саксофонист прекрасно вписался в концепцию ансамбля. Курайтис много солировал, его тенор саксофон то парил над ритмическими ландшафтами, то вел тесный диалог с неистовым Хаммондом. Слушатели не могли не оценить полноту и богатство его звучания, ведь не даром Йозас Курайтис, только недавно выпустившийся из все того же ЛАМТа (литовская академия музыки и театра), успел собрать чуть ли не все главные призы на конкурсах молодых исполнителей.

Это было очень стильное, крепко сбитое и энергичное выступление, в ходе которого все члены ансамбля смело импровизировали, всякий раз возвращались к мелодической канве прописанной Котрафорисом. Местами музыка могла показаться несколько прямолинейной, но все это делалось с огнем и стопроцентной искренностью. Публика, которая довольно чутко реагирует на фальш со сцены дала греко-литовскому коллективу высокую оценку. После выступления Бэйби Трио с Йозасом Курайтисом зрители долго апплодировали и быстро раскупили СД ансамбля. Как выразился один местный острослов «джаз – был класс».

На этом закончился первый день фестиваля. Закончился весело, нужно сказать. То ли еще ждало нас впереди!
Последний раз редактировалось mmdesign Ср апр 08, 2009 01:10, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Чт апр 02, 2009 14:05

День второй:
Joelle Leandre и Владимир Тарасов (Франция, Литва)

Следующий вечер начался многообещающе, и одновременно таил в себе элемент интриги. Первыми в программе выступали супер тяжеловесы Джоэль Леандр (Joelle Leandre) и Владимир Тарасов. В брошюре фестиваля было указано, что к ним присоединятся, басист Витис Нивинскас и некий американец, живущий в Вильнюсе, поэт Керри Шоу Кис.

Джоэль Леандр – единственная и неповторимая женщина-басист, импровизатор-виртуоз, работавшая чуть ли не со всеми гигантами мировой импровизационной сцены, включая Эвана Паркера, Фрет Фритта, Джона Зорна, Стива Лэйси, Питера Ковальда, Роя Кэмпбэлла, Уильяма Паркера и многих других. Музыку для нее писал Джон Кэйдж. Да и сама Джоэль успела выпустить более ста альбомов, многие из которых под собственным именем. Ранее, она уже появлялась на Вильнюсском Джазе в дуэте с гитаристом Доником Лазро и было это в далеком 93-м.

Имя перкуссиониста Владимира Тарасова прочно связано с трио ГТЧ. После распада легендарного ансамбля Тарасов успешно выступал с сольными программами, писал музыку для театра и кино, играл с оркестрами в Германии и США. В его активе работы с такими музыкантами и коллективами, как Эндрю Сирилл, Энтони Брэкстон, Рова саксофон Квартет (с ними Тарасов появился и на 20-ти летии фестиваля в прошлом году), Батч Моррис, Томаш Станько и многие другие. В дискографии Тарасова 10 сольных альбомов и более ста дисков записанных с различными литовскими и зарубежными музыкантами.

После краткого представления Леандр начала очень нежно. Контрабас звучал как виолончель. Плавно вторя ей, вступила перкуссия. Тарасов будто обозначал некие абстрактные формы смутно проступающие из туманной дымки. В памяти возникла живопись Клода Моне, картины из серии «Руанский собор». Леандр играла смычком, и этим казалось, отвечала на вопрос, волновавший меня еще до начала концерта – а именно, как эта женщина, справляется со столь массивным инструментом?

Изображение

Звучала исключительно плавная, мягкая музыка, в которой не было практически ничего джазового. Но напряжение потихоньку нарастало. Перкуссия искрилась всеми цветами спектра; Тарасов играл щетками, позвякивал чем-то, едва касался тарелок. Все его тело ходило ходуном, повинуясь внутреннему ритму, но прикосновения были легки. Джоэль Леандр тоже начала раскачиваться вместе со своим контрабасом; звук постепенно нарастал; становился жестче, агрессивнее. Неожиданно она запела, не запела, наверное, но стала причитать что-то на французском, и ее голос причудливо сливался с самыми высокими звуками инструмента. Ну, и далее, как это случается в природе, тучи сгустились, и начался шторм. Как-то незаметно смычек исчез из поля зрения. Теперь французская контрабасистка играла пиццикато. Её пальцы бегали по струнам в бешеном темпе, а сама она раскачивалась, будто налегая на контрабас всем телом. Отрывисто, даже грубо Джоэль выкрикивала что-то, но бас уносил фразы прочь, словно порывами ураганного ветра. А рядом перкуссионист Владимир Тарасов, трудился вовсю, чтобы дать этой буре медь проливного дождя, сверкания молний и самый что ни на есть настоящий гром.

