Free-Jazz
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Free-Jazz
Предлагаю поговорить о фри-джазе.
В качестве прелюдии немного истории:
После того как широкие массы джазмэнов освоили вершины би-бопа и начали вполне успешно им подторговывать, после рождения хардбопа и академического третьего течения, когда, казалось, более джазу ничего не свершить, годах в 50-х начали пробиваться ростки совершенно новой музыки, той, что в 1960-м дядька Ornette Coleman назовет – Free-Jazz.
Одним из прародителей Free-Jazz называют пианиста Lennie Tristano, который еще в 1949 году сыграл нечто похожее. Основную роль в становлении движения сыграли Sun Ra (вообще то его композиции не были той самой свободной импровизацией, но звучали страшно :) ), Charlie Mingus, Paul Bley, Eric Dolphy ну и конечно John Coltrane.
Многие возмущались: «какой, нафиг, может быть free джаз, если сам джаз уже free?»
Тут следует заметить что и сам джаз зиждется на жестких структурах (ритмических и гармонических) и собственно ранний американский Free-Jazz пользовался теми же инструментами но отличался либо полным отсутствием композиционных заготовок либо лишь общими намеками на оные. В Free-Jazz была выражена в полной мере идея импровизации,(мало того она стояла во главе угла для «фриджазмена»). Я могу себе представить, как пьянила эта возможность свободной импровизации музыкантов: Charlie Haden рассказывал о своём знакомстве с Колмэном, о том как он пришел к Орнету в дом и увидел разбросанные повсюду листки с нотами. Колмэн поднял один и предложил попробовать сыграть вот эту тему, и они начали играть и так их перло, что они играли несколько дней подряд, лишь изредка прерываясь!
Свобода! – прям с плеча рубанули, радикально до основания! Это отвечало и политической ситуации, черные братья уже не хотели мирится с притеснениями и назревала революционная ситуация, и многие джазмэны, в основном деятели Free-Jazz яро боролись против расизма своей музыкой. Тот же Колтрейн вроде и не был ярым революционером, но по собственному признанию присутствовал на одном из выступлений Malcolm X, а позднее ввел кучу афро-финтифлюшек в свою музыку и собирался посетить черный континент, но не успел :) .
Тему начал потому как хочу наиболее полно определить Free-Jazz (и по-русски) потому жду от Вас дополнений, замечаний и интересных фактов.
В качестве прелюдии немного истории:
После того как широкие массы джазмэнов освоили вершины би-бопа и начали вполне успешно им подторговывать, после рождения хардбопа и академического третьего течения, когда, казалось, более джазу ничего не свершить, годах в 50-х начали пробиваться ростки совершенно новой музыки, той, что в 1960-м дядька Ornette Coleman назовет – Free-Jazz.
Одним из прародителей Free-Jazz называют пианиста Lennie Tristano, который еще в 1949 году сыграл нечто похожее. Основную роль в становлении движения сыграли Sun Ra (вообще то его композиции не были той самой свободной импровизацией, но звучали страшно :) ), Charlie Mingus, Paul Bley, Eric Dolphy ну и конечно John Coltrane.
Многие возмущались: «какой, нафиг, может быть free джаз, если сам джаз уже free?»
Тут следует заметить что и сам джаз зиждется на жестких структурах (ритмических и гармонических) и собственно ранний американский Free-Jazz пользовался теми же инструментами но отличался либо полным отсутствием композиционных заготовок либо лишь общими намеками на оные. В Free-Jazz была выражена в полной мере идея импровизации,(мало того она стояла во главе угла для «фриджазмена»). Я могу себе представить, как пьянила эта возможность свободной импровизации музыкантов: Charlie Haden рассказывал о своём знакомстве с Колмэном, о том как он пришел к Орнету в дом и увидел разбросанные повсюду листки с нотами. Колмэн поднял один и предложил попробовать сыграть вот эту тему, и они начали играть и так их перло, что они играли несколько дней подряд, лишь изредка прерываясь!
Свобода! – прям с плеча рубанули, радикально до основания! Это отвечало и политической ситуации, черные братья уже не хотели мирится с притеснениями и назревала революционная ситуация, и многие джазмэны, в основном деятели Free-Jazz яро боролись против расизма своей музыкой. Тот же Колтрейн вроде и не был ярым революционером, но по собственному признанию присутствовал на одном из выступлений Malcolm X, а позднее ввел кучу афро-финтифлюшек в свою музыку и собирался посетить черный континент, но не успел :) .
