Роман Столяр

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Роман Столяр

Сообщение Roman » Ср апр 29, 2015 10:06

jazzman1945 писал(а):Роман, очень рад появлению Вашей новой книги! Где ее можно приобрести , и есть ли англоязычная версия ? Мой колледж будет заинтересован.
Книгу можно приобрести на сайте издательства (см. ссылку). Англоязычного варианта пока нет, и я сомневаюсь, нужен ли он. Дело в том, что книга предназначена для начинающих изучать джазовую специфику, а подобных книг в США, например, великое множество (Дэн Хёрли, Марк Левин и т.п.). А вот в России такого базового учебника не было. Теперь он появился.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Ср апр 29, 2015 22:14

Насколько я понял - проживая в Израиле , я не смогу заказать эту книгу.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Роман Столяр

Сообщение Roman » Чт апр 30, 2015 07:59

jazzman1945 писал(а):Насколько я понял - проживая в Израиле , я не смогу заказать эту книгу.
Выслал текст книги Вам на почту.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Вопрос к Роману Столяру

Сообщение jazzman1945 » Сб май 02, 2015 20:10

Спасибо большое, Роман!

Вот появилась идея , и прошу Вас , Роман, как- то оценить ее:

Is this just my subjective feeling, that during the history of jazz the principle "Off" , which began with Off - beat was moved gradually and spontaneously to Off-chord (tensions , upper structures ) , Off-harmony (substitutions), Off-key (outside playing)?
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Вопрос к Роману Столяру

Сообщение Roman » Вс май 03, 2015 15:22

jazzman1945 писал(а):Вот появилась идея , и прошу Вас , Роман, как- то оценить ее:

Is this just my subjective feeling, that during the history of jazz the principle "Off" , which began with Off - beat was moved gradually and spontaneously to Off-chord (tensions , upper structures ) , Off-harmony (substitutions), Off-key (outside playing)?
Для меня давно стало очевидным, что эволюция в джазе вплоть до начала XXI века шла по пути расширения инициативного поля для импровизатора. Об этом говорят, в частности, тенденции к отходу от буквального обыгрывания гармонии темы - сначала посредством применения замен, а затем и вовсе игнорирование бОльшей части гармонической структуры квадрата. Появление модального джаза - ещё один шаг к отказу от зависимости солиста от причуд гармонической структуры. Фри-джаз отказывается уже не только от следования вертикали, но и от следования предписанной горизонтали, т.е. не ограничивается одним ладом, плюс к тому - отказ от регулярного ритма. В конце концов, этот процесс логически должен привести к отказу от любых стилевых ограничений и, как следствие, к трансформации джаза в не-джаз, в импровизационную музыку, в которой нет чётких джазовых (и вообще каких-либо конкретных стилевых) референций. Идея Дерека Бейли с его неидиоматикой - именно об этом.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Вопрос к Роману Столяру

Сообщение jazzman1945 » Вс май 03, 2015 16:46

Roman писал(а): В конце концов, этот процесс логически должен привести к отказу от любых стилевых ограничений и, как следствие, к трансформации джаза в не-джаз, в импровизационную музыку, в которой нет чётких джазовых (и вообще каких-либо конкретных стилевых) референций. Идея Дерека Бейли с его неидиоматикой - именно об этом.
Мне лично это предположение выглядит нереальным; и отнюдь не в силу невозможности осуществления : компьютером можно сделать все без ограничений. Однако тогда музыка перестанет быть языком для самовыражения и контактирования с окружающими, что есть главная цель и смысл музыки; а превращается в комбинаторику случайных звуковых сигналов- наподобие случайных цифр . Однако с живыми исполнителями этого просто не произойдет- в силу психо -физиологических причин; или др. словами ; выше пупика не прыгнешь! Связи со звучанием синтаксиса , интонации, ритма родного языка оторвать просто невоможно! Вы можете учить английский язык сколько угодно времени, однако русский акцент и интонации всегда будут.А это все составные музыки импровизатора, даже против его желания.
В джазе помимо инструментальной существует также вокальная часть, которая просто не допускает разрыва между ними. Максимум до чего развился голос в музыке - атональный шпрехгезанг , однако именно это мы слышим у Орнетта Колмана.
Жанровость вылезает наружу ритмами , интонацией , малыми формами. Разве это поддается упразднению?
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Вопрос к Роману Столяру

