Роман Столяр
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
Роман, очень интересует такой вопрос. вы часто говорите о духовном содержании музыки о ее духовных целях. скажите, как вы определяете духовную составляющую или как определяете ее отсутствие? как связана духовность музыки с убеждениями/религией музыкантов? связана ли форма (импровизационность, атональность) музыки с ее духовностью?
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Я как раз полагаю, что и то, и другое важно и для композитора, и для импровизатора. К тому же композиция рассматривает не только крупные, но и малые формы, так что импровизатору в любом случае нужны композиторские навыки.Инженер писал(а):Я имел в виду,что ИМХО работа над развитием чувства юмора и над выражением его музыкальными средствами более важна для импровизатора,чем изучение больших форм.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- mmdesign
- джазофил
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 03:07
- Откуда: Vilnius
- Контактная информация:
Как удачно - 2 имениника в одном диалоге! Поздравляю Вас обоих с днём рождения. Всего!
Вчера случайно открыл телик и наткнулся на трансляциютого самого злополучного концерта трио Вячеслав Ганелин-Энтони Колман-Аркадий Готесман. И сейчас, читая ваши посты подумал, а не была ли основная проблема концерта в конфликте подходов - шутника-импровизатора-"мастера малой формы" Колмана и серьезно настроенного "спонтанного-но-композитора-драматурга" Ганелина?Roman писал(а):Думаю, что импровисаторы мало работают с крупной формой именно в силу того, что плохо владеют композиторскими навыками. Между тем, на мой взгляд, различие между композитором и импровизатором по большому счёту лишь в способе создания музыки. И композитор, и импровизатор могут быть и драматургами, и рассказчиками, могут подходить к своему делу с юмором или ставить серьёзные проблемы перед слушателем.Инженер писал(а):Роман,хотелось бы узнать поподробнее - почему Вы так думаете. Ведь импровизатор имеет дело с малыми формами, выражающими данный момент; а если углубляться в композицию-значит надо изучать большие формы. Композитор крупных форм-драматург,а импровизатор - рассказчик; которому требуется богатый словарный запас и немалое чувство юмора.Roman писал(а):Сейчас считаю, что любому импровизатору просто необходимо пройти и исполнительскую, и композиторскую школу.
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Отвечать на такой вопрос не так-то просто. Понимаете, я рассматриваю сегодняшний этап развития импровизационной музыки как в какой-то степени переходный - пока что это поиск языка, адекватных форм для передачи нового содержания. Точнее говоря, содержание наверняка будет старым, но переданным на новом уровне, с учётом реалий сегодняшнего дня, особенностей восприятия современного человека. А то самое старое содержание, о котором идёт речь - это три аспекта гармоничного существования личности, сформулированные Киркегором - достижение гармонии с самим собой, с окружающим миром и с Богом. Музыка в этом - лишь инструмент, но инструмент очень мощный. В этом я лишний раз убедился вчера, когда присутствовал на концерте Техасского импровизационного коллектива, а до этого - на концерте трио Стефена Нахмановича. И в том, и в другом случае импровизация была ИДИОМАТИЧЕСКОЙ - музыка абсолютно тональная, с полифоническими элементами, неожиданно возникающими изумительными гармониями. И воздействие она оказывает гораздо более мощное, чем любая неидиоматическая импровизация, причём даже не в силу её языка. Дело совершенно в другом - в том, что этот язык абсолютно адекватен передаваемой музыкантами идее о мировой гармонии так, как они её понимают. Это была честная музыка. Я видел, как на обоих концертах у многих на глазах были слёзы, да и сам чувствовал, как раскрывается моё сердце.AlexMachen писал(а):Роман, очень интересует такой вопрос. вы часто говорите о духовном содержании музыки о ее духовных целях. скажите, как вы определяете духовную составляющую или как определяете ее отсутствие? как связана духовность музыки с убеждениями/религией музыкантов? связана ли форма (импровизационность, атональность) музыки с ее духовностью?
Вероятно, реакцию сердца и можно считать тем самым критерием духовности импровизационной музыки. В импровизации нельзя спрятаться за текст, музыкант полагается на собственную интуицию, и каков он - такова и его музыка. Персональный посыл порождает интерсубьективную реакцию аудитории, и особенности личности и мировоззрения музыканта распространяются на всех слушателей. Музыка (а заодно и музыканты) - это инструмент, служащий для передачи того, что невозможно в полной мере передать словами. Вот ради этого "того" и делается всё то, что мы делаем.