Изображение

Буря получилась то, что надо!

Где-то за пол часа до конца, выступление дуэта было прервано появлением гостей. Сам Владимир Тарасов, пригласил на сцену обещанного поэта и басиста Нивинскаса. Пауза была совсем не долгой, ощущение грозы отпустило не до конца, когда музыканты заиграли вновь. Нивинскас мгновенно поймал попутный ветер на гриф второго контрабаса, и еще больше усилил мощь ансамбля своими крепкими мужскими руками. Но вот по сигналу Тарасова вступил и поэт Керри Шоу Кис. Поначалу, то, что он читал, с трудом пробивалось сквозь шквал двух контрабасов и разошедшейся не на шутку перкуссии. Подстроили громкость микрофона, речь зазвучала четко. В вильнюсском театре русской драмы вообще прекрасный звук. Но, увы, было очевидно, что Кэрри не обладает тончайшим музыкальным слухом своих товарищей по сцене. Его речитатив, далеко не идеально ложился на музыку. Фразировке не хватало гибкости. На минуту я представил себе, на месте Керри кого-нибудь совсем другого, например Эминема. Думаю, этот справился бы намного лучше. Нет, катастрофы не произошло, но, на мой взгляд, участие поэта в этом сете было лишним.

Наступил недолгий, но желанный антракт. В коридорах театра царило возбуждение. Второй день фестиваля собрал почти полный театр. Около стола с компакт дисками возникло небольшое столпотворение. Активно продавались записи Джоэль Леандр, а сама контрабасистка вдруг появилась в холле и с готовностью подписала несколько СД.

Здесь кажется уместным упомянуть о торговой точке музыкального магазина Телониус, которая по давней традиции стала непременным атрибутом главных джазовых фестивалей Вильнюса. На столе несколько коробок с компактами – релизы СIMP, HatArt, Winter & Winter и других «правильных лэйблов», брошюры фестиваля, майки, пластинки. На стене горделиво висит плакат «Mats Gustafsson. Vilnius Explosion» - первое издание независимого лэйбла NoBusiness Records. С этого блокпоста удобно наблюдать за происходящим, сюда приносят диски музыканты, здесь идет живейшее обсуждение концертов, здесь знают толк в музыке.

Jonathon Haffner / Juozas Milašius / Dalius Naujokaitis / Vytis Nivinskas (США, Литва)

Следом за дуэтом Джоэль Леандр и Владимира Тарасова последовало выступление американо-литовской сборной команды в составе саксофониста Джонатана Хаффнера, гитариста Йозаса Милашюса и ударника Далюса Науйокаитиса, к которым присоединился басист Витис Нивинскас.

Американец Хаффнер был для публики «тёмной лошадкой», хотя в активе этого сравнительно молодого саксофониста сотрудничество с такими звездами Даун Тауна, как Билл Фрисел, Элиот Шарп, Батч Моррис, трио Медески, Мартин и Вуд, Ури Кэйн, Джейсон Моран, Стивен Бернштайн, Крис Поттер и многими другими. Зато литовские музыканты Милашюс и Нивинскас, а так же, работающий в Нью Йорке Науйокаитис, хорошо знакомы джазовой аудитории города.

Наш местный Дюкре-Рибо-Фрисел (с кем его только не сравнивали), гитарист Йозас Милашюс, впервые заявивший о себе в 86-м, как член квартета Пятраса Вишняускаса, уже многие годы является одним из наиболее отважных и радикальных представителей литовской экспериментальной сцены. Родоначальник и движущая сила множества проектов на стыке свободной импровизации, нойза и альтернатива, Милашюс переиграл практически со всеми значимыми музыкантами страны. Это было его 10-тое появление на сцене фестиваля Вильнюс Джаз.

Ровесник Милашюса, ударник-перкуссионист Далюс Науйокайтис также начал свою карьеру, работая в различных ансамблях с Вишняускасом и Владимиром Чекасиным. В 2005 году Далюс перебрался в Нью Йорк, где довольно успешно влился в музыкальное сообщество Даун Тауна. Именно там началось его творческое сотрудничество с саксофонистом Хаффнером.

Басист Витис Нивинскас, не успевший остыть после игры в предыдущем сете, ранее играл на фестивальной сцене со студенческим Биг Бэндом. Ему предстояло еще одно выступление в качестве басиста группы Моцкунаса «Сага».