Тему начал потому как хочу наиболее полно определить Free-Jazz (и по-русски) потому жду от Вас дополнений, замечаний и интересных фактов.
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Вт мар 20, 2007 16:54, всего редактировалось 1 раз.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Пришли мне еще пару альбомчиков от "папы" - Орнетта Колмена. И вот что хочу сказать, получается так что крестный отец Фри джаза обратился к оному лишь в парочке альбомов в шестидесятые, в момент зарождения. В последствии Орнетт довольно быстро перешел на рельсы фри-фанка, который мало чего общего имеет с фри-джазом. Вот вопрос нет ни у кого информации про хармолодику (или может по-русски гармелодику ) и еще слушал ли кто развернуто период 60-70-е, как Орнетт так быстро отошел от фри-джазовой философии?
Попался мне тут недавно колмановский Body Meta 1976 года — стало понятно, о чем ты говоришь Действительно, фанк какой-то: вон, и Жамаладин Такума на басу.
Но есть у меня и Soapsuds 1978 — так там, по-моему, фанком и не пахнет. Вполне себе фри-джаз, не такой, конечно, энергичный, как записи первой половины 60-х, такой слегка вьялый... Но точно не фанк
Так что не все так однозначно. А про какие альбомы 70-х ты говорил?
Но есть у меня и Soapsuds 1978 — так там, по-моему, фанком и не пахнет. Вполне себе фри-джаз, не такой, конечно, энергичный, как записи первой половины 60-х, такой слегка вьялый... Но точно не фанк
Так что не все так однозначно. А про какие альбомы 70-х ты говорил?
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Я слушал Beauty Is A Rare Thing - это записи на Атлантике Колмановские, потом 65 выступление в Golden Circle, а затем уже Body Meta? вот и заинтересовало меня в какой момент произошло это чудесное превращение.
Но замечу, что после неоднократного прослушивания я втянулся в это Free-Funk и понял, что идея не была потеряна, а нашла свое дальнейшее воплощение. Воплощение это выразилось в большей воздушности и приобретения в свой багаж оптимизма и радости, коей не хватает у многих радикальных авангардистов. Еще интересна идея - нафига отказываться от ритма? ведь это сознательное ограничение! И опа!- запросто включается ритм, но он не так прост как скажем у Брауна, он сохраняет пульсации и "шаманские" энергии но при этом расширяет свои возможности за счет наложения свободных ответвлений (находящихся в общей канве - как так происходит не совсем понятно, но видимо животное чувство ритма у негров в крови и никуда они от него не уходят, скорее танцуют рядом).
Вобщем - замечателен этот фри-фанк! теперь хочу попробовать заново пересмотреть творчество Стива Колмана и осознать куда от фри-фанка двинулся m-base.
А мелодия Theme from a Symphony из Dancing in Your Head по сейчас играет в моей голове, пожалуй вместе с танцующим в ней Орнеттом
Но замечу, что после неоднократного прослушивания я втянулся в это Free-Funk и понял, что идея не была потеряна, а нашла свое дальнейшее воплощение. Воплощение это выразилось в большей воздушности и приобретения в свой багаж оптимизма и радости, коей не хватает у многих радикальных авангардистов. Еще интересна идея - нафига отказываться от ритма? ведь это сознательное ограничение! И опа!- запросто включается ритм, но он не так прост как скажем у Брауна, он сохраняет пульсации и "шаманские" энергии но при этом расширяет свои возможности за счет наложения свободных ответвлений (находящихся в общей канве - как так происходит не совсем понятно, но видимо животное чувство ритма у негров в крови и никуда они от него не уходят, скорее танцуют рядом).
Вобщем - замечателен этот фри-фанк! теперь хочу попробовать заново пересмотреть творчество Стива Колмана и осознать куда от фри-фанка двинулся m-base.
А мелодия Theme from a Symphony из Dancing in Your Head по сейчас играет в моей голове, пожалуй вместе с танцующим в ней Орнеттом
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Чт сен 22, 2005 19:40, всего редактировалось 1 раз.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Ха-ха, вот это мне очень понравилосьvvb5p писал(а):видимо животное чувство ритма у негров в крови и никуда они от него не уходят, скорее танцуют рядом
Дык, кто же спорит, надо! Я-то слушал всего штук шесть его пластинок (если посчитать еще и SongX, то семь), соответственно о творчестве его имею представление достаточно поверхностное. Больше всего нравится первая половина 60-х. Любопытно было бы послушать те записи, где он играет на скрипке, но что-то не попадались...vvb5p писал(а):согласен с bemsha - надо лучше знать творчество
Орнетта!
А что вообще у Орнетта стоит послушать в первую очередь? Все равно, фанкового или акустического...
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Как по мне так до Free-Jazz не очень интересно, а вот сам Free-Jazz великолепен (хотя если прислушаться они всё же играют всё тот же Колмановский пост-боп только в двух каналах и после, скажем тот же "At The Golden Circle", ну о фри-фанковых альбомах ты имеешь представление, наиболее интересен "Dancing In Your Head" пожалуй, ну и дальнейшее развитие в "Tone Dialing" тот же фри-фанк, но несколько модернизированный ритм, эдакий "Хармолодик-Хоп", фри-джазз нового периода слышал только один альбом - OST "Naked Lunch".
Вот интересна еще параллельная линия "оптимистичного" фри джаза - Альберт Айлер. Я пока слышал только один альбом "Lorrah, Paris" и интерпретации (к примеру Рибо, но он менее интересен оказался чем оригинал) и я очутился по уши в восторге от этого дядьки несмотря на то, что говорят не существует адекватной записи Айлера - мол его звук был совершенно не передаваем!
Вот интересна еще параллельная линия "оптимистичного" фри джаза - Альберт Айлер. Я пока слышал только один альбом "Lorrah, Paris" и интерпретации (к примеру Рибо, но он менее интересен оказался чем оригинал) и я очутился по уши в восторге от этого дядьки несмотря на то, что говорят не существует адекватной записи Айлера - мол его звук был совершенно не передаваем!
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Вот эта фраза мсье Зорна породила некторый взрыв эмоций:
John Zorn писал(а):Фри-джаз - не авангард, это музыка сорокалетней давности! В 60-е, когда мне было 16-17 лет, фри-джаз был остро актуален, а диксиленд был музыкой сорокалетней давности. И тех, кто слушали диксиленд, мы называли moldy figs (заплесневелыми фигами, т.е. старыми перечницами - КМ.). А теперь музыка сорокалетней давности - это фри-джаз. И те, кто им занимается - заплесневелые фиги! Разве это - новая музыка?
А каких эмоций? Отрицательных?=)
Зорн прав абсолютно. Не новая это музыка. Может и нет вообще фри-джаза уже. Время другое совсем уже все стали свободными от всего, видимо, поэтому играть фри... это уже нечто совсем иное. Может просто тот же Зорн понял, что Фри - это внутреннее состояние, а не музыкальная форма?
Зорн прав абсолютно. Не новая это музыка. Может и нет вообще фри-джаза уже. Время другое совсем уже все стали свободными от всего, видимо, поэтому играть фри... это уже нечто совсем иное. Может просто тот же Зорн понял, что Фри - это внутреннее состояние, а не музыкальная форма?
Слишком линейные у него рассуждения. Хочется заметить, что слушать и играть - все же есть разница. Может быть, играть классический фриджаз в чистом виде сейчас никто не станет (хотя "переосмыслением" некоторые вовсю занимаются), а слушать так очень даже по кайфу порою - как, кстати и диксиленд. Это все равно что не слушать, скажем, Моцарта на том лишь основании, что будь его музыка написана в наши дни, она выглядела бы безнадежно архаичной... Пьер Менар, короче, автор "Дон Кихота". Вечная проблема...
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
Очень люблю Орнетта и прослушал в своё время почти вcе студийные альбомы. Соглашусь с bemsha, никогда и никуда Орнетт из фри джаза не уходил. Просто время от времени осваивал новые территории. Конечно поздние составы с двумя гитаристами и барабанщиками довольно своеобразны. Но один из последних альбомов "Colours" очень даже фри.
Фраза Зорна, согласен - абсолютