Роман Столяр

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Роман Столяр

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 21:46

Изображение
Биография:
Роман Столяр родился 6 декабря 1967 г. в Новосибирске, в семье инженеров. Первый опыт соприкосновения с музыкой получил в музыкальной школе, куда был определён родителями согласно моде 70х. После получения среднего образования поступил в Новосибирский электротехнический институт, однако под воздействием растущего интереса к джазу и музыкальному авангарду оставил обучение физике и в 1989 г. поступил на эстрадное отделение Новосибирского музыкального колледжа в класс Игоря Дмитриева. К этому времени участвует в различных джазовых составах, активно выступает в новосибирском кафе "Джаз-Форум". В 1990 г. совместно с барабанщиком Михаилом Вольфовичем основал дуэт новоджазовой музыки, к которому позднее присоединился саксофонист Андрей Турыгин. В таком составе в январе 1991 г. трио совершило гастрольную поездку на Гавайи в рамках советско-американского проекта "ALOHA". В том же году после досрочного окончания колледжа поступил на факультет композиции Новосибирской консерватории им. Глинки (класс Юрия Юкечева, впоследствии у него же закончил ассистентуру-стажировку в 1999г.). С этого периода совмещает деятельность концертирующего джазового музыканта и композитора, работающего в различных жанрах.

Как исполнитель и автор музыки Роман Столяр участвует в новоджазовых проектах "NEW GENERATION" (совместно с Владимиром Тимофеевым, Сергеем Беличенко и Дмитрием Аверченковым) и "ALTER EGO" (в дуэте с А. Турыгиным). Сотрудничал с ансамблями из Швейцарии ("KIELOOR ENTARTET", "DAY & TAXI") и Германии ("ALLOFONIKS"), Болгарии ("LOT LORIEN"), участвовал в проектах Анатолия Вапирова и Владимира Чекасина. В 2000г. совместно с вокалисткой Еленой Силантьевой основал дуэт "SHANTI", для которого написал вокальную сюиту "Песни времён года" и аранжировки английской и шотландской народной музыки. С 2002 года выступает также с импровизационным трио "TRIGRAFICA". Тесно сотрудничает с вокальным ансамблем Павла Шаромова (для него написаны три кантаты, "Месса-Апокриф" и также ряд аранжировок). Принимал участие в фестивалях BREAK XXI в Любляне (Словения, 1999), 4Jazz Fest в Лодзи (Польша, 2002), "Два дня и две ночи новой музыки" (1998) и "Искусство импровизации в современном мире" (1999 и 2001) в Одессе (Украина), в работе Конференции по интуитивной музыке в Рюдме (Дания) и совместном концерте её участников в Копенгагене (2001), в концерте Лондонского коллектива музыкантов (2002), в конференции "Музыка без границ" в Варне (Болгария, 2003), в фестивалях джазовой и современной музыки в городах России, Казахстана, Киргизии, Молдовы. Проводил мастер-классы по импровизации и современной композиции в консерваториях Кишинёва (Молдова, 1998) и Алма-Аты (Казахстан, 2001), в Норильском музыкальном училище, Казанском университете культуры и искусств (2007), учебно-методических центрах Красноярска и Томска (2007-2008).

Летом 2006 г. Американские Советы по культуре при Библиотеке Конгресса США оказали Роману Столяру честь участвовать в программе "Открытый Мир", в рамках которой он посетил конференцию Международной ассоциации джазовых педагогов и Международную джазовую школу Джейми Эберсольда в г. Луивилле (штат Кентакки). В апреле 2007 г. Роман был приглашён в Калифорнийский институт искусств, где проводил мастер-класс по коллективной импровизации, а 27 апреля состоялся его концерт, в котором также приняли участие ведущие калифорнийские импровизаторы - Сьюзен Аллен, Винни Голиа, Джин Кой, Николас Чейз и студенческие импровизационные коллективы. В декабре 2007 г. Роман Столяр совершил концертный тур совместно с канадской скрипачкой и альтисткой Таней Калманович по городам Сибири. В 2008 году в рамках фестиваля "Сибирские джазовые игрища" выступил совместно с трио Мартина Кюхена (Швеция - Норвегия).