Изображение

Концерт начался очень бодро, с мощной атаки объединенными силами. Гитарист и ударник сразу обозначили стилистику рождающейся на сцене музыки. Резкая, роковая дробь барабанов, никаких телячих нежностей, никаких щеток плюс адская нойзовая гитара Милашюса. Хаффнер играл на теноре отрывисто, посылая в зал короткие, полные энергии реплики. Музыка, тем ни менее получалась вполне мелодичная. Композиция следовала за композицией, и было хорошо.

Особенно выделялся Милашюс. Он играл бесшабашно, даже местами задиристо, но в то же время расчетливо. Запомнилось, как он буквально вызвал на дуэль басиста Нивинскаса; гитара на время превратилась в электрический бас. Милашюс, похожий на этакого школьного забияку, посылал в своего партнера по сцене жгучие импульсы. Но и Витис Нивинскас, парень не промах, к тому же был вооружен массивным контрабасом и отменным чувством времени-места. Шуточная дуэль состоялась на радость зрителям.

Юмор постепенно взял верх, хотя по началу не было ясно в каком ключе пройдет выступление.

Апофеозом клоунады стало отделение от ударной установки, так сказать, мобильной единицы, в лице ударника Науйокайтиса, с барабаном и целым набором всяческих гремящих штучек на поясном ремне. Не переставая выстукивать заводной ритм, ударник выдвинулся в центр сцены и взмахами палочек начал раздавать команды типа «этому играть, остальным молчать». Ансамбль, который тем временем знай наяривал некий цирковой мотивчик, стал запинаться. Мелодия, то умирала, то возрождалась вновь, и было все это очень забавно. Вскоре, Науйокайтис совсем приглушил группу и вступил в импровизированный диалог со своим давним партнером Хаффнером, и, наконец, минут через десять, никак не меньше, позволил забавной мелодии полностью возродиться и зазвучать во весь голос. Под ее триумфальные звуки он и удалился на свое место.

Изображение

Проделано все это было здорово, нужно отдать должное, но концерт, как нечто цельное, был поломан затянувшейся юмореской. Жаль, потому что первая часть звучала очень многообещающе.

Kruzenshtern I Parohod (Израиль)

Нас, однако, ожидал еще один концерт. В ночном клубе Гавана играла группа из Израиля «Крузенштерн и Пароход»!

Начнем с того, что «Крузентштерны» хорошо известны в Вильнюсе. Здесь у них есть друзья и множество поклонников. Группа, существующая с 2002 года, выступала в Литве неоднократно, причем на самых разных площадках. Случались и настоящие курьезы – например концерт в ресторане «Санкт Петербург», где музыканты делили сцену со звездой шансона (!) Ильей Ваткиным и его группой «Купе». Некоторые выступления израильских музыкантов были исключительно удачными, например концерт в панковском «Грин Клубе» несколько лет назад. Тогда аудитория в несколько сот человек буквально стояла на ушах. Многие до сих пор помнят это эпохальное выступление.


Изображение

На Вильнюсском Джазе «Крузенштерн и пароход» появились в обновленном составе. К группе присоединился новый аккордеонист Борис Марцыновский – опытный музыкант, играющий сразу в нескольких израильских ансамблях. Было очень приятно снова увидеть основателя группы, музыканта и композитора Игоря Крутоголова, а также его верных товарищей, кларнетиста Руслана Гросса и ударника Гая Шлехтера. Здорово, что хотя каждый из них занят в нескольких проектах, они находят время для совместного творчества и таких вот выездных концертов.

С первого знакомства с музыкой группы, я не перестаю удивляться стилистическому разнообразию и при этом монолитности той гремучей смеси, что зовется «Крузенштерн и Пароход». Ни раз приходилось читать, что они якобы играют «клезмер-панк-джаз» и тому подобное. Хотя сами музыканты, кажется не в восторге от попыток пришпилить их точным определением. Будто подразнивая критиков, они говорят, что играют karate-box-jazz. Важно, что в потоке всевозможных фьюжн групп, которых в эпоху глобализации развелось несметное количество, редко услышишь столь гармоничное и цельное явление. Крузенштерн и Пароход – это группа, которая действительно «имеет свое звучание».