Сообщение Roman » Вс май 03, 2015 17:27

jazzman1945 писал(а):
Roman писал(а): В конце концов, этот процесс логически должен привести к отказу от любых стилевых ограничений и, как следствие, к трансформации джаза в не-джаз, в импровизационную музыку, в которой нет чётких джазовых (и вообще каких-либо конкретных стилевых) референций. Идея Дерека Бейли с его неидиоматикой - именно об этом.
Мне лично это предположение выглядит нереальным; и отнюдь не в силу невозможности осуществления : компьютером можно сделать все без ограничений. Однако тогда музыка перестанет быть языком для самовыражения и контактирования с окружающими, что есть главная цель и смысл музыки...
Не думаю. Самовыражения и у авангардистов полным-полно, чем радикальнее, тем больше. Что же касается коммуникативной функции музыки, то тут всё зависит от того, есть ли у воспринимающего "декодер", сформированный опытом слушания образцов того или иного направления. Импров - не исключение, иначе бы он остался без аудитории.
jazzman1945 писал(а):Связи со звучанием синтаксиса , интонации, ритма родного языка оторвать просто невоможно!
Это верно, и Дерек Бейли это понял, в конце концов. В предисловии ко второму изданию своей книги он, кстати, признался, что неидиоматическую импровизацию можно считать отдельным направлением в музыке.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Вс май 03, 2015 17:47

Не поймите меня превратно - я отнюдь не сопротивляюсь использованию "неидиоматических" элементов как композиционные фрагменты; я отрицаю реальность их создания экспромтом. Помните , Шенберг говорил о своей музыкe :" Эти мелодии через 20 лет люди будут насистывать на улице" . Однако этого не случилось; Ш. обладал феноменальным слухом- т.е. мог слышать высокие обертона; но забыл , что ухо рядового меломана не поднимается выше 4-го обертона.
Последний раз редактировалось jazzman1945 Вс май 03, 2015 19:14, всего редактировалось 1 раз.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Роман Столяр

Сообщение Roman » Вс май 03, 2015 17:57

jazzman1945 писал(а):Не поймите меня превратно - я отнюдь не сопротивляюсь использованию "неидиоматических" элементов как композиционные фрагменты; я отрицаю реальность их создания экспромтом.
Ох, у меня иногда поздними вечерами под окном ансамбли подвыпивших певунов воспроизводят такие экспромты, что ни Дереку Бейли, ни Гарри Парчу не снились :) Вспоминаю опыт работы с консерваторским хором во время репетиций моей хоровой оперы "Елизаветы Бам", где в партитуре требовалось НАМЕРЕННО петь нестройно - это было сложнее всего репетировать.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Вс май 03, 2015 19:17

Roman писал(а): Ох, у меня иногда поздними вечерами под окном ансамбли подвыпивших певунов воспроизводят такие экспромты, что ни Дереку Бейли, ни Гарри Парчу не снились :) Вспоминаю опыт работы с консерваторским хором во время репетиций моей хоровой оперы "Елизаветы Бам", где в партитуре требовалось НАМЕРЕННО петь нестройно - это было сложнее всего репетировать.
Ок., требуется подключить химию к процессу обучения :) Я-то имел в виду создание музыки в условиях обычного метаболизма.)))
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Пн май 04, 2015 04:01

Маленький экспериментик демонстрирует взаимозависимость гармонии , ритма ,тембра и артикуляции .
Аллилуйя Генделя : 1) по оригинальным нотам звучанием хора ;2)то же в синкопированном виде плюс ритм-секция ;3) синкопирование с переделанными в джазовой манере аккордами 4) № 3 - звучанием джазового скэта.