Композиторский стиль Романа Столяра характеризуется стремлением к соединению компонированного и импровизационного в рамках одного сочинения (Концерт для джаз-оркестра, камерная кантата "Jabberwocky"), тяготение к полистилистике (кантата "The Gospel"). Некоторые композиций предполагают звучание электронной фонограммы одновременно с живыми исполнителями ("Песни времён года", CREDO RS, MISSA APOKRYPH) или являются чисто электронными (музыка к балету "Без Дон-Жуана", написанная для Театра современного танца Натальи Фиксель). В числе работ, сделанных для театра - два мюзикла, созданные по заказу театра-студии "SMILE", музыка к спектаклям "Игроки" (режиссёр Александр Галибин, Санкт-Петербург), "Маркиза де Сад" (режиссёр Игорь Лысов, Москва), "Бемби" (режиссёр Алексей Крикливый, Красноярск), "Али-Баба и сорок разбойников" (режиссёр Рамис Ибрагимов, Москва), "Свадьба Кречинского" (режиссёр Марина Глуховская, Москва), "Дама с камелиями" (режиссёр Алексей Крикливый), "Мотылёк" (режиссёр Анатолий Узденский), "Солдат и змея" (режиссёр Сергей Каргин), "Незнайка-Путешественник" (режиссёр Евгений Зимин).

С 1991 г. Роман Столяр преподаёт в Новосибирском музыкальном колледже, для которого разработал авторский курс "Теоретические основы джазовой импровизации". С 1992 г. является постоянным аккомпаниатором в ежегодной Летней школе современного танца, работал с педагогами Колином Коннором (США), Рэндаллом Скоттом (Голландия), Тобьёрном Стернбергом (Швеция), английскими хореографами Нельсоном Фернандесом, Кристин Картер, Верити Индж, Мариной Коллард и другими.

С сентября 2000г. Роман Столяр - музыкальный руководитель Новосибирского академического молодёжного театра "Глобус". Он является членом Союза композиторов России и Международной ассоциации джазовых школ, а также членом Консультативного совета Международного общества импровизационной музыки.

Музыка Романа Столяра издана на лейблах "Ermatell Records" (Новосибирск), "Electroshok Records" (Москва), "Intuitive Records" (Дания) и "Ayler Records" (Швеция).


Составы:
  • ALTER EGO
    SHANTI
    TRIGRAFICA
    DOTS & LINES
Дискография:
  • Илья Белоруков, Роман Столяр, Андрей Поповский, Александр Фунтиков - DOTS & LINES
    Ermatell Records JCD 059, 2007

    New Generation Quartet - DANCES
    Ayler Records aylDL 067, 2007

    Сьюзен Аллен - Роман Столяр - Сергей Беличенко - TRIALOG
    Ermatell Records JCD 057, 2006

    Роман Столяр - STRAIGHT AND STRANGE - СТРОГО И СТРАННО
    Ermatell Records JCD 049, 2003

    Роман Столяр - CREDO
    Electroshock Records ELCD 034, 2003

    Датская конференция по интуитивной музыке - SOUND SCAPES - ЗВУКОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ
    Ermatell Records JCD 042, 2002

    Джаз-ансамбль "Новое поколение" - ЖУРНАЛ ДЖАЗОВОЙ ИММУНОЛОГИИ
    Ermatell Records JCD 009, 1996
Скачать:
Фортепианный дуэт Алексей Лапин - Роман Столяр

Ссылки:
оффсайт
kroogi
myspace
imeem
betarecords

События:
12.12.2008 Роман Столяр и Илья Белоруков в Вильнюсе
Анонсы на форуме

Статьи, интервью:
Прочесть дальше... | +
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Вс ноя 30, 2008 15:06, всего редактировалось 4 раза.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 22:19

Вроде неплохо получилось
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Сб ноя 22, 2008 22:22

Мне тоже нравится :) Спасибо большое!
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вс ноя 23, 2008 01:07

Я бы ещё добавил, что Роман Столяр является одним из постоянных авторов журнала ДЖАЗ.РУ.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс ноя 23, 2008 10:34

Nikolai Shienok
а ведь вы правы
Roman
не могли бы вы помочь, дать ссылки на свои опубликованные статьи.