В конечном итоге, как мне кажется, импровизационная музыка, пройдя этап поиска, станет полноценным инструментом для передачи глубоких идей. При этом я более чем уверен, что музыкальный язык станет, с точки зрения приверженцев неидиоматики, более консервативным. Но это не так важно - важно то, о чём, а не то, как.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
И та, и другая. Всё зависит от конкретного случая и конкретного импровизатора. В коллективной импровизации можно запросто спрятаться за приготовленные модели, причём сделать это так, что мало кто заметит. Напротив, сольная игра может быть совершенно неподготовленной. Причём зачастую неожиданные вещи возникают в игре солиста на публике. Я нередко делаю открытия для самого себя, выступая в сольных концертах без подготовки.Владислав «vvb5p» писал(а):После небольшой беседы с Денисом родился следующий вопрос:
Какая игра наиболее полно отвечает цели спонтанной импровизации - соло или импровизация в группе?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Не думаете ли Вы ,Roman,что в наше время акцент в поисках смещен более на открытие путей в каждом индивидууме для свободного музыкального потока - из глубин в верх,изнутри-наружу?Roman писал(а):Отвечать на такой вопрос не так-то просто. Понимаете, я рассматриваю сегодняшний этап развития импровизационной музыки как в какой-то степени переходный - пока что это поиск языка, адекватных форм для передачи нового содержания.
Мой вопрос задан в свете распространения музыкотерапии,касающейся фактически любого(именно для достижения триединой гармонии);и поинтересовавшись происходящем вРосии,понял что это в загоне не только в стандартном муз.образовании,но даже на профессиональном уровне.Ведь книги,подобные написанным С.Нахмановичем или Мюрреем Шейфером,или Уильямом Мэтью не могли быть написаны в России;и тем более стать интегральной частью официального музыкального педагогического мышления.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Согласен с Вами. С другой стороны, раскрытие этого свободного потока в индивидууме приводит к тому, что индивидуум становится частью единого целого. Как говорится в йогических учениях, капля, упавшая в океан, становится океаном.Инженер писал(а):Не думаете ли Вы ,Roman,что в наше время акцент в поисках смещен более на открытие путей в каждом индивидууме для свободного музыкального потока - из глубин в верх,изнутри-наружу?
Эти книги и в Америке-то не стали существенной частью педагогического мышления. Тот же Нахманович ведёт свои мастер-классы по импровизации в порядке частной инициативы. Отдельным университетам повезло - например, Эд Сарат в Мичиганском университете ведёт курс медитации для музыкантов. Но Вы правы в том, что ситуация в России с подобными предметами ещё хуже. Официальное образование сильно стандартизировано, причём стандарты так и остаются на уровне 30-50 годов. Более того - тенденция к стандартизации усиливаетса из года в год. Остаётся уповать на частную инициативу, точнее - её организовывать самому и искать единомышленников.Инженер писал(а):Мой вопрос задан в свете распространения музыкотерапии,касающейся фактически любого(именно для достижения триединой гармонии);и поинтересовавшись происходящем вРосии,понял что это в загоне не только в стандартном муз.образовании,но даже на профессиональном уровне.Ведь книги,подобные написанным С.Нахмановичем или Мюрреем Шейфером,или Уильямом Мэтью не могли быть написаны в России;и тем более стать интегральной частью официального музыкального педагогического мышления.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Спасибо! Мне близки ваши мысли.Roman писал(а): В конечном итоге, как мне кажется, импровизационная музыка, пройдя этап поиска, станет полноценным инструментом для передачи глубоких идей. При этом я более чем уверен, что музыкальный язык станет, с точки зрения приверженцев неидиоматики, более консервативным. Но это не так важно - важно то, о чём, а не то, как.