Концерт в Гаване собрал многих старых фанатов группы. И когда аккордеонист Борис Марцыновский представился цитатой из Баха, следом за которой последовали металлические рифы бас гитары Игоря Крутоголова, народ, что называется, возликовал. Одна знакомая песня следовала за другой. Было приятно снова слышать их, будто встретить добрых друзей. Порадовали новые аранжировки с более акцентированной ролью аккордеона. Вообще музыка звучала очень контрастно, с более резкими, чем обычно переходами от «страшных» роковых эпизодов к «детским» мультипликационным. Создалось впечатление, что группа сделала шаг навстречу наиболее лояльной части своих поклонников – рокеров. Саунд стал жестче, еще более тяжелым. Барабанщик Гай Шлехтер, с его богатым опытом игры в хэви-металлических группах, разил не щадя. Безумствовал кларнет Руслана Гросса, жуткие вещи творил на басу Игорь Крутоголов. Публика была в полном восторге, живо реагируя на любимые мелодии или вклеенный невзначай мотив российской эстрадной песни.

Меня сразила одна деталь. Над сценой висел рекламный транспарант напитка Jagermeister. Надпись тяжелым готическим шрифтом в сочетании с оккультным логотипом (голова оленя, между рогами которого висит крест), выглядели довольно зловеще. Видимо устойчивая ассоциация с клезмером основательно достала Крузенштернов.
Последний раз редактировалось mmdesign Ср апр 08, 2009 00:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Чт апр 02, 2009 14:09

День третий:
Baltic Jazz Trio (Литва, Эстония, Латвия)


Следующий, третий день фестиваля начался рано с выступления Балтик Джаз Трио, в состав которого входят представители всех трех прибалтийских стран. Это пианист и композитор Дайнюс Пулаускас (Литва), басист Тойво Унт (Эстония) и ударник Марис Брезкалнис (Латвия). Все трое, музыканты с огромным сценическим опытом, в активе которых десятки записей, лидерство в различных по составу ансамблях, а также многолетняя организационная деятельность.

К сожалению, я подоспел к самому окончанию концерта. Начало сказываться напряжение этих дней, заполненных музыкой до предела…

Изображение

SXQ (Япония)

После небольшого антракта следом за сборной Прибалтики на сцену вышли члены японского сакс квинтета SXQ. Строго говоря, только двое музыкантов - баритон сакс Риучи Йошида и Матсумото Кеичи (как я понял лидер проекта) с чем-то деревянным, аутентичным, играли со сцены. Остальные участники посылали звук прямо в пространство театра, разместившись на балконах (причем на разных ярусах). Саксофоны звучали исключительно объемно и буквально заполняли зал звуковыми волнами. А стоящий на сцене баритон Риучи помахивал широким раструбом своего инструмента из стороны в сторону, что привносило в звучание ансамбля дополнительную фактурность.


Изображение

Постепенно один за другим все участники SXQ спустились на сцену, и понеслось нечто ритмическое и весьма напряженное. На ум невольно пришло сравнение с такими ансамблями, как сакс квартет РОВА или российской Сакс Мафией, но было у квинтета из Японии что-то очень своё, японское или как я выразился выше аутентичное. В очень абстрактной музыке временами будто бы всплывали намеки на фольклорные мотивы.

В целом, мне чего-то не хватало, хотя местами было очень здорово. Концерт квинтета больше походил на эксперименты со звуком, чем на музыку. Все композиции развивались по одному и тому же нехитрому сценарию. Слабое попискивание, постепенное нарастание напряженности звучания, громкости и темпа, разрядка "по полной", затем быстрое "увядание". Однако вступления казались слишком затянутыми, тем более что было ясно, что последует дальше. Позже сами музыканты говорили, что совместно ими выпущен пока лишь один альбом. Поиски собственного звучания ведутся.

После выступления и продажи дисков - их "самопальные" сд с рукописными иероглифами шли на ура, у нас представился случай свести знакомство. Японцы оказались «взрослее» чем выглядели в свете сценических прожекторов; при этом они были общительны и приветливы. Среди прочего музыканты поведали, что в декабре будут играть с Сергеем Летовым у себя в Японии. Разговор катился, будто сам собой и мы договорились о совместной прогулке по городу с обязательным визитом в Телониус на следующий день. Забегая вперед должен сказать, что записи с участием членов квинтета, а также дебютный альбом SXQ “In Your Head” произвели прекрасное впечатление. То, что как мне показалось, звучало несколько надуманно в день концерта, в записи удивило глубиной и органичностью.