Кстати, у меня идея, не согласитесь ли вы поучаствовать в интервью джазово-авангардному форуму?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс ноя 23, 2008 10:42

PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вс ноя 23, 2008 10:49

Владислав «vvb5p» писал(а): не могли бы вы помочь, дать ссылки на свои опубликованные статьи.
Полный список статей здесь -
http://rstmusic.narod.ru/rev-rus.html
Владислав «vvb5p» писал(а): Кстати, у меня идея, не согласитесь ли вы поучаствовать в интервью джазово-авангардному форуму?
С удовольствием :)
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс ноя 23, 2008 12:03

Roman писал(а):Полный список статей здесь -
http://rstmusic.narod.ru/rev-rus.html
Ок, спасибо, отформатировал и вставил в текст.

Roman писал(а):
Владислав «vvb5p» писал(а): Кстати, у меня идея, не согласитесь ли вы поучаствовать в интервью джазово-авангардному форуму?
С удовольствием :)
Великолепно!
Предлагаю обозначить правила ведения интервью:
  • так как мы на форуме, то можем использовать все возможности форума и вести беседу будем в формате пост вопрос- пост ответ с использованием гиперссылок, видео и музыкальных иллюстраций.

    Раз уж мы в XXI веке, то предлагаю немного постмодернизировать устаревшую схему и задавать вопросы не только Роману и но и отвечать на вопросы Романа, полагаю, что вопросы музыканта и композитора слушателям будут не менее интересны читателям, и помогут показать чем живет музыкант, что его интересует - вам это интересно?

    Призываю отметиться в теме форумчанам готовым на этот эксперимент и обсудить стратегию.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вс ноя 23, 2008 20:08

Ой, только я не Stolar, а Stolyar :)
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс ноя 23, 2008 20:27

Roman писал(а):Ой, только я не Stolar, а Stolyar :)
извините, поправил
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт ноя 25, 2008 10:34

Roman
если вы не против, я для начала перепощу из вашего дневника последние записи, это будет неплохим началом:
Проклятые вопросы

В последнее время меня сильно расстраивает одно обстоятельство: будучи музыкантом, я мало слушаю музыки. Точнее говоря - мало что могу слушать. Часто, читая восторженные отзывы завсегдатаев музыкальных форумов, обращаюсь к интернетным анналам, чтобы восполнить пробел в своих знаниях - и в 90% случаев оказываюсь разочарован. Вот и недавнее победное шествие квартета МакФи - Кэмпбелла закончилось в моём сознании настоящей катастрофой: прослушав пару роликов этих музыкантов, я обнаружил, что эта музыка невероятно скучна. Незадолго до этого пытался слушать Мэтью Шиппа - опять разочарование: ужасно вторично, вдобавок пианист плохо владеет роялем. То же самое - Лео Смит, Уильям Паркер, Фароа Сандерс - всё не то: пусто, скучно, с массой повторов, а самое главное - ощущение какой-то бессмыслицы не покидает.

Пытаюсь разобраться, что происходит. Недостаточно нов музыкальный язык? Отчасти - да, но ведь и у Джона Тавенера - одного из любимых моих композиторов - приёмы весьма консервативны, но эту музыку можно слушать бесконечно, равно как и Гэвина Брайарса. Слишком много джаза? Вероятно, и это срабатывает - но ведь того же джаза предостаточно и у Боры Бергмана, которого открыл для себя совсем недавно, и у Пола Блея, которого никогда не устаю слушать (разве что когда он играет свинг - но со свингом я уже давно разделался в своих слушательских опытах). Проколы в области формы? Существенно, особенно для человека, прошедшего (слава педагогам!) неплохую композиторскую школу. Но тот же Сандерс пытается работать с формой - а попытки-то неубедительные. А вот Роско Митчелл - ещё одно недавнее открытие (и почему раньше его не заметил?) - убеждает стопроцентно...

Наверное, не близка та музыка, в которой нет ответа на вопрос "зачем?". Если ответ есть - пусть он не вербализуется - то музыка убедительна, если его нет - она становится обёрткой без конфетки, элементом декора - но не более того. Парадоксальное явление: музыка Кейджа, который всегда активно сторонился закрепления за музыкой каких-либо смыслов - оказывается во многом более убедительной, чем музыка Штокхаузена, заявившего в одном интервью: "В моей музыке нет ничего дьявольского, она всегда Божественна"... И Джеки Байярд, с лёгкостью творящий потрясающие сплавы множества стилей воедино, убедительней, чем тот же Шипп...

Хотя - существенна поправка: наверняка для кого-то всё, о чём написано выше, будет с точностью до наоборот. Неужели в таких вещах не существует ничего абсолютного? Но, возможно, в этом и прелесть?

