Сан Ра (официальное имя Le Sony'r Ra, урожденный Herman "Sonny" Blount) (1914 - 1993) - американский композитор, бэнд-лидер, пианист, клавишник, поэт и философ. Работал в жанрах: свинг, ритм-энд-блюз, нео-свинг, фри-джаз. Один из первых разработчиков крупно-ансамблевой импровизации и импровизационного дирижирования.
Родился в Бирмингем штат Алабама. С детства играл на пианино, и с юношеских лет выступал в бирмингемских джазовых оркестрах. В это время больше всего увлекается музыкой Флетчера Хендерсона, снимает по радио и с пластинок аранжировки его композиций (некоторые из них исполнял на протяжении всей карьеры). В середине 30х Сан Ра получает классическое музыкальное образование и продолжает работать в Бирмингеме. В это же время начинает увлекаться египтологией, нумерологией, теософией.
В 46 года переезжает в Чикаго, где играет в клубах и пишет аранжировки в основном для ритм-энд-блюзовых артистов. Некоторое время работает пианистом и аранжировщиком в оркестре Флетчера Хендерсона. Сохранилась его первая запись с использовнием примитивного синтезатора Соловокс вместе со скрипачем Стаффом Смитом.
С начале 50х Сонни собирает комбо The Space Trio вместе с саксофонистом Пэтом Патриком (Pat Patrick), ставшее впоследствие костяком Аркестры. В это же время работает как аранжировщик в бэнде Рэда Сондерса, пишет песни и аранжировки для вокальных групп, которые издаются на его собственном лейбле Сатурн (некоторые из них позднее были изданы на двойном CD The Singles). Его игра в этот период – что-то среднее между Фэтсом Воллером, с одной стороны, и Бадом и Телониусом, с другой.
В 52 году официально меняет имя на Le Sony'r Ra, в своем иске он также указал, что является гражданином Сатурна. Около 55 года Сан Ра почти перестает заниматься работой с другими составами и концентрируется на своем собственном бэнде. Примерно в это же время к нему присоединяется знаковые для его музыки саксофонисты Джон Гилмор (John Gilmore) и Маршалл Аллэн (Marshall Allen). Музыка этого времени - в основном новаторские свинговые аранжировки, в том числе и с использованием электропиано. Также для музыки этого периода характерно минималистическое звучание и все более и более проявляющиеся африканские (египетские) мотивы с обильным применением ударных и перкуссий (в последствие каждый из членов Аркестры, кроме основного инструмента осваивал еще и ударные). Кроме музыки, написанной Сан Ра, исполняли также композиции музыкантов Аркестры тромбониста Джулиана Пристера (Julian Priester) и контрабасиста Ронни Бойкинса (Ronnie Boykins). Пластинки, записанные на Сатурне (обычно не самого лучшего качества), выпускались как синглы маленькими тиражами и продавались в основном на концертах. Первыми вышедшими LP были в 57 Supersonic Jazz и Jazz In Silhouette в 59, позднее были изданы работы этого периода на альбомах Angels And Demons At Play, The Nubians of Plutonia, Sound Sun Pleasure!! и Spaceship Lullaby. Выход Jazz In Silhouette прошел незамеченным. До его переиздания, а также переиздания неизданного ранее материала на Импульсе в 70х, музыка этого периода не была широко известна.
В 61 году после работы в Монреале, Сан Ра с костяком своей Аркестры (Гилмор, Аллэн, Бойкинс) перебирается в Нью-Йорк, где к нему присоединяются ранее отколовшиеся чикагские аркестранты, в том числе Пэт Патрик. С этого времени музыка Сан Ра стает более характерной. Добавляется больше электрических инструментов. Выступления становятся более театрализованными, костюмы, которые появились еще в чикагский период становятся ярче и эксцентричнее. К музыке добавляется пение с космическими куплетами. Саксофонисты Аркестры активно впитывают достижения нью-йоркских фри-джазовых музыкантов, что можно услышать на альбомах этого периода. Ударных и перкуссии становится еще больше, добавляются нехарактерные для джаза духовые инструменты гобой, фагот. Наиболее заметные альбомы этого периода Heliocentric Worlds, Nothing Is, Atlantis, The Magic City. Некоторые участники Аркестры подрабатывают как студийные музыканты. Их можно услышать на альбомах Джона Колтрейна, Поля Блея, Эндрю Хилла. Во время нью-йоркского периода через Аркестру прошли Фэрроу Сэндерс (Pharoah Sanders), Алан Силва (Alan Silva), Эдди Гейл (Eddie Gale), Клиффорд Джарвис (Clifford Jarvis).
В 68 году Сан Ра с Аркестрой перебирается в Филадельфию, где и базируется Аркестра до смерти Сан Ра. В этот период Аркестра много гастролирует, особенно по Европе. Музыка этого периода характеризуется меньшей экспериментальностью. Начиная с 80х годов добавляется больше блюза и свинга.
В это же время к Аркестре добавилась певица Джун Тайсон (June Tyson), которая на долгие годы стала характерным голосом Аркестры. Часто песни на свои же стихи часто исполнял и сам Сан Ра. Характерные альбомы: Space Is The Place, Astro-Black, Disco 3000, Discipline 99, Strange Celestial Roads.
Видеоматериалы
- Cry Of Jazz
The Magic Sun
Space Is The Place
Joyful Noise
Brother From Another Planet
- John Szwed. Space Is The Place: The Lives And Times Of Sun Ra
John Corbett. The Wisdom Of Sun Ra: Sun Ra's Polemical Broadsheets and Streetcorner Leaflets.
Sun Ra: Collected Works Vol. 1 - Immeasurable Equation
David A. Martinelli. The Cosmic-Myth Equations of Sun Ra
- Interview with Sun Ra Conducted by Jennifer Rycenga
An Interview with Sun Ra (1990) Sun Ra, Francis Davis (audio)
A FIRESIDE CHAT WITH MARSHALL ALLEN
Sun Ra Discography: LPs, CDs, Issued Cassettes, and Singles
SUN RA'S DISCOGRAPHY