David Murray Black Saint Quartet (CША)

Однако вернемся к событиям вечера. После выступления японского сакс квинтета нас ожидало одно из главных блюд фестиваля – квартет Дэйвида Мюррея «Блэк Сайнт Квартет». Ансамбль названный в честь итальянского лэйбла «Black Saint», на котором с конца 70-х до начала 90-х вышло 17 альбомов саксофониста, просуществовал уже более 20-ти лет. Издания лэйбла давно стали раритетами и сейчас переиздаются в цифровом формате. Ну, а сам Дэйвид Мюррей принял решение возобновить свой знаменитый квартет. Используя свежие подходы, ансамбль будто «припоминает» композиции, впервые исполнявшиеся для «Чёрного Святого» десятилетия назад, однако в репертуаре есть и новая музыка. В январе 2007 года квартет записал альбом “Sacred Ground”, с участием ключевых участников – басиста Рэя Драммонда и ударника Эндрю Сирилла, потрясающе техничного молодого пианиста из Балтимора - Лафайета Гилкрайста (Lafayette Gilchrist), а также очаровательной вокалистки Кассандры Вильсон. «Тёмный», сюрреалистический, и при этом вполне доступный альбом сразу стал заметным явлением в мире современного джаза.

О самом Дэйвиде Мюррее сказано достаточно много, так что он едва ли нуждается в представлении. Отталкиваясь от джазовых традиций, блюза и госпела, саксофонист испытал сильное влиянию Альберта Айлера, Арчи Шеппа, Орнетта Коулмана и других глашатаев эры свободного джаза. Обосновавшись в Нью Йорке в середине 80-х Мюррей оказался в самой гуще джазовой жизни. Страсть к музыке и огромный талант подарили ему встречи с Доном Черри, Оливером Лэйком, Лестером Боуи, Сесилом Тэйлором, Санни Мюреем и многими другими. Вслед за ними, а иногда впереди Дэйвид Мюррей исследовал различные аспекты групповой импровизации силами созданных для этой цели ансамблей.


Изображение

Сегодня за плечами Дэйвида Мюррея более 30 лет активной музыкальной деятельности, запечатленной в 130 альбомах и бесчисленных сердцах счастливчиков, которым довелось послушать его живьем. Музыкант и композитор Дэйвид Мюррей последних лет несомненно ближе к джазовой традиции и тому, что условно обозначают, как «мэйнстрим», чем в пору исканий и экспериментов. Но это вовсе не означает, что Мюррей-исследователь ушел на пенсию. Основа его таланта и характерная черта стиля, как раз и состоят в том, что он умеет играть «традицию» так, что это звучит, как откровение. Вильнюс Джаз убедительно показал, что музыка Дэйвида Мюррея свежа, как глоток родниковой воды.

Итак, началось. Зрелый, но не старый Дэйвид Мюррей бодро вышел на сцену и представил первую композицию – лирическое посвящение отцу; вещь, начавшаяся как баллада, довольно скоро «набрала обороты» и задала хороший тон всему концерту. Далее последовало еще одно представление - «Piano for Obama», - музыкант трижды проскандировал название, не оставив сомнений по поводу своих симпатий в предстоящих тогда выборах президента США. Все в манерах Мюррея говорило об огромной уверенности и сценическом опыте не только музыканта, но и шоумена.

Рассказывая о самом концерте, я нахожу себя в неловкой ситуации, когда о музыке говорить сложно. Получилось погружение в сплошное удовольствие, а центры отвечающие за критическое восприятние реальности на время будто отключились. Это был просто прекрасный джаз – мелодичный, но не дай Бог «слащавый». Мюррей играл на теноре в характерной манере, изобретательно возвращаясь к мелодической теме из дебрей импровизации. Его саксофон, который умеет петь то напористо, то нежно и обволакивающе, звучал исключительно разнообразно. В отличие от последних записей, где музыка квартета более-менее соответствует ярлыку «Straight Ahead Jazz», на концерте Мюррей, и вслед за ним пианист Гилкрайст частенько играли как бы «около», отходя от железного следования гармонической дисциплине.

К моему удовольствию ближе к середине музыкант извлек на свет бас кларнет. Меня завораживает его игра на этом инструменте, а альбом «Ballads for bass clarinet» принадлежит к числу любимых. Критики отмечают в игре Мюррея на теноре глубокие, тёмные, «Бен Вебстеровские» тона, а я вот подумал, - что если это влияние басс кларнета – взаимное проникновение? Особенно запомнилось продолжительное, убойно-энергичное соло Дэйвида на его «коронном» инструменте, очень свободное по форме.

Группа Мюррэя скорее всего звучала в точности так, как хотел маэстро. Отмеченный критикой, многообещающий пианист Лафайет Гилкрайст в этом ансамбле казался отточенным орудием, но ни в коем случае не генератором идей. То же самое в ещё большей степени относилось к басисту и ударнику. Они были незаметны, хотя прекрасно выполняли свои функции в ансамбле Дэйвида Мюррея, который и был основным солистом.