Карнавал животных. Пианисты. Джаз.

Если бы мне вздумалось, подражая Сен-Сансу, писать нечто подобное его "Карнавалу животных", то джазовым пианистам в иерархии новоявленного карнавала пришлось бы отвести место никак не выше земноводных. Часто у меня складывается ощущение, что этот подвид и понятия не имеет о том, какую эволюцию претерпела фортепианная игра за последние лет двести. Будто не было Бетховена, Листа и Шопена, будто рояль так и остался инструментом, не способным к тонким звуковым градациям. Джазовому пианисту почти неведомы динамические оттенки - как правило, он использует меццо-пиано для баллады, для всего остального в его арсенале есть нечто между меццо-форте и форте, да ещё, пожалуй, фортиссимо для оглушительных кульминационных аккордов последнего квадрата соло. Неведомо ему и разнообразие туше - всё, от начала до конца, играется одним штрихом. Часто этот "один штрих" выбирается им раз и навсегда и эксплуатируется чуть ли не на протяжении всей творческой жизни. Более того - ряд джазовых пианистов собственно пианизмом и вовсе не владеет. Ладно ещё, когда корявость рук и негнутость пальцев компенсируется оригинальностью мышления, новаторством в плане использования гармонии и формы (Телониус Монк - ярчайший пример). Но когда этого нет, недостатки пианизма бросаются в глаза с оглушительной силой.

Откуда идёт подобное обращение с фортепиано, понять, в принципе, можно. На заре становления джаза большинство пианистов были самоучками, не прошедшими академическую фортепианную школу. Особенности использования фортепиано в раннем джазе - образец перекраивания изобретения одной культуры под нужды другой, подобно тому, как индийские музыканты обошлись с европейской скрипкой. Но если от индийской раги не приходится ждать каких-либо серьёзных изменений в ближайшие пять тысяч лет (традиционные музыкальные культуры предельно статичны и консервативны, в этом их прелесть), то эволюция джаза пролетела стремительно. И сейчас невозможно не удивляться тому факту, что, пройдя за восемьдесят лет путь, который академическая музыка прошла за четыреста, джаз так и не удосужился толком оглянуться назад и посмотреть, что же он оставил за своими плечами. И если развитие техники игры на духовых инструментах - безусловное достижение джаза, то с точки зрения использования фортепиано джазовая музыка представляет собой явный регресс.

"Опомнились"джазовые пианисты, похоже, только тогда, когда эволюция джаза в целом завершилась и он перешёл в область музицирования, граничащую с современной академической музыкой. И вот тут-то и нашлось место нюансам и градациям: а как же без них - импровизационная музыка более сложного композиционного плана, нежели джаз, требует существенного расширения выразительного ряда. Соответственно, и навыки требуются иные, чтобы реализовывать подобные задачи. Только есть одно существенное обстоятельство: эти новые задачи свели на нет множество черт собственно джаза. Играют ли, скажем, Бора Бергман или Сесил Тейлор джаз или нет? Если да, то попробуйте найти там регулярно встречающиеся джазовые идиомы - не говоря уже о том, что нет ни квадратности, ни септаккордовой гармонии... С другой стороны, применяй бы пианисты тот спектр возможностей фортепиано, который встречается в игре Бергмана или Тейлора (не говоря уже о том сверх-спектре, который встречается в игре Горовца или Гульда), в мэйнстриме, то с таким подходом они явно попали бы впросак: в традиционном джазе изысканной нюансировки от пианиста не требуется. Очень метко охарактеризовал место пианиста в мэйнстриме Фил ДеГрегг, преподаватель джазового фортепиано из Цинциннати: "Когда я играю, я всего лишь творю ритм"...

Это самое "творение ритма", честное выполнение обязанностей, предписанных рамками стиля, в существенной степени оправдывает шероховатости пианистической игры, если речь идёт о мэйнстриме. Но когда малотехничный пианист пытается играть свободную музыку, требующую самим своим естеством наличие не только серьёзного композиторского (или хотя бы слушательского), но и недюжинного исполнительского багажа, выглядит это нелепо и беспомощно. Закрывать на это глаза означает самому скатиться вниз по лестнице музыкальной эволюции и дать волю профанаторам подменять белое чёрным, а истинное - ложным.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Вт ноя 25, 2008 13:45

