Sun Ra

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Sun Ra

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 01:42

Изображение
Сан Ра (официальное имя Le Sony'r Ra, урожденный Herman "Sonny" Blount) (1914 - 1993) - американский композитор, бэнд-лидер, пианист, клавишник, поэт и философ. Работал в жанрах: свинг, ритм-энд-блюз, нео-свинг, фри-джаз. Один из первых разработчиков крупно-ансамблевой импровизации и импровизационного дирижирования.
Родился в Бирмингем штат Алабама. С детства играл на пианино, и с юношеских лет выступал в бирмингемских джазовых оркестрах. В это время больше всего увлекается музыкой Флетчера Хендерсона, снимает по радио и с пластинок аранжировки его композиций (некоторые из них исполнял на протяжении всей карьеры). В середине 30х Сан Ра получает классическое музыкальное образование и продолжает работать в Бирмингеме. В это же время начинает увлекаться египтологией, нумерологией, теософией.
В 46 года переезжает в Чикаго, где играет в клубах и пишет аранжировки в основном для ритм-энд-блюзовых артистов. Некоторое время работает пианистом и аранжировщиком в оркестре Флетчера Хендерсона. Сохранилась его первая запись с использовнием примитивного синтезатора Соловокс вместе со скрипачем Стаффом Смитом.
С начале 50х Сонни собирает комбо The Space Trio вместе с саксофонистом Пэтом Патриком (Pat Patrick), ставшее впоследствие костяком Аркестры. В это же время работает как аранжировщик в бэнде Рэда Сондерса, пишет песни и аранжировки для вокальных групп, которые издаются на его собственном лейбле Сатурн (некоторые из них позднее были изданы на двойном CD The Singles). Его игра в этот период – что-то среднее между Фэтсом Воллером, с одной стороны, и Бадом и Телониусом, с другой.
В 52 году официально меняет имя на Le Sony'r Ra, в своем иске он также указал, что является гражданином Сатурна. Около 55 года Сан Ра почти перестает заниматься работой с другими составами и концентрируется на своем собственном бэнде. Примерно в это же время к нему присоединяется знаковые для его музыки саксофонисты Джон Гилмор (John Gilmore) и Маршалл Аллэн (Marshall Allen). Музыка этого времени - в основном новаторские свинговые аранжировки, в том числе и с использованием электропиано. Также для музыки этого периода характерно минималистическое звучание и все более и более проявляющиеся африканские (египетские) мотивы с обильным применением ударных и перкуссий (в последствие каждый из членов Аркестры, кроме основного инструмента осваивал еще и ударные). Кроме музыки, написанной Сан Ра, исполняли также композиции музыкантов Аркестры тромбониста Джулиана Пристера (Julian Priester) и контрабасиста Ронни Бойкинса (Ronnie Boykins). Пластинки, записанные на Сатурне (обычно не самого лучшего качества), выпускались как синглы маленькими тиражами и продавались в основном на концертах. Первыми вышедшими LP были в 57 Supersonic Jazz и Jazz In Silhouette в 59, позднее были изданы работы этого периода на альбомах Angels And Demons At Play, The Nubians of Plutonia, Sound Sun Pleasure!! и Spaceship Lullaby. Выход Jazz In Silhouette прошел незамеченным. До его переиздания, а также переиздания неизданного ранее материала на Импульсе в 70х, музыка этого периода не была широко известна.
В 61 году после работы в Монреале, Сан Ра с костяком своей Аркестры (Гилмор, Аллэн, Бойкинс) перебирается в Нью-Йорк, где к нему присоединяются ранее отколовшиеся чикагские аркестранты, в том числе Пэт Патрик. С этого времени музыка Сан Ра стает более характерной. Добавляется больше электрических инструментов. Выступления становятся более театрализованными, костюмы, которые появились еще в чикагский период становятся ярче и эксцентричнее. К музыке добавляется пение с космическими куплетами. Саксофонисты Аркестры активно впитывают достижения нью-йоркских фри-джазовых музыкантов, что можно услышать на альбомах этого периода. Ударных и перкуссии становится еще больше, добавляются нехарактерные для джаза духовые инструменты гобой, фагот. Наиболее заметные альбомы этого периода Heliocentric Worlds, Nothing Is, Atlantis, The Magic City. Некоторые участники Аркестры подрабатывают как студийные музыканты. Их можно услышать на альбомах Джона Колтрейна, Поля Блея, Эндрю Хилла. Во время нью-йоркского периода через Аркестру прошли Фэрроу Сэндерс (Pharoah Sanders), Алан Силва (Alan Silva), Эдди Гейл (Eddie Gale), Клиффорд Джарвис (Clifford Jarvis).
В 68 году Сан Ра с Аркестрой перебирается в Филадельфию, где и базируется Аркестра до смерти Сан Ра. В этот период Аркестра много гастролирует, особенно по Европе. Музыка этого периода характеризуется меньшей экспериментальностью. Начиная с 80х годов добавляется больше блюза и свинга.
В это же время к Аркестре добавилась певица Джун Тайсон (June Tyson), которая на долгие годы стала характерным голосом Аркестры. Часто песни на свои же стихи часто исполнял и сам Сан Ра. Характерные альбомы: Space Is The Place, Astro-Black, Disco 3000, Discipline 99, Strange Celestial Roads.

Изображение

Видеоматериалы
  • Cry Of Jazz
    The Magic Sun
    Space Is The Place
    Joyful Noise
    Brother From Another Planet
Книги Интервью Дискографии
Sun Ra Discography: LPs, CDs, Issued Cassettes, and Singles
SUN RA'S DISCOGRAPHY
Последний раз редактировалось AlexMachen Сб ноя 22, 2008 17:59, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
Джейкоб
джазофил
Сообщения: 660
Зарегистрирован: Пн мар 10, 2008 18:14
Откуда: Бирмингтон

Сообщение Джейкоб » Сб ноя 22, 2008 04:44

Родился в Бирмингтоне <...> выступал в бирмингтонских джазовых оркестрах

Это откуда такое? :D
В музейних сховищах зацвіли експонати

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Сб ноя 22, 2008 09:43

Джейкоб писал(а):Родился в Бирмингтоне <...> выступал в бирмингтонских джазовых оркестрах

Это откуда такое? :D
Burlington in Birmingham :P
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 11:02

AlexMachen
красота, надо теперь добавить дискографию, а это длинный список :)
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 11:56

извиняюсь, на ночь глядя писал. и так кучу очепяток наделал. Бирмингэм исправил.
а как по сути? по моему суховато, но уже поздновато было переписывать, запостил, что написал.

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 11:59

Владислав «vvb5p»
полную дискографию?

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 12:00

AlexMachen
думаю да, только надо мод мне поставить, сворачивающий длинные списки
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 12:06

я могу просто ссылки дать на дискографии

Аватара пользователя
Джейкоб
джазофил
Сообщения: 660
Зарегистрирован: Пн мар 10, 2008 18:14
Откуда: Бирмингтон

Сообщение Джейкоб » Сб ноя 22, 2008 15:22

Полной дискографии не существует (пока). Те что есть в сети заметно устарели...

PS а "Heliocentic Centers Of The Universe" кто поправит? :P
Последний раз редактировалось Джейкоб Сб ноя 22, 2008 15:29, всего редактировалось 1 раз.
В музейних сховищах зацвіли експонати

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 15:27

Джейкоб
значит это коза ностра
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 16:00

Джейкоб
да, это я уже сморознул вообще что-то левое.

а дискографии скорее всего полной никогда не будет.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 17:24

AlexMachen писал(а):и в описании лучше дать немного больше информации для поисковика
это как?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб ноя 22, 2008 17:33

AlexMachen
ну вот - внимательно с кнопками исправить и цитировать, не путайте.

В описании топика лучше рассказать о чем он, это там, где сейчас next stop is Jupitor
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб ноя 22, 2008 17:51

ну, внимательности, если ее всю жизнь не было, где ж ей взяться. а эпиграф такой мне больше нравится, чем что-то конкретное.

Yurry
джазмен
Сообщения: 212
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2005 10:45
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Yurry » Пн ноя 24, 2008 15:45

Хороший топик, спасибо AlexMachen, давно пора :)
Может, кто поделиться своими впечатлениями от услышанного того или иного релиза.
Что касается меня, то я в основном слышал его записи, издававшиеся на Сатурне и переизданные на Evidence в виде компактов, но практически не имею представления о его сравнительно авангардных релизах, если только концерт в Берлине (диск, который выпустил Лео), может, кто порекомендует что-нибудь?

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пн ноя 24, 2008 16:17

Yurry
пожалуйста. будем понемногу заполнять и по артистам и по альбомам.
тут кое-что было.
самое авангардное это то, что выпускалось в 60х. в частности на ESP. Nothing Is, Mystic City, Heliocentric Worlds

Yurry
джазмен
Сообщения: 212
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2005 10:45
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Yurry » Пн ноя 24, 2008 16:32

AlexMachen писал(а):Yurry
пожалуйста. будем понемногу заполнять и по артистам и по альбомам.
тут кое-что было.
самое авангардное это то, что выпускалось в 60х. в частности на ESP. Nothing Is, Mystic City, Heliocentric Worlds
Да, спасибо, я знаю, что данный период авангардный но, сколько не принимался слушать его The Sun Myth(65?) не мог понять, что к чему….хотя,например тот же концерт в Берлине, но уже 80х, мне понравился.
...а Super-soniс Jazz, Visits Planet Earth и пр. конечно же хороши...

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Вт ноя 25, 2008 13:21

можете смело слушать 70е. там обычно музыка не очень тяжелая. например, Strange Celeatial Roads очень фанковый альбом

Yurry
джазмен
Сообщения: 212
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2005 10:45
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Yurry » Вт ноя 25, 2008 13:33

AlexMachen писал(а):можете смело слушать 70е. там обычно музыка не очень тяжелая. например, Strange Celeatial Roads очень фанковый альбом
спасибо, у меня по 70м как раз пробел, по-моему, целиком не слышал ни одного диска того периода

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пт дек 05, 2008 23:18

http://www.pointofdeparture.org/PoD20/PoD20FarCry.html
ретроспективный взгляд на Jazz in Silhouette

Аватара пользователя
Джейкоб
джазофил
Сообщения: 660
Зарегистрирован: Пн мар 10, 2008 18:14
Откуда: Бирмингтон

Сообщение Джейкоб » Чт дек 11, 2008 21:11

статья ваще-то совсем о другом ;)
В музейних сховищах зацвіли експонати

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пт дек 12, 2008 18:23

Джейкоб
я что говорил, что статья об альбоме Jazz in Silhouette? я написал "ретроспективный взгляд на...", и он там присутствует в контексте основной темы статьи.

Аватара пользователя
Джейкоб
джазофил
Сообщения: 660
Зарегистрирован: Пн мар 10, 2008 18:14
Откуда: Бирмингтон

Сообщение Джейкоб » Пт дек 12, 2008 19:25

А я ничего, в общем-то, не опровергал. Просто, наверно, не все же сходили по этой ссылке, чтобы узнать о наличии основной темы ;)

Про сам альбом там, кстати, мало что толком говорится. Брайан Мортон известен тем, что любит этот альбом - вот он его везде и вставляет. (это один из авторов Penguin Guide to Jazz). А основная тема статьи имхо заслуживает внимания, именно в связи с Сан Ра.
В музейних сховищах зацвіли експонати

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Пт дек 12, 2008 19:51

Джейкоб писал(а):А я ничего, в общем-то, не опровергал.
тю :? значит, не так понял

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Ср апр 01, 2009 13:58

от нечего делать начал переводить интервью Сан Ра журналу Wire

1. Performra
"When the worrld was in ignorance, in darkness and ignorance, alogn came Ra!"

Свет на сцене тускнеет, когда начинаются напевы. Группа копается в инструментах, их плащи и шлемы блестят при в полу-мраке, крошечные лампочки, повязанные на головах, вспыхивают красным и зеленым цветами. Труба начинает потустороннее завывание, из-за кулис церемониально появляется величественная фигура, окруженная извивающимися танцовщицами.
Фигура выглядит ослепительно в узком шлеме и широком воротнике из серебристой кольчуги, облегающих солнцезащитных очках, мантии, украшенной рисунками Сатурна и звезд, красных бархатных штанах, гольфах, вышитых блестящей нитью, и кроссовках Мефисто!
"У меня есть много имен," - начинает он. "Одни зовут меня мистер Ра. Другие зовут меня мистер Ри. Но ты можешь звать меня мистер Мистери".
Он закидывает руку и начинает группа начинает играть, дуя что есть мочи. Рука падает - полная тишина. Снова вверх - какофония. Вниз - тишина. Он разворачиваетя, кланяется, озорная усмешка появляется на лице и публика разражается аплодисментами.
Сан Ра снова в городе.
Несколько концертов Ра в 83 и 82 годах (первые в Британии за последние десять лет) позволили оценить его зрелищную космологию и не чуть не меньшую музыкальную составляющую. Выступление, каждое по три-четыре часа, предлагало магический экскурсию мистера Ра сквозь пространство и время, от истоков джаза до самых дальних краев мироздания. Энергичные биг-бендовые посвящения Дюку Эллингтону перемешивались с пронзительными свободными забегами и блюзовым пиано или сотрясающими землю синтезаторными соло самого Ра; танцоры вертелись в неимоверных костюмах; трубачи боролись на полу, не переставая играть; вся группа вела хоровод по сцене, хлопая и напевая космо-песню. "Hit the jive, Jack, put in the your pocket till I get back, ain't got time to shake your hand, going into space as fast as I can".
Прелюдия была забавной, но что действительно завораживало - так это музыка Ра. Его Аркестра не только может гордиться великими солистами как тенормен Джон Гилмор (партнер Ра на протяжение 30 лет), но она еще и превосходно вымуштрована. Прославленная любовь Ра к дисциплине уравновешивается его способностями лидера и аранжровщика. Почти лишь одними своими усилиями, он направил биг-бендовую музыку в космический век, возобновив дух традиций в контексте современной игры.
Он также один из самых радикальных новаторов в новом джазе; первопроходец синтезаторов и электронных клавишных, модальной музыки, обращения к Африке за вдохновением (оттуда напевания, речитативы, полиритмичская перкуссия и упор на ударные), исследования духовного потенциала музыки, возврата чувства собственного достоинства в черную музыку и культуру.
Музыка Ра не только предвосхищала в середине 50х годов творчество таких музыкантов как Айлер и Коулмен и через Джона Гилмора прямо оказала влияние на Джона Колтрейна, она просочилась во все аспекты популярной музыки, от Фанкаделик до Браяна Ино. Есть даже те, кто утверждают, что звездолет в Близких Контактах (Третего Вида - прим. мое) играл мелодию Ра! Его музыка охватывает и простирается за джазовую историю, ведя ее в неведомые галактики где "мы идем звездными дорогами от планеты к планете".