Мысль о том, что на следующий день было запланировано еще одно представление, с которым были связаны высочайшие ожидания, плохо укладывалась в голове. Но вот и артисты – пока в качестве гостей, в театре присутствовали, басист Хиллиард Грин и перкуссионист Клаус Кугель. Именно им по замыслу организатора предстояло закрыть фестиваль, в составе трио легендарного Чарльза Гэйла
Последний раз редактировалось mmdesign Ср апр 08, 2009 00:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Sh
джазмен
Сообщения: 357
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 23:13
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Sh » Чт апр 02, 2009 18:36

спасибо за рассказ.
Howard Moon - jazz maverick

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Чт апр 02, 2009 22:35

Sh
Тебе спасибо :) Я не был уверен стоит ли выставлять, но событие-то состоялось и рассказ написался. а с кем поделиться, если не с вами дорогими :)

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Ср апр 08, 2009 00:32

День четвёртый:
Saga (Литва)


Четвертый вечер начался с выступления литовской группы Сага в составе: Людас Моцкунас – саксофоны, Дмитрий Голованов – рояль, Витис Нивинскас – бас и Марюс Алекса – ударные.

Квартет Сага кажется «одним из», если не самым интересным явлением на литовской новоджазовой сцене со времен ГТЧ. Их музыка – изобретательный синтез самых разных направлений джаза (от свинга и би-бопа, до свободной импровизации) с элементами современного академического авангарда, обладает мощнейшим драйвом. Однако, благодаря присущим музыкантам чувству меры и вкусу энергия ансамбля не бьет через край и музыка остается взвешенной, продуманной, местами даже ироничной.

Все участники образованного около трех лет назад ансамбля хорошо известны литовской публике да и за пределами страны. Саксофонист и кларнетист Людас Моцкунас, которого в шутку называют «послом литовского джаза», задействован во множестве разнообразных по направленности музыкальных проектов. Это и ко-лидерство в таких группах, как Toxicum, Megaphone, Red Planet, Traffic Quartet, Idiot Quartet, Saga, Revolver, и работа в Copenhagen Art Ensemble. Среди его партнеров, такие музыканты как Стефан Пасборг, Якоб Риис, Марк Дюкре, Мэтс Густафссон, Владимир Чекасин, Владимир Тарасов, Аркадий Готесман и многие другие. Для меня оказалось открытием, что Людас успел поучаствовать в записи альбома «The Day The World Stood Still» у самого Эндрю Хилла. Моцкунас также заметен на современной академической сцене, работая с такими ансамблями, как Гайда (Gaida) и с государственным симфоническим оркестром. Кроме того он занимается преподаванием, в частности руководит студенческим Биг Бэндом.

Выпускники ЛАМТ-а Дмитрий Голованов и Витис Нивинскас, а также играющий с 13-ти лет Марюс Алекса несмотря на молодость обладают большим опытом, появляясь на всех фестивалях последних лет и будучи задействованными в десятках различных проектов. На счету этих музыкантов множество конкурсных наград, как литовских, так и международных. Экономя слова их проще обозначить, как «лучшие из лучших» молодых музыкантов Литвы.

Всякое появление Саги на сцене – это заметное событие в музыкальной жизни города. И фестивальный концерт не стал исключением. Как всегда вдохновенно играл саксофонист и кларнетист Людас Моцкунас. Его баритон будто рвался вперед, создавая тревожную, полную внутреннего напряжения звуковую ткань. Не акцентируя внимания, как бы подороге, саксофонист демонстрировал богатство технического арсенала, но целью его усилий было создание музыки.

Пианист Дмитрий Голованов то вторил Моцкунасу, то уравновешивал его напор прохладными и стремительными пассажами. Фортепиано будто слегка сглаживало острые углы, либо наоборот заполняло пустоты. Именно игра Голованова наводила на мысли и аналогии с академизмом и словно не позволяла проекту сорваться в чистый фри джаз.

Потрясающе чуткая ритм секция Нивинскас-Алекса звучала мягко, даже нежно, создавая прочный ритмический и гармонический фундамент для атак саксофона. Однако, акцентируя роль саксофона, я не пытаюсь сказать, что это был проект Моцкунас и «сайдмэны». На сцене «Вильнюсского Джаза» звучал прекрасный, импровизирующий ансамбль «САГА».

Осталось добавить, что ансамбль выпустил свой дебютный альбом, правда в несколько другом составе. Тогда вместо Голованова в него входила певица и пианистка Андре Пабарчуте.

Следом за великолепным выступлением Саги, которое я не побоюсь назвать одним из самых ярких событий фестиваля, должен был следовать главный десерт – трио Чарльза Гэйла, но...

Однако из разговоров в штабе, я уже знал, что концерт сегодня не состоится, так как Чарльз Гэйл не попал на свой рейс и прибудет в Вильнюс только ночью. Об этом после короткого антракта и объявил со сцены организатор Антанас Густис. К счастью оказалось возможным перенести выступление трио Гэйла на следующий день. А.Густис заверил, что билеты будут действительны, и пригласил публику на еще один вечер музыки.

All Stars Jam - Liudas Mockunas / Jonathon Haffner / Juozas Milašius / Hilliard Greene / Klaus Kugel / Dalius Naujokaitis / Andre Pabarciute / Tomas Kutavičius / Skirmantas Sasnauskas (Литва, США, Германия)


Изображение
Аудитория еще не совсем осмыслила послание А.Густиса, и не пришла к решению стоит ли радоваться этому лишнему дню, либо сетовать по поводу изменения расписания, когда на сцену вышли участники импровизированного All Stars Jam-а – Клаус Кугель, Людас Моцкунас, Хиллиард Грин, Джонатан Хаффнер, Далюс Науёкайтис, Андре Пабарчуте, Йозас Милашюс, Томас Кутавичус и Скирмантас Саснаускас.

Дальше было не до сетований, и скучать тоже не пришлось. Не буду подробно останавливаться на этом целиком импровизированном супер джеме. В некотором смысле получился антипод Саги с ее продуманностью и чувством меры. Музыка кипела, как пена, била фонтаном, переливалась через край. Иногда напор становился почти нестерпимым, но будто чувствуя, что аудитория на пределе, музыканты сбавляли обороты. В хаосе звука все же возникали некие формы; это было особенно очевидно, когда участники джема разбивались на малые составы и играли в трио или даже дуэтами. Мне запомнился диалог басиста Хиллиарда Грина с певицей Андре Пабарчуте, которая, напомню, была в первом составе Саги. Яркую перекличку устроили саксофонисты Моцкунас и Хаффнер. Совершенно не мешали друг другу ударники Кугель и Науйокайтис.

В заключении Хилл Грин произнес короткую речь. – Все вы знаете, что сегодня мы должны были выступать с Чарльзом Гэйлом. Он не попал на свой рейс и знаете что? Я об этом нисколько не жалею! – потом были еще слова о литовской публике – самой публике в мире.

После окончания джема музыканты были в поту, усталые, но довольные собой и вечером. Было видно, что они выложились на вся катушку, но получили удовольствие от игры. Ну, а что хорошо музыкантам, то хорошо и нам зрителям. Это был веселый джем!

День пятый:
Charles Gayle Trio (США)


Наступил пятый, не запланированный бонус-день и столь долгожданная встреча с саксофонистом Чарльзом Гэйлом – встреча которую многие предвкушали с особым нетерпением. Гэйл – человек-загадка, проживший более 20-ти лет в скуотах Нью Йорка, годами игравший на улицах и живший на подаяния. Гэйл – музыкант-легенда, джемовавший с Арчи Шеппом и Фарао Сандерсом еще в 60-х, он впервые громко заявил о себе на фри джазовой сцене Knitting Factory в середине 80-ых. Записи 90-х принесли ему подлинный успех и утвердили его имя в списке гигантов свободного джаза.

Вместе с Чарльзом Гэйлом в Литву прибыло еще двое выдающихся музыкантов. Это басист и композитор Хиллиард Грин, о котором достаточно сказать, что за свою 30-ти летнюю карьеру он переиграл с великим множеством самых разных музыкантов, включая Сесила Тэйлора, Джамиля Мундока, Роя Кэмпбэлла, Лероя Дженкинса, Кенни Баррона, Дэйва Дагласа и других. Последние 16 лет Хилл Грин руководит собственным ансамблем «The Jazz Expressions», при этом он продолжает работать и как сайдмэн, причем круг его интересов простирается далеко за пределы джаза. Есть у Грина и великолепный сольный альбом.

Ударник Клаус Кугель хорошо известен литовской публике благодаря регулярным появлениям с группами Пятраса Вишняускаса, и «Trio Priority» Вячеслава Ганелина. Клаус Кугель без сомнения один из наиболее творческих немецких музыкантов.
Изображение
Долгожданный концерт начался без лишних прелюдий. Музыканты кажется даже не дождались когда стихнут апплодисменты. Заиграли все трое. Гэйл остро атаковал повторяющимися с небольшими вариациями трелями альт саксофона. Альт стал его любимцем еще в «уличные времена». Бешенная экспрессия, напор его игры оказались неожиданностью даже для тех, кто хорошо знал Гэйла по записям. Уж очень трудно было предположить такую мощь в маленьком тщедушном человеке, которого мы видели на сцене.