http://www.mediafire.com/listen/wzns9ss ... _steps.mp3
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Дмитрий2008
джазмен
Сообщения: 386
Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
Откуда: Мяуква

Торжество импровизационной музыки

Сообщение Дмитрий2008 » Ср май 06, 2015 15:33

Roman писал(а):Не думаю. Самовыражения и у авангардистов полным-полно, чем радикальнее, тем больше. Что же касается коммуникативной функции музыки, то тут всё зависит от того, есть ли у воспринимающего "декодер", сформированный опытом слушания образцов того или иного направления. Импров - не исключение, иначе бы он остался без аудитории.
Роман, а как Вы считаете, возможно ли такое, что Ваша off-style (позвольте назвать её так) музыка будет собирать стадионы, как их собирают например, рокеры? Или это - безвременная утопия? (спрашиваю здесь, чтобы не плодить лишних тем.)

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение Roman » Чт май 07, 2015 07:39

Дмитрий2008 писал(а):Роман, а как Вы считаете, возможно ли такое, что Ваша off-style (позвольте назвать её так) музыка будет собирать стадионы, как их собирают например, рокеры? Или это - безвременная утопия? (спрашиваю здесь, чтобы не плодить лишних тем.)
В ближайшее время - вряд ли. Со временем - может быть. Я, честно говоря, не думаю о том, чтобы собирать стадионы, меня интересует музыка, а не посещаемость залов.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение jazzman1945 » Чт май 07, 2015 08:48

Roman писал(а):
Дмитрий2008 писал(а):Роман, а как Вы считаете, возможно ли такое, что Ваша off-style (позвольте назвать её так) музыка будет собирать стадионы, как их собирают например, рокеры? Или это - безвременная утопия? (спрашиваю здесь, чтобы не плодить лишних тем.)
В ближайшее время - вряд ли. Со временем - может быть. Я, честно говоря, не думаю о том, чтобы собирать стадионы, меня интересует музыка, а не посещаемость залов.
То ,что объединяет массы людей на стадионах- танцевальные ритмы и простые- до примитивизма интонации .Как видно - это в человеческой натуре. До сих пор никто не свистит на улице мелодии Шенберга. Или я ошибаюсь?

http://evartist.narod.ru/text11/27.htm
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение Roman » Чт май 07, 2015 10:37

jazzman1945 писал(а): То ,что объединяет массы людей на стадионах- танцевальные ритмы и простые- до примитивизма интонации .Как видно - это в человеческой натуре. До сих пор никто не свистит на улице мелодии Шенберга. Или я ошибаюсь?
Всё верно. Шёнберг и соратники, кстати, с подозрением относились к высоким показателям посещаемости их концертов, что, по их мнению, говорило о том, что с их музыкой что-то не так.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Дмитрий2008
джазмен
Сообщения: 386
Зарегистрирован: Ср апр 11, 2012 15:27
Откуда: Мяуква

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение Дмитрий2008 » Чт май 07, 2015 11:17

Roman писал(а):Шёнберг и соратники, кстати, с подозрением относились к высоким показателям посещаемости их концертов, что, по их мнению, говорило о том, что с их музыкой что-то не так.
Роман, то есть Вы готовы творить в надежде быть признанным в будущем? Вы готовы писать "в стол"? А на что же Вы тогда живете, если не секрет? Или Вы не хотите зарабатывать музыкой? Ваша концепция творчества - "искусство ради искусства?"

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение Roman » Чт май 07, 2015 13:33

Дмитрий2008 писал(а):
Roman писал(а):Шёнберг и соратники, кстати, с подозрением относились к высоким показателям посещаемости их концертов, что, по их мнению, говорило о том, что с их музыкой что-то не так.
Роман, то есть Вы готовы творить в надежде быть признанным в будущем?

Будущее мне неинтересно. Я живу в настоящем.
Дмитрий2008 писал(а):Вы готовы писать "в стол"?

Большинство написанных мной сочинений исполнялись хотя бы единожды. Издано 18 альбомов с моей музыкой.
Дмитрий2008 писал(а):А на что же Вы тогда живете, если не секрет?

