Сообщение
vladmak » Пн сен 25, 2006 01:19
Makarov, Vlad/Aurby, Gilles/Makarov, Evgeny
Defragment Trio CDR
2006 Mak-Art 013
Проект этот в высшей степени интересен, и причин на то – множество. Инициатором затеи выступил один из основоположников российской импровизационной музыки, гитарист и виолончелист Влад Макаров. Число людей, в разное время деливших с ним одну сцену, не поддается обозрению. За тридцать лет он играл и с джазменами, и с выходцами из рок-музыки, и с коллегами-импровизаторами. “Defragment Trio” – один из опытов Владислава в контексте contemporary music. В качестве партнеров по проекту выступили молодой гитарист Евгений Макаров и швейцарский исследователь компьютерной музыки Жиль Обри.
Альянсы разнохарактерных инструментов – дело привычное, и то, как будут звучать виолончель, электрическая гитара и лэптоп, в принципе, известно заранее. Более того, сам язык импровизационной музыки сегодня не представляет собой проблему. Он устоялся, обрел прочную структуру, обзавелся набором идиом и штампов. Оттого наибольший интерес, на мой взгляд, заключен не в языке, а в его диалектах, в том, каким образом взаимодействуют между собой музыканты: как они слышат, каким образом реагируют друг на друга, как ткут единое полотно композиции. И здесь – непаханое поле для слушателя.
Первое, что отмечаешь у “Defragment Trio” – крайнюю уравновешенность всех трех частей, на которые разделен компакт-диск. Чаще других волю эмоциям дает Влад, неистовые глиссандо виолончели которого рябью пробегают по почти зеркальной поверхности музыки. За час с лишним на слушателя успевает обрушиться едва ли не весь арсенал техник игры на этом инструменте. Гитара Евгения, в равной степени впитавшего традиции рока, блюза и актуальной музыки, отличается поразительно четкой фразеровкой и лаконичными пассажами – этакие верстовые столбы, расставленные в дюнах. Шведский музыкант, в основном, ограничился создание бэкграунда, перехватив инициативу лишь в последнем, едва ли не заключительном фрагменте сета. Характерная особенность всех троих музыкантов – это умение слушать и слышать. Они умудряются идти на компромисс там, где он, казалось бы, невозможен, говорить на знакомом языке, и не славословить при этом.
Идея ДЕФРАГМЕНТА возникла как сверх-идея или МегаИдея – взятая из компьютерной лексики, что точнее означает опцию дефрагментации, т.е. собирание фрагментов в целое.
Я хотел этим подчеркнуть новый аспект своей музыки, ищущей целостности в принципиальной дезинтегрированности новой музыки модернисткого толка и парадоксальной, но искренней попытке собрать воедино все аспекты этой музыки.
Думаю, что вся моя нынешняя художественная, и не только музыкальная деятельность, проходит под этим знаком. «Время собирать камни» - экзистенциальный архетип.
Чисто конкретно, в том проекте (ДефрагменТрио) электронщик Жиль Обри отвечал только за инвайронмент, за звуковой ландшафт - с чем справился отлично. И что было важно, ибо обычно музыканты на лэп-топах становятся неуправляемыми франкенштейнами или говоря проще по-русски – «глухарями». ( техно-музыка как «вещь в себе») Электрическая гитара, так же очень опасный синтетический партнер в моей чисто акустической струнной музыке. Все мои главные партнеры были электрическими гитаристами (Валерий Дудкин, Александр Нестеров) по странным жизненным обстоятельствам, тогда как я сам изначально гитарист, правда, скорее акустический. И вот поэтому я всегда контролировал пристрастно ! их игру, считал ее стилистически не верной. Но так как я был занят своим непосредственным инструментом-виолончелью, я смирялся с такими «несовершенными» как мне тогда казалось, партнерами. Вообще то соединение акустического и электрического инструмента – всегда стилистически неразрешимая проблема.
В случае с сыном – гитаристом произошло чудо. Он человек из другой в общем-то музыки, сумел направить всю эту бурную мою энергию по неким медитативным каналам, создать маркеры для ее продвижения. («верстовые столбы, расставленные в дюнах» такая вот образная метафора). Плюс очень деликатное тембровое сопереживание в процессе импровизации. Это также работало на эффект дефрагментации.
И я декларировал в проекте некий микс рока, джаза, классик –модерна и бог знает чего, в смысле, что должно преодолеть, что в общем то и состоялось, хотя шансов было не много, учитывая такой неожиданный персонал.
Что было дальше с этим проектом? В него включился еще один электронщик, небезызвестный – Алексей Борисов. Электронный ландшафт усугубился…Опция «дефраг» – зависла…