Мне кажется, что сейчас неидиоматическая импровизация, фри-джаз, джаз - стоят ровно на одинаковых позициях, они совершенно равнозначны и консервативны, все они в тупике. Для себя я не разделяю прослушивание Чарли Паркера, Эвана Паркера, Дерека Бэйли или Кена Вандермарка на разные философские акты - все стало едино. Усталость ощущается как от упертых "радикальных" музыкантов застрявших в стадии эпатажа, так и жестко ограниченных рамками джазовой импровизации музыкантов пост-бопа, как от недружелюбных атональностей, так и слащавого MTV. Есть лишь отдельные личности, с отдельными пластинками, которые могут достучаться и не зависит это от их принадлежности к какому-нибудь течению, скорее наоборот, жесткая закрепленность за сформированным стилем тут же навивает зевоту.
Есть область обозначенная Modern Composition/ Modern Improvisation - там критики и журналисты беспомощно плавают, потому как нет четкой стилевой принадлежности и музыка интересна, видимо это и есть те туманные дали в которые стремиться современная музыка?
-
- джазофил
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
- Откуда: Смоленск- Россия
- Контактная информация:
сольная игра - это все-таки, в случае импрова, откровение, как для музыканта, так и для адекватного слушателя.Roman писал(а):И та, и другая. Всё зависит от конкретного случая и конкретного импровизатора. В коллективной импровизации можно запросто спрятаться за приготовленные модели, причём сделать это так, что мало кто заметит. Напротив, сольная игра может быть совершенно неподготовленной. Причём зачастую неожиданные вещи возникают в игре солиста на публике. Я нередко делаю открытия для самого себя, выступая в сольных концертах без подготовки.Владислав «vvb5p» писал(а):После небольшой беседы с Денисом родился следующий вопрос:
Какая игра наиболее полно отвечает цели спонтанной импровизации - соло или импровизация в группе?
камерным ансамблем - творческий ,доверительный обмен.
большим составом - создание полотна, где твоя краска может быть и фоном и акцентом
спрятаться конечно можно всегда, особенно легко в коллективе, но тогда какой смысл вообще играть эту музыку.
В этом импров жесток, если играешь чтобы спрятаться, то оно и видно, и грош тому цена.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Это утверждение Бейли вполне согласуется с его концепцией неидиоматики, которую сам Бейли определеил как "improvisation without memory". Но мне кажется, что никто не может запретить прослушать удачную импровизацию сколь угодно раз, если она записана. Я ведь не являюсь последователем Бейли - при всём уважении к его вкладу в развитие импровизационного искусства. У меня несколько иной взгляд на вещи.Владислав «vvb5p» писал(а):Роман, а как вы относитесь к фразе Derek BaileyПластинки с импровизационной музыкой должны прослушиваться только один раз, потом их можно выбрасывать
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
-
- джазофил
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
- Откуда: Смоленск- Россия
- Контактная информация:
крайне радикальный взгляд!Владислав «vvb5p» писал(а):Роман, а как вы относитесь к фразе Derek BaileyПластинки с импровизационной музыкой должны прослушиваться только один раз, потом их можно выбрасывать
очень снобистски. в духе раба идеи,
я не согласен, возможно он имел в виду свою только музыку,
в этом случае - возможно.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Понимаете, я как-то не подвожу обычно итоги года. У меня в памяти самым ярким пятном всегда остаются события недавнего времени - и хорошие, и плохие. Хороших, естественно, больше.Владислав «vvb5p» писал(а):Roman, а вы еще не подводили итоги уходящего года? Не хотите рассказать про самые значимые для вас события, концерты, может быть музыкальные откровения?
В принципе, этот год был для меня хорошим. Три зарубежных поездки - Латвия, США, Литва - плюс приличное количество концертов вне города (в Дубне и Питере), причём все концерты на редкость удачные. Плюс приличное количество публикаций в Джаз.Ру. Плюс к тому - практически завершил работу над учебником по импровизации для пианистов. Плюс исполнили мой струнный квартет - уже во второй раз. Открытия в области услышанного - трио Стефена Нахмановича Sixth Sense и Техасский импровизационный коллектив (оба состава я услышал на конференции ISIM в Денвере). Разочарований вроде бы не было, но есть сожаления, что до сих пор не выпущены три уже записанных и готовых к изданию альбома - Dots & Lines (второй альбом), дуэта с Алексеем Лапиным и концерта в Калифорнии - до сих пор не выпущены: на это пока просто нет денег. Будущие планы, как всегда, неясны - но это вполне нормально для моей жизни: всё всегда выясняется в последний момент.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация: