Владислав Макаров

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб дек 03, 2005 18:57

Новые релизы на МакАрт

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн дек 12, 2005 00:27

Там же небольшое ревью альбома Рука. Опыт введения в деконструкцию и разместил мрз Антологию

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

влад макаров отвечает на вопросы по сути

Сообщение vladmak » Пт дек 16, 2005 02:46

уж не открыть ли нам прямо так и тему ВЛАД МАКАРОВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ПО СУТИ

начнем с вопроса играл ли с японцами ?
от KеyN

Японцы в импрове- это что-то !!!
тема достойна хорошей дискуссии, попробую спровоцировать...
с японцем-пианистом я играл на архангельском фестивале времен Резицкого, с Ходзито, кажется. Показалось что он молодой энтузиаст, а может и не очень молодой, понять их трудно, но он- то делал харакири роялю, то впадал в китджаретиану
забавно, вообще - у японцев какой-то ПОСТМОДЕРНИСТКИЙ ПОНОС,
они лепят ВСЕ и все враз !, правда очень технично, как кибер-дети управляют компьютером, куда там нам ... попытаюсь разъяснить:
выходит на сцену команда и месит, как мы говорим, и колтрейна в два раза быстрее,
тут же авантрок, далее может последовать сладчайший китч, ух...в кулуарах эти ребята вели себя как поп-звезды, но не как хитренький-тихенький Чекасин или задумчивый Эван Паркер с книжечкой по философии. Я люблю наблюдать нашего брата в кулуарах, в быту т.е. из этого и музыка становится понятнее, видны мотивы и прочее......
В общем, то ли их Зорнушка своей Коброй так испортил ... да и как Зорн уж многие теперь играют.
Или такая зарисовка. Гуляем мы компанией по Питеру, с нами Йошихидо известный, пытаюсь с ним беседовать, он все кивает, улыбается, такой милый . На сцену вышел в клубе и как начал крушить тернтейблы, проигрыватели по нашему, для ди-джейский дел - все это в суперкомп подключено- и такой НОЙз пошел, терпеть физически было НельЗя ! Кто-то мне потом пояснил, это у них АНТИбуржуазность так выражается ...........!!! Я и сам люблю иногда - Магнитом по Ушам, но не так же, господа хорошие !
Или стали они привозить танцоров буто, ну в начале класс, здорово! Показалось, так все это соответствует духу нашей бескомпромиссной музыке, но раз привезли, потом еще, еще....ну просто конвейер какой-то, у них так клонируют танцоров буто, что ли...
ну просто как тувинцы Хун-хур-ту что разклонировались по всему миру.
вот и призадумаешься об особенностях японского авангардизьма.....
а когда с ними тет-а-тет рядом стоишь , то как будто стена стеклянная....инопланетяне.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пт дек 16, 2005 11:28

да нет, мне кажется не надо плодить темы :) а за ответ спасибо.
А вот интересно ваше мнение по музыкальному опыту нашего посетителя во в этой теме

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб дек 17, 2005 01:51

музыка у Спууки очень даже неплохая. Есть и чувство формы м драматизм в таком малом формате. Шеппово-айлеровски дух, да и в расщепленом звуке душевность. Интересный ход, когда в финале ф-но начинает "плыть" и начинается самое вкусное, ну тут бы минут на 5-7 и выдать свободную импровизацию... саксу соло.
просматривается чувство стиля, хотя и не своего ,наверное, но здесь неважно, пока еще.
критика одна - у ф-но плывущий звук от кантри, вот этого бы не надо. а наоборот еще жесче сделать, может заострить эти рифы, барабанами иль басом...? или нарочито упростить.
а сам ход, когда на одном риффе - это хорошо!

Аватара пользователя
Mr. Spooky
джазмен
Сообщения: 438
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 18:14
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Mr. Spooky » Сб дек 17, 2005 13:57

Владислав, спасибо за критику.

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Вс дек 18, 2005 19:53

мрСпууки, а можно чуть подробнее о своей деятельности,
ну не сторонник же вы конспирации.......
а приоритетах можно догадоваться. если стесняетесь, пишите мне на и-мейл. Как моя музыка ? Диски то есть ?