Пишу и играю музыку, провожу мастер-классы, иногда пишу книги, получаю гранты.
Дмитрий2008 писал(а):Ваша концепция творчества - "искусство ради искусства?"
Я не знаю, что такое "концепция творчества" в моём случае. Я всем этим занимаюсь, потому что не могу иначе.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Торжество импровизационной музыки

Сообщение jazzman1945 » Чт май 07, 2015 19:27

Дмитрий2008 писал(а): Роман, то есть Вы готовы творить в надежде быть признанным в будущем? Вы готовы писать "в стол"? А на что же Вы тогда живете, если не секрет? Или Вы не хотите зарабатывать музыкой? Ваша концепция творчества - "искусство ради искусства?"
Сегодня пишут не в стол , а в компьютер; а потом представляют участникам родной интернет-группе (т.с. интернет группи) , с участниками которой можно завязать творческие связи - и произведение зазвучало. Для нас, джазменов- это форма интернетного джема, что уже делал неоднократно.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Пн май 11, 2015 14:08

Роман , Вы упоминаете в Вашей новой книге о уверенном прдположении , что Колтрейн в своих поисках мелодического и гармонического языка опирался на работу Н. Слонимского. На самом деле этот факт абсолютно точен - еще в 1972 г. я познакомился и играл с саксофонистом Авшалом Бен Шломо из секты афроиудеев , родом из Чикаго; уже при первой встрече он рассказал о своем собеседовании с Колтрейном перед общим концертом, и Колтрейн посоветовал читать работу Слонимского которая была у него самого просто настольной книгой.
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Samurai loves jazz
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Ср фев 25, 2009 02:51
Откуда: Каштановое Дерево

Re: Роман Столяр

Сообщение Samurai loves jazz » Ср май 23, 2018 14:59

Roman писал(а):
Вс май 03, 2015 17:57
jazzman1945 писал(а):Не поймите меня превратно - я отнюдь не сопротивляюсь использованию "неидиоматических" элементов как композиционные фрагменты; я отрицаю реальность их создания экспромтом.
Ох, у меня иногда поздними вечерами под окном ансамбли подвыпивших певунов воспроизводят такие экспромты, что ни Дереку Бейли, ни Гарри Парчу не снились :) Вспоминаю опыт работы с консерваторским хором во время репетиций моей хоровой оперы "Елизаветы Бам", где в партитуре требовалось НАМЕРЕННО петь нестройно - это было сложнее всего репетировать.
На самом деле, это очень здорово. В такие моменты, когда застолье или еще какой праздник. Люди исполняют от души, что называется.

Аватара пользователя
Samurai loves jazz
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Ср фев 25, 2009 02:51
Откуда: Каштановое Дерево

Re: Роман Столяр

Сообщение Samurai loves jazz » Чт май 24, 2018 22:58

Вопрос Роману. Вы когда-либо приглашали на совместную игру непрофессионального музыканта, то есть человека очень далекого от понимания "как правильно играть".

Где-то прочитал, что Корнелиус Кардью (Cornelius Cardew) приглашал человека далекого от музыки и они играли вместе. Правдива ли эта информация, не могу проверить. И что-то наверное получалось.

Аватара пользователя
jazzman1945
джазмен
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 11:34

Re: Роман Столяр

Сообщение jazzman1945 » Чт авг 30, 2018 12:03

Samurai loves jazz писал(а):
Чт май 24, 2018 22:58

Где-то прочитал, что Корнелиус Кардью (Cornelius Cardew) приглашал человека далекого от музыки и они играли вместе. Правдива ли эта информация, не могу проверить. И что-то наверное получалось.
Особенно , когда человек не имеет понятие об инструменте!
I don't want to play truthfully to the style (анонимный диксилендовый трубач- любитель - https://yadi.sk/d/kR1IOryRcidHR )

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Re: Роман Столяр

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб мар 23, 2019 15:08

PEHDTSCKJMBA
Три уха

Ответить