музыканты часто говорят, что они мало слушают. грустно это. я сейчас не представляю, чтобы я без музыки делал. я на работе ничего не слушаю, так у меня к вечеру ломка начинается.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вт ноя 25, 2008 15:16

Я тоже не представляю, что бы я делал без музыки. Просто её столько в моей жизни, что невольно приходится фильтровать. Фильтрация, впрочем, сама собой происходит - отбрасывается всё, что бесполезно, остаётся лишь самое главное, необходимое.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт ноя 25, 2008 15:56

Roman
вот собственно по поводу этих фильтров и хочется узнать подробнее, фильтруют-то все, а вот суть того что достигает сердце лежит в области сознания и личной истории (опыта). Я понимаю, что на первое место вы ставите форму:
Музыкальная форма, в широком философско-эстетическом смысле слова — комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной имманентной логикой, исторически развивающимися закономерностями. Существенную роль при этом играют национальные и социальные корни той культуры, на основе которой складываются нормы музыкального языка — важнейшего компонента формы в этом её понимании.

В узком смысле слова М. ф. — это композиционный план музыкального произведения, его строение. Хотя в каждом отдельном произведении они различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы музыкальных форм: например, период, простая и сложная двухчастная форма и трёхчастная форма, форма рондо, сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и структурная единица музыкальной формы — мотив, а её начальный целостный компонент — музыкальная тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях тип развития единственной темы) создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования. Это изложение тематического материала, его точное или видоизменённое (варьированное) повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы — повторения ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала. Принципы формообразования могут взаимодействовать: например, продолжающее развитие может сочетаться с вариантным, а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной темой и т. д.

Виднейший советский музыкальный учёный Б. В. Асафьев сформулировал положение о двух сторонах М. ф. Создаваясь во времени, она всегда представляет собой процесс, в ходе которого и появляются отдельные темы, осуществляется их развитие, сопоставление с др. темами и т. д. В этом заключается одна из сторон М. ф. — процессуальная. В итоге возникает определённая структура, которая состоит из ряда разделов, соответствующих отдельным этапам процесса формообразования. Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо второй стороны формы — «кристаллической». В течение многих десятилетий как в зарубежном, так и в русском теоретическом музыкознании изучалась только эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева «Музыкальная форма как процесс» (1930—47) советская теоретическая школа стала трактовать М. ф. в единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетическую идею музыкального произведения.
мне, как простому необразованному слушателю такие слова греют душу и смутно терзают, но не более. Может вы сможете рассказать, что такое форма современного музыкального произведения, как её вычленить из звуков?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
ivan_buratino
джазофил
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 15:30

Сообщение ivan_buratino » Вт ноя 25, 2008 18:25

Ха, я тоже задавал этот вопрос Роману.
Вот ведь как бывает: жил человек - сволочь сволочью, а помер - и посмотреть приятно.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт ноя 25, 2008 18:28

ivan_buratino
то есть интерес и есть и он не праздный, нам это жизненно необходимо: подломить ноги глиняному колосу нашего нонешнего мировоззрения.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Ср ноя 26, 2008 09:44

Я думаю, что само понятие музыкальной формы как нельзя лучше передано в той цитате, которую привёл Владислав. Только мне хотелось бы обратить внимание на окончание этой цитаты:
...процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетическую идею музыкального произведения.
Этот тезис кажется мне наиболее важным во всём приведённом отрывке. Музыкальная форма ценна не сама по себе - она является средством передачи определённой идеи, смысла, интерсубъективно считываемого слушателем. Деятельность композитора, таким образом, сводится к отбору выразительных средств, наиболее адекватных для передачи этого смысла (уровень элементов) и компоновку этих средств в последовательный ряд (уровень связей).

Вместе с тем, в современной музыке есть довольно сильная тенденция отказа от главенства смысла в музыке, концентрация на звуке или комбинации звуков как таковых. Однако даже в этом случае вопросы формообразования не обходятся стороной: более того, показательно, что композиторы, утверждавшие на словах такое отношение к музыке, на деле демонстрировали её посредством свои мировоззренческие концепции (достаточно вспомнить дзен-буддизм Кейджа или подход к музыке как к теоретической физике Милтона Бэббитта). И во всех случаях эти композиторы находили адекватный своим воззрениям музыкальный язык и выстраивали адекватную форму.