Аватара пользователя
Mr. Spooky
джазмен
Сообщения: 438
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 18:14
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Mr. Spooky » Пн дек 19, 2005 23:27

vladmak

Напишу Вам на мейл, как соберусь. А вот про мои музыкальные вкусы я немного рассказал в этой теме - viewtopic.php?t=102

Ещё мой Живой Журнал, где я пишу о впечатлениях своих - http://www.livejournal.com/users/musicworm/

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб дек 31, 2005 01:19

ДЖАСФОРУМЦАМ, ДЖАСФОРУМИСТАМ, ДЖАСФОРУМЧАНАМ в 2006году всего самого самого
и что бы джазфорум-наш здравствовал и объединял достойных людей
вокруг достойной МУЗЫКИ

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт янв 06, 2006 23:31

О препарировании виолончели.
Почему только препарировали фортепиано...? Еще в 80х я видел как Фред Фрит препарировал доаольно удачно гитару. Что-то делал и Райхель. Я пришел к этому естественно. Методика, аналогичная фортепианной : что-то между струн, за струнами и т.д. Сам придумал упаковывать виолончель фольгой , потом и себя вместе с ней с последующим распаковыванием. Это у меня превратилось в фирменный перформанс.
Изображение
" Из "МУЗЫКИ-В-СЕБЕ" к "МУЗЫКЕ-НЕ-В-СЕБЕ " Смысл простой. Рождение музыки из немузыки т.е. шумов. Когда я завернут в фольгу
Изображение
я там начинаю звучать не очень музыкально и далее разрывая фольгу- то есть кокон, открывая и выявляю МУЗЫКУ.
Изображение
Перформанс родился из занятий с модерн-танцем. Начинал я препарировать танцоров, затем инструмент и только потом себя с инструментом.
О концепции, "МУЗЫКА-В-СЕБЕ" и "МУЗЫКА-НЕ-В-СЕБЕ ", связанной с моей абстрактной экспрессионистической живописью, перформансами "экшн-пейнтинг" ,
в другой раз.......

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт янв 12, 2006 17:55

добавил фотографии с перформанса.

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Чт янв 26, 2006 01:25

на питерском СКИФе я видимо буду играть с Крисом Катлером и Фредом Фритом . Снова спустя много много лет ....
подробности позже.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт янв 26, 2006 12:31

vladmak
а уже есть какая нибудь информация про СКИФ?

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт янв 27, 2006 01:13

пока нет
но приезд дуэта ФФрит-Катлера- согласован.
В личной переписке мы с Крисом договорились о втором отделении как трио с Макаровым . Организаторы фестиваля - одобрили.

LP
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Чт ноя 24, 2005 14:21
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение LP » Пт янв 27, 2006 18:56

2vladmak
А есть ли вероятность выступления в Москве?

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб янв 28, 2006 01:13

LP писал(а):2vladmak
А есть ли вероятность выступления в Москве?
Да, в ДОМе - 20 апреля.

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб фев 04, 2006 17:57

тут как то были вопросы о спонтанности моей музыки.......
о технологии, так сказать.
цитирую себя....

О спонтанности.
играем практически спонтанно, но учитывая наш совместный опыт - получается все равно по идиомам-собственными. Иногда структуру оговариваем, особенно если в состав включается новый пришлый человек. Одно время я практиковал всякие схемы,даже рисунки под Кейджа, но часто они не выполнялись или игнорировались, а порой и мешали. Репетиций обычно не бывает, потому что по закону жанра тогда каждая репетиция становится самодостаточной и уникальной !
Нужен только саунд-чек, для пробы баланса, что очень важно, и проч. технические проблемы.
тематизм всеже может присутствовать, каждый его имеет, заготовки т.е. свои фишки которые вылезают, и это часто плохо,т.к. предполагается музыка с чистого листа, а не набор своих заготовок, и вот тут то все фундаментальные проблемы.

Самое важное для меня, это проблема СТИЛЯ. идиоматический язык, адекватный и аутентитчный.
С этим могут возникать проблемы.
поэтому играть с человеком не владеющим соответственным языком-невозможно.

пример.
Вечно на наших фестивалях клеется какой-нибудь пришлый человек, Даниил Крамиер, Сергей Манукян, частенько, они супер-профы и хотят поучаствовать.
Но они могут только плохо ИМИТИРОВАТЬ наш язык , а не создавать.
Как правило они этого не понимают, и получаеся ерунда.

Проще играть малым составом, очень легко с иностранцами, они находятся в дискурсе, тогда как наши часто, каждый перетягивает одеяло на себя и не отдает отчета в стилистике.

пример
У Сивкова педалируется фри-джаз,
у Летова -этно, у Дудкина - тембральные доминанты и рок идиомы, у Нестерова - электроаккустические предпочтения, из неоклассики, например увлечение Мессиановскими ладами, я сразу это прочитывал, мне это мешало.
Переслушивая эту музыку, Время показало, что я часто был не прав.

возможно, я был слишком бескомпромиссно требователен к неидиоматике....

Идет ли музыка по руслу.
По-разному, иногда она переструктурируется по ходу и это лучше, чем было задуманно.

я гдето на форуме писал как репетировали часами с саксофонистом Альфредом .
Он мучал своими знаками- а вышли на сцену и все пошло абсолютно на смарку.
И получилось по моему, а не по его, но здорово!

всякое бывает

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб фев 04, 2006 18:03

пардон - с Альфредом 23 ХАРТОМ на питерском фестивале " Открытая музыка"
играли трио Макаров-Харт-Нестеров
очень радикально! Альфреда знал я и уважал по любимой мною группе КАССИБЕР Cassiber с Гебельсом, Катлером? рекомендую их замечательныцй альбом "Человек или Обезьяна"
тогда то они и выступали в москве, давно правда.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб фев 04, 2006 22:19

vladmak
спасибо за разъяснения, это очень важно для понимания и интересно.

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Чт фев 09, 2006 01:45

планирую представить на питерском СКИФе также проект
MAKAROV-SARRAZY-MAKAROV
Марк Саррази , молодой журналист и пианист из Франции, он пишет книгу о Российской новой импровизационной музыке !!!
Главы частично опубликованы во французском журнале "IMPROJAZZ",
Он хочет поиграть и с персонажами его книги., он уже играл с Алексеем Айги в Париже. Он любит нашу музыку и находится под впечатлением курехинской манеры на ф-но.
на сайте СПЕЦРАДИО.РУ - главы о Летове и Макарове.

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт фев 10, 2006 01:29

проект MAKAROV-SARRAZY-MAKAROV
более подробная инфо о Марке Саррази
MARC SARRAZY (France) - Pianist, Composer, Writer

Marc Sarrazy played with East-German piano player Joachim Kuhn, Russian violin Alexei Aigui & Ensemble 4'33, Gerhard Putschlogl, Laurent Rochelle, Guillaume Tarche, Yves Romain, in the Improjazz Kollektief, with Palo Alto & composer Denis Frajerman, a.o.
In 2003, he formed the Marc SARRAZY Quartet with Austrian trumpet player Paul Scwhingenschlogl, bass player Hanns Hohn (and since 2005 Berliner Jan Roder) and German drummer Dieter Arnold.
The quartet mostly performed in France and Germany. They had a big success in the Berliner Jazz Keller in October 2005.

Besides his musical activities, Marc Sarrazy is a writer and jazz journalist. He is actually working on a book called : "Russian Jazz & New music".

Discography :

Marc SARRAZY / Paul SCWHINGENSCHLOGL Duo : " Le Growl " CD (Demi-Lune dml 001)
Marc SARRAZY Quartet feat. Joachim KUHN: " K " CD (Demi-Lune dml 002), 2003
Marc SARRAZY Trio : " Virus 124 " (Demi-Lune dml 003, ), 2003
TOTAL JUNGLE ORCHESTRA : " Rhythms Workshops " (Demi-Lune dml HS02), 2004
Marc SARRAZY Quartet : " Louis XIV Love's Trance " (Rucilo Records 01160), 2004

Евгений МАКАРОВ ( Германия, Берлин )
представитель новой гитарной импровизационной музыки,
сотрудничает с различными, гл.образ. западными музыкантами. ( Henry Kaiser,Paul Schwingenschlogl, Gilles Aubry, Erhard Hirt a.o. Владислав Макаров, Алексей Борисов, Дмитрий Каховский, Андрей Бавченков и др.)
Испытал влияние Марка Рибо, Фреда Фрита и композиторов - минималистов,

МакАрт 015 " Концерт в берлинском клубе "Джаз-Келлер" 24.09. 2004
МакАрт 016 "Горячее-Лето-в-Берлине" "Hot Summer in Berlin "
МакАрт 017 " Новый Русский Проект " Мudd-клуб 2003
МакАрт 022 " Секреты" " Segreti "
сольный альбом в стиле минимализма, рок-импрова и новой гитарной музыки.
МакАрт 023 " Макаров-Макаров " Makarov & Makarov
виолончельно - гитарные студийные дуэты, записанные в Берлине
во времени между клубными концертами в 2004 году.

MAKAROV-SARRAZY-MAKAROV ( Россия - Франция - Гемания )

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пт фев 10, 2006 02:56

vladmak писал(а):
LP писал(а):2vladmak
А есть ли вероятность выступления в Москве?
Да, в ДОМе - 20 апреля.
а в Питере уже -21 апреляФред Фрит - Крис Катлер - Влад Макаров на СКИФе-10
анонс
из инфо :
Влад Макаров давний знакомый и коллега по бескомпромиссной и альтернативной музыки
Криса Катлера и Фреда Фрита, чей приезд в Россию в 1989 г. был триумфальным и знаковым.
Тогда наша авангардная сцена не многих музыкантов могла предложить в партнеры западным звездам и только радикальный Макаров рискнул выйти на сцену легендарной "Горбушки".
Прошло много лет и коллеги снова вместе...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

В.Макаров "АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ 2"

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс фев 12, 2006 14:26

АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ 2
автор: Влад Макаров
продолжение, начало см. на Специальном радио
  • СИНДРОМ КРЕПЧАЛ
    ТОПОГРАФИЯ МУЗПОДПОЛЬЯ
    ХОЖДЕНИЕ В РОК
    «ЧУВАК, НЕ НАДО !”
    ДЖАЗОВИЧКИ-БОДРЯЧКИ
    СМОЛЕНСКАЯ ШКОЛА
    КРЕДО
    «ПАРТИЗАН АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЦЕНЫ»
Тем временем синдром атональности и диссонанса упорно крепчал. Социальная эрозия интенсивно стимулировала культурную и наоборот. Околокультурный диссонанс становился музыкой тогдашних не столь возвышенных сфер. Петушиные голоса наших рокеров все упорнее требовали перемен ! Их требовали не только прыщавые юнцы и кухонные диссиденты, но и самые широкие массы, готовые уже взять сколько угодно суверенитетов и свобод. Гребенщиков зазывал на битловские поляны и тибетские вершины, романтические питерцы культивировали всеобщее рас..издяйство, москвичи смотрели в сторону макдональдсов, подержанных иномарок и западных галерей. Но самым ярким персонажем андерграундовой тусовки был, несомненно, Сергей Курехин, успешно реализовывавший свой мультимедийный, мультикультурный полигон «Поп-механики».

Изображение
Москва 1991, Театр Анатолия Васильева. Макаров и критики : Н.Дмитриев, Д.Ухов, В.Макаров, И. Ценципер.

Можно попытаться определить некоторые сегменты на тамошней музыкальной карте.
ДЖАЗ - так называемый "новый джаз ":
композиторский, "серьезный " -
  • А.Вапиров,
    В.Гайворонский,
    В.Волков,
    В.Ганелин,
    С.Беличенко,
    В. Толкачев,
    А.Аксенов ;
постмодернизм -
  • В.Чекасин,
    С.Курехин,
    трио Ганелина или ГТЧ т.е. Ганелин-Тарасов-Чекасин,
    С.Летов и «Три О»,
    А. Соловьев ;
камерно-этнический -
  • В.Пономарева,
    В.Резицкий и группа « Архангельск»
    М.Альперин,
    М. Жуков,
    Урало-сибирские музыканты.
свободная импровизация (пуризм)
  • В. Макаров и Ко.,
    ранний Курехин и Летов,
    сибирский «Хомо-Либер»,
    А.Блох,
    О.Гарбаренко ( по терминологии Александра Кана )
Причем свободная импровизация как эстетика не признавалась не только официозным джазом, но и новоджазовыми музыкантами, фактически бывшими пост-боперами ( Вапиров, Чекасин, Резицкий ). Неидеоматическая, так называемая свободная импровизация, была ими понимаема как деструктивная деятельность. Предмет понимали в силу своей интеллектуальности возможно только Сергей Курехин, Сергей Летов и Андрей Соловьев. Владимир Чекасин же использовал технику позднего Колтрейна исключительно в негативно-провокационных целях, чтобы затем вернуться к нормативной, т.е. правильной музыке, подаваемой им, однако, в издевательско-ироничном ключе, чаще китчевом . Отсюда его Ностальгии , Танго , Польки и т.д. Этот прием затем использовал Курехин и другие. Тогда как свободная импровизационная музыка только начиналась от позднего Колтрейна и раннего Орнетта Коулмена.

Изображение
Макаров и ТриО ( А.Кириченко, С.Летов, А.Александров ) на съемках фильма Ю.Зморовича под Львовом 1989 г.

РОК -
питерская школа –
рок-мейнстрим
  • «Аквариум»,
    «Кино»,
    «Алиса»,
    «Зоопарк»,
    « ДДТ»
новая волна
  • « Странные игры»,
    «Авиа»,
    «Аукцыон» и другие.
московская школа - отличалась принципиальным концептуализмом -
  • «Центр»,
    «ДК»,
    «Среднерусская возвышенность»,
    «Звуки Му»,
а мейнстрим «Машины времени», «Воскресенья» и прочих не в счет.
Провинциальный рок был исключительно подражательным, за исключением разве что, свердловского.
Как видно, собственно авангардные техники в рок-музыке в западном понимании не были представлены. Музыкальная стилистика наших рок-групп сводилась к имитации западного рок-мейнстрима. Даже авангардизм «Поп-механики» сводился к количеству декларируемых эклектических элементов.
Когда я впервые услышал «Аквариум», наслушавшись различных дифирамбов в их адрес, я был страшно разочарован. Ведь в то время уже существовали опыты King Crimson, Mahavishnu Orchestra, Henry Cow, Van der Graaf Generator и др.

Изображение
В.Макаров - Москва. Феставаль " Альтернатива" 1989 г.

Особняком стояли эксперементаторы-шумовики – рижская «Зга», москвичи А.Тейгин и Ко., «Ночной проспект», кримсоман Андрей Сучилин.
Они действительно искали новые художественные форм, работали со звуком.
В целом я согласен с Сергеем Жариковым, который демифологизирует феномен российского рока. Действительно, отличительные особенности нужно искать в литературной сфере. Интересен также социологический аспект, но отнюдь не музыкальный. Гребенщиков в музыкальном смысле так и не вырос до битловского «Magical Mystery Tour».

Изображение
трио Летов-макаров-Юденич 1985 г. Москва ДК "Каучук" Концерты новой музыки

В сфере "серьезной ", академической музыки были свои "отщепенцы", исповедующие эстетику Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена - музыканты круга московского авторитетного пианиста Алексея Любимова : Иван Соколов, Наташа Пшеничникова, Антон Батагов, Марк Пекарский и др. В конце восьмидесятых их усилиями совместно с профессиональным музыкальным критиком Татьяной Диденко будет создана «Альтернатива », легендарный фестиваль авангардной музыки, который, кстати сказать, дожил до наших дней. К сожалению, замечательная наша «мама» Таня Диденко, поддержавшая все наше нонконформистское музыкальное движение и курировавшая буквально всех наших «звезд», преждевременно ушла…

Изображение
В.Макаров и А.Кондрашкин в студии. 1982 г. Ленинград

Моя ситуация была, мягко говоря, особая. "...джазмены считали меня рок-музыкантом, рок-музыканты считали меня джазменом, а классические музыканты просто считали мудаком." Эта образно-характерная цитата Курехина в должной степени может относиться и к моей музыкальной деятельности 80-х годов. Окунувшись неожиданно резко в мутный океан андерграундовой богемы, я оказался не совсем понятым и желанным. Уже определялись приоритеты и выстраивалась иерархия. Уже творились мифы.
Со всеми этими сферами я так или иначе столкнулся, часто в довольно курьезных ситуациях. Как-то в галоповой суматохе московских "подпольных " концертов нас с Летовым занесло на конспиративный флэт, в аппартаменты некоего Липницкого, друга всех маргиналов и авангардистов. Там были как бы все свои - Курехин с друзьями, Гребенщиков, но гвоздем программы был юродствующего вида персонаж с гитарой, начавший исполнять свою программу под уважительное молчание публики. Не сориентировавшись, думая что нахожусь в среде авангардистов - единомышленников, я взял вторую гитару и стал тихонько подыгрывать этому парню в духе Фреда Фрита или Генри Кайзера, упрямо тянущего - Люля-Кебаб, Люля-Кебаб... Но персонаж мрачно прервался и произнес историческую фразу, затем часто цитируемую Сергеем Летовым - "ЧУВАК, НЕ НАДО!"
Так оборвалась моя связь с московским рок-андеграундом !
Через год или два данный персонаж Петр Мамонов - стал суперзвездой !
Мое знакомство с «Три О» тоже было забавным. Сергей Летов пригласил меня поиграть с ним в только что созданной им группе в галерею на Малой Грузинской, где тусовались художники нонконформисты тогда, в середине 80-х. Я примчался в Москву в надежде обнаружить истинно бескомпромиссную музыку, но услышал странную, по-характеру пародийную музычку, далекую от мрачной серьезности моей эстетики. Ребята с духовыми инструментами оказались веселыми и доброжелательными. Тогда произнес не менее историческую фразу уже я, обращаясь к Летову - " Откуда взялись эти ДЖАЗОВИЧКИ - БОДРЯЧКИ ? " Джазовичками оказались Аркадий Шилклопер и Аркадий Кириченко ! До сих пор при встрече Аркадий Шилклопер почему-то всегда вспоминает эту сентенцию. Тогда я не понял, что наступала эра постмодерна. И убежав от курехинской "Поп-механики" в Питере, я натолкнулся на эстетическое подобие в Москве. Наступало время шоу и шоуменов.
Тогда начались разногласия и с Летовым , уходящим от меня в другую сторону. Он часто играл с Курехиным и разными рок-группами, чем стремительно делал себе имя. Я же, в упор не замечавший тенденций времени, нараставшего беснования соц-арта, продолжал искать единомышленников, несмотря на изоляцию. И находил.
Тем временем, в Риге вызревал фундаментальный проект. Коля Судник приютил у себя некоего хиппи, которого подобрал буквально на улице с гитарой в руках. Юноша мог сыграть лед-зеппелиновские пассажи один -в-один, что было по тем временам очень круто. Валера Дудкин вскоре станет гитарным гением, и сам американский гуру авангардной электрической гитары Генри Кайзер подарит ему свою педаль громкости и всяческое доброе расположение, что по тем временам было невероятно. Впереди у наших рокеров были всякие дружбы со всякими дэвидамибоуими и кейтамиричардсами.
И вот с Валерой Дудкиным, со своей женой, поэтессой - авангардисткой Эмилией Лосевой, Судник записывает странную музыку, исполненную на еще более странных инструментах, на подобии «утюгона» Тимура Новикова: подвешенных чугунных утюжках на металлических струнах со звукоснимателями на них. Сейчас трудно сказать, кто был первым в изобретении столь дивных инструментов. У Судника же были натянутые пружины и адаптированные железки. Проект назывался « ЗГА» от выражения " ни зги не видно ", что очень образно и по сути. Я сразу получил запись, как бы на экспертизу, и мгновенно положительно отреагировал, успев сделать для них дизайн обложки. Это была совершенно необычная музыка. Теперь ее называют шумовой, постиндустриальной и т.п. Тогда никто ничего подобного не производил. Прибывший в Ригу Артемий Троицкий, просидев пару часов у Судника, вяло отнесся к их экспериментаторству, и в последствии постарался зарубить продвижение группы или, во всяком случае, умолчать ее. «Зга» выжила благодаря выпуску в Англии их пластинки фирмой «Recommended Records», специализировшейся на рок-авангарде, и дальнейшей поддержкой шефом лейбла Крисом Катлером их творчества. Я удостоился ролью "крестного отца ", а в дальнейшем также поставщика кадров в группу: барабанщика Миши Юденича и гитариста Вадима Петренко. Тогда же состоялся концерт группы с моим участием в легендарном питерском рок-клубе, где музыку «Зги» напрочь не поняли и не оценили. Мэтры "андерграунда", Гребенщиков, Цой и прочие отреагировали сухо, и Суднику пришлось ждать питерского признания более десяти лет! Что очень симптоматично. Именно с этой компанией музыкантов в дальнейшем я связал свои поиски.

Изображение
С.Летов и В.Дудкин в рижской домашней студии Н.Судника . 1984 г. (На стенах абстрактные картины В.Макарова)