2. Первые сведения с планеты Сатурн
В день, когда я брал интервью у Сан Ра, он устроил прием на софе на пролете первого этажа в своем отеле в южном Лондоне. Пышная архитектура здания - поддельные мраморные колоны и фризы в романском стиле - выглядела довольно странной обстановкой для Человека Тайны, но когда я встретился с ним он выглядел абсолютно приземленно.
Он был одет в старый, свободный свитр, из-под которого выглядывала край рубашки и коричневые твиловые штаны. Он выглядел старым и уставшим и говорил очень мягко с широкой алабамской тянучестью, которую я едва успевал улавливать - в самом деле, для расшифровки с пленки - кошмар!
Я начал с того, что спросил его, какие именно звуковые качества впервые привлекли его в синтезаторах.
Ра ухмыльнулся как шаловливый мальчишка. "Я люблю все те звуки, которые огорчают людей. Они слишком самоуверенны, и некоторые из этих звуков дают им встряску. Им нужно проснуться, потому что это очень плохой мир и может быть они смогут с ним что-то сделать".
Вы думаете музыка может быть подтолкнуть людей к действию?
"Конечно, может," - кивает он уверенно. - "На этой планете есть уйма корыстного народа, использующая музыку и музыкантов, чтобы зарабатывать деньги. Но сейчас люди уже услышать столько, они уже пересытились звуком, и сейчас им нужно что-то, что они почувствуют. Потому что дух получает слишком мало питания, так я скажу. Дух говорит, как насчет меня, мне нужна красивая музыка. Я думаю, люди на этой планете морят голодом свое духовное я".
Но почему они это делают?
"Видите ли, многие страны придерживаются религиозной идеи сделать из человека праведный образ, и когда они приходят к такому превосходству праведности над остальными вещами, они вредят себе," - Ра печально качает головой. - "Они отрезают себя от человечности, а так как они не совершенны, они унижают и убивают человечность. Они - плохая музыка, а музыка - это универсальный язык, поэтому они истинно не-духовны. Они не могут занять вселенную духа. Но если мы будем двигаться дальше, и они увидят нас, они могут стать завистливыми настолько, что начнут делать что-то. Они могут и не хотеть, но они будут вынуждены.
Поэтому я делаю эту музыку. Я не делал этого раньше. Я издавал кое-какие вещи, но большинство того, что могло что-то делать, я придерживал, потому что я писал то не для людей, понимаете, я писал это для Бога. Я чувствовал, что у Бога есть что-то, что он не может применить где-либо еще, поэтому я сочинял это и играл только для Бога.
Я выдам пластину Music From The Private Library Of God, которая будет противоречивая, хотя бы даже из-за названия. Потом будет LP, A Fireside Chat With Lucifer, которая тоже противоречивая. Так что я думаю между Люцифером и Богом, я получу немного внимания".
Откуда взялось такое название A Fireside Chat With Lucifer?
Ра ухмыляется. "Ну, во-первых, я - музыкант, а говорят Люцифер был лучшим музыкантом на небесах, и мне нужно это учитывать. Я не против музыкантов, я не могу быть против них, потому что они часть братства музыкантов. Проповедник не пойдет против проповедника или политик против политика, так почему мне быть против Люцифера, если он музыкант?
Я смотрю на это с той точки зрения, что чтобы он не делал, это должно было быть красивым за гранью сравнения, и этого, насколько меня это касается, достаточно, чтобы откупить все его его грехи. Если он написал хотя бы одну красивую композицию или песню - этого достаточно. Это больше, чем то, что делают люди на этой планете. Ни у кого на этой планете нет права говорить, что Люцифер поступил плохо. С тем, как плохо поступают они, они должны молчать, "потому что горшок не может судить о чайнике".

Ответить