Музыкальная форма признаётся нами "плохой" или "хорошей" в зависимости от следующих обстоятельств: а) в какой степени она соответствует предложенному художественному замыслу и б) в какой степени она захватывает внимание слушателя и передаёт художественный замысел адекватно. В структурном отношении форма должна удовлетворять объективным законам построения музыкального материала; эти законы были сформулированы Асафьевым (точнее - заимствованы им из ранних музыковедческих трудов века, кажется, XVII) в очень ёмком виде так называемой "асафьевской триады" :

i - m - t

где i - initio — начальный импульс, m - motus — развитие, t – terminus – завершение. Эта триада проявляет себя на всех уровнях музыкального произведения - от тематического ядра до формы в целом. Сбалансированность формы, её логичность обеспечивается ещё одним правилом - формулой "золотого сечения", согласно которому кульминационная зона располагается примерно в точке, составляющей 0.618 от всего произведения. Композиторы (а тем более - импровизаторы), конечно, к таким подсчётам прибегают редко, однако восприятие наше устроено таким образом, что именно такого рода расположение кульминационной зоны обеспечивает музыкальному произведению наибольшую "воспринимаемость".

Хватит ли информации на первый раз?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср ноя 26, 2008 10:05

Roman писал(а):омпозиторы (а тем более - импровизаторы), конечно, к таким подсчётам прибегают редко, однако восприятие наше устроено таким образом, что именно такого рода расположение кульминационной зоны обеспечивает музыкальному произведению наибольшую "воспринимаемость".
Традиционные джазовые пьесы как раз содержат золотое сечение; уже начиная с формы блюза: кульминация находится в тактах 9-10 из 12-ти.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср ноя 26, 2008 10:22

Roman писал(а):а) в какой степени она соответствует предложенному художественному замыслу
а как можно узнать, соответствует ли результат поставленной цели, если не знать самой цели? ведь чаще всего замысел будет неизвестен.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Ср ноя 26, 2008 10:53

AlexMachen писал(а):
Roman писал(а):а) в какой степени она соответствует предложенному художественному замыслу
а как можно узнать, соответствует ли результат поставленной цели, если не знать самой цели? ведь чаще всего замысел будет неизвестен.
Если замысел неизвестен, то тогда приходится ограничиваться рассмотрением структурных особенностей. Но обычно несоответствия художественного плана опытному уху также слышны.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср ноя 26, 2008 11:01

Roman писал(а):
AlexMachen писал(а):Но обычно несоответствия художественного плана опытному уху также слышны.
а если существуют глубокие культурные различия. ведь большинство этнических музык с точки зрения европейской музыкальной науки убоги, но внутри определенной культуры они наполнены чуть ли не божественным смыслом.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Ср ноя 26, 2008 13:09

AlexMachen писал(а):
Roman писал(а):Но обычно несоответствия художественного плана опытному уху также слышны.
а если существуют глубокие культурные различия. ведь большинство этнических музык с точки зрения европейской музыкальной науки убоги, но внутри определенной культуры они наполнены чуть ли не божественным смыслом.
Это где такая музыкальная наука нашлась,которая в наше время считает музыку этнических культур убогой? :) В XVIII веке такая точка зрения ещё могла существовать, а в нынешние времена этномузыкознание всерьёз и с глубоким почтением изучает музыку традиционных культур.

Другой вопрос, что семантика этнической музыки может быть не прочтена представителями европейского этноса - точно так же, как и западноевропейская музыка вряд ли будет понятна и принята в полной мере представителями традиционных обществ. Но поразительно то, что общие законы построения музыкального материала работают и в этнической музыке - по крайней мере, в так называемых высокоразвитых этномузыкальных культурах (Индия, Китай, Арабский Восток), где каноны музицирования закреплены в письменных документах, где есть своя музыкальная теория и своя система нотации.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср ноя 26, 2008 13:27

Roman писал(а):... с глубоким почтением изучает музыку традиционных культур.
хотелось бы в это верить

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Ср ноя 26, 2008 13:35

AlexMachen писал(а):
Roman писал(а):... с глубоким почтением изучает музыку традиционных культур.
хотелось бы в это верить
Так оно и есть, поверьте. Я в консерватории изучал курс "Традиционная музыка", который читается до сих пор, и довольно серьёзно.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср ноя 26, 2008 13:56

я верю. но вот даже сам термин "академическая музыка" предполагает какое-то превосходство, научный подход, серьезность и т.п.
кстати, а блюз относят к традиционной музыке?

Ответить