Постепенно дома, у себя в Смоленске, я создавал особую среду в которую входили художники, молодые музыканты и местные интеллектуалы. Я знакомил их с «новой музыкой», информацией связанной с современным искусством. Личный пример многих стимулировал. После отхода от меня Саши Кондрашкина , его вскоре заменил барабанщик Миша Юденич, буквально выращенный мною за пару лет. Странный, загадочный человек будет моим главным партнером более двадцати лет. Миша принял и развил технику Кондрашкина, т.е. нетрадиционный, скорее рокерский, брутально-аскетический подход к ударным инструментам. Так к середине 80-х возникнет крепкое трио новой импровизационной музыки Макаров - Дудкин - Юденич, просуществовавшее почти десять лет. Попытка противостоять постмодерну была слабо замечена и тягаться с Курехиным, а тем более с трио Ганелин - Тарасов - Чекасин было бесперспективно. Но музыка этого периода была все же оценена неофициальными музыкальными критиками Александром Каном, Николаем Дмитриевым, Геннадием Сахаровым, Антонием Мархелем, Виктором Мазиным, а также и профессиональными Татьяной Диденко и Дмитрием Уховым. Музыка трио была позднее издана на лондонской фирме Leo Records в фундаментальной антологии «Документ - Новая музыка из России, 80-е годы» (1989), а затем войдет и в другую «Золотые годы нового джаза» ( 2004) с нашей рижской записью с Судником, Дудкиным и Лосевой. В музыкальном отношении на тот период трудно было найти более радикальную и бескомпромиссную музыку.

Какова же была моя эстетика новой импровизационной музыки? Каковы истоки? Нужно учесть, что к этому времени я сложился как художник исповедующий абстрактный экспрессионизм и «живопись-действия», основанную на спонтанной импровизации, как принципе. Принципе экзистенциальном и онтологическом.
Кандинский, Малевич, Поллок, Хартунг, эстетика чань, икона - вот корни и основы моего художественного мира. Музыка была другой ипостасью моего творчества. Метод был един и базировался на спонтанном жесте, будь он на поверхности, в пространстве или во времени.
Виолончель, которую я освоил самостоятельно, будучи гитаристом, была более адекватным инструментом, который полностью соответствовал моему художественному темпераменту. Я создал собственную технику игры на виолончели перенеся на этот инструмент нетрадиционные приемы взятые от других инструментов. Игра гитарной техникой, которой я владел вполне профессионально, добавление препарирования струн на подобие фортепианного, восточные техники и многое другое. Как выяснилось чуть позже примерно этим же занимался в Америке Том Кора - виолончелист -самоучка и гитарист изначально как и я, да американский джазмен Абдул Вадуд. И только-то ! Я жадно изучал историю и теорию музыки, различные современные теории и т.д.и т.д. Этот путь, кстати, прошли многие художественные натуры. В этом и благодаря этому я был близок с Курехиным, Летовым, Судником и другими. Я с удовлетворением находил одни и те же книги и пластинки у своих знакомых и друзей. Как художник, я был поддержен питерскими художниками нон-конформистами от « Пушкинской 10».
Композитор София Губайдулина, которую я глубоко уважал, определила меня как «человека имеющего уши». Этого уже достаточно для моего артистического оправдания, ведь я был в партизанской ситуации, ибо был вне всяких конфессий, включая неофициальные. Выходя на сцену и играл как последний раз в жизни, что было всегда важным экзистенциальным актом. Ефим Барбан называл этот процесс - трансцендированием. Именно в этих категориях я и существовал и работал, как музыкант и художник. Это было понятно тому, кто адекватно воспринимал мою музыку как трансцендирующую, сверхконцентрированную, трагически напряженную и экспрессивную, "нечеловеческую" - по метафоре одного критика.
Отсюда будет понятно мое неприятие всего, что связано с постмодернизмом, занижающим все жанры и отказывающим им в ценности.
Я оставался классическим модернистом, художником несвоевременным, что отрицательно сказалось на моей артистической карьере. Так и остаюсь до сих пор "партизаном альтернативной сцены " - по меткому определению музыкального критика Дмитрия Ухова.
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Вс фев 26, 2006 21:27, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Muzifan
джазмен
Сообщения: 463
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:14
Откуда: moscow
Контактная информация:

Сообщение Muzifan » Вс фев 12, 2006 16:18

vvb5: интересно.
Выложив это здесь - ты принудил к прочтению остального... спасибо.
Последний раз редактировалось Muzifan Вс фев 12, 2006 16:42, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс фев 12, 2006 16:38

Muzifan
ну уж так и принудил :)
мне интересен тот период резкого развития музыки авангарда, интересно что за брожения проходили в умах совейской интеллигенции и почему всё утихло в 90-е, почему моё поколение не зная своих родных музыкантов осваивало авангард исключительно по западным, безусловно гениальным, образцам, хотя, как мне кажется, культуру авангарда в массы должны были нести наши музыканты своими выступлениями.

Ответить