После непродолжительной совместной игры, Гэйл умолк и скромно отошел в сторону, оставляя сцену своим партнерам. Но я все никак не мог оторвать от него глаз. Худой и слегка сутулый, пожилой, но в своем костюмчике чем-то неуловимо похожий на школьника, Чарльз Гэйл излучал то ли силу, то ли энергию или просто свет? Мне не хочется развивать далее эту мистическую тему, но подобные ощущения испытал не я один.

Концерт продолжался, бурные всплески чередовались с более спокойными, лирическими эпизодами. В саксофонных пассажах время от времени чудился дух Айлера; нечто праздничное проступало, когда яростный ураган казалось был готов смести все.

Изображение
В какой-то момент трио утихло и Чарльз обратился к публике с речью. Он попросил прощение за опоздание на вчерашний концерт, заверил, что «не таков он Чарльз Гэйл, чтобы опаздывать на самолеты. Он лучше приедет на 3 часа раньше...» и так далее в том же духе, пока не поведал в деталях как все произошло.

Затем, все так же застенчиво улыбаясь, он сел за рояль. И зазвучала удивительная музыка лиричная, легкая как перышко или скорее, как мысль. Потому что в том, что делал Гэйл и чуствовалась мысль помноженная на глубокое чувство.

Контраст – очень сильный прием в искусстве, поэтому пользоваться им нужно осторожно. Думаю, что Чарльз Гэйл показал себя мастером контрастов. В течении пары часов, которые пролетели почти незаметно он предстал перед нами в облике революционера фри джаза, комически придурковатого дедушки, пианиста-импрессиониста-мыслителя. Его игра, в том числе и актерская, полностью покорила зал. Такой овации мне видеть просто не приходилось. А если еще учесть, что это была далеко не самая легкая музыка, то выступление ансамбля можно назвать полным триумфом.

* * *

Конечно, весь фестиваль никак не вместить в один материал. Многое так и останется за кадром. Многое достойно более подробного рассказа. Концерты, были еще и дневные концерты молодых исполнителей. Они проходили под общим названием Vilnius Jazz Young Power. Это давняя традиция фестиваля, по итогам года вручаются призы. Были встречи с друзьями и интересные знакомства. Беседы с музыкантами, я ни раз ловил себя на мысли о том, что их речь тоже музыка.

Фестиваль – это, прежде всего праздник, который в этом году получился на все сто. Хочется верить, что разменяв третий десяток, Вильнюс Джаз не опустит планку, и впереди нас ждут новые незабываемые встречи с музыкой.

© Максим Михелёв. Photos by Vytautas Suslavičius and Sigitas Kondratas

Аватара пользователя
mmdesign
джазофил
Сообщения: 1141
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
Откуда: Vilnius
Контактная информация:

Сообщение mmdesign » Ср апр 08, 2009 01:07

Ну вот, рассказал до конца. Конечно в формат статьи не вошло множество сугубо личных впечатлений, маленьких случаев, разговоров.
Например такой: ближе к концу концерта Крузенштернов, что проходил в ночном клубе, я решил смыться. Было очень жарко, накопилась усталость, чего греха таить - сбежал от бескомпромисного карате-бокс-джаза туда, где пиво. На первый этаж, на дискотеку. Взял кружку, потом стал пританцовывать. Музыка была какая-то плясовая, но эстетская. Скоро вошел в раж, как в былые времена. А надо сказать, что я очень люблю танцевать. Вдруг мимо проходит Владимир Тарасов - "хорошо танцуешь", улыбнулся, пошел дальше...
На следующий день после концерта Мюррэя я полез фотографироваться и брать автографы. Аппарат сына, от волнения я забыл как активировать вспышку. Рядом снова Тарасов. Несколько неудачных кадров, видно, что Мюррэя это начало слегка раздражать.
- Да, хреновый из тебя фотограф, - говорит.
- А танцует хорошо, - вдруг пришел на помощь Владимир.
- Может и танцует, но фотограф все равно хреновый, - заключил Мюррэй.

Изображение

Упоминался блок-пост Телониуса. Вот:

Изображение

Слева направо: Данас Микайлёнис (Nobusiness Records), Валерий Аносов (Nobusiness, Thelonious), Антанас Густис (фестиваль Vilnius Jazz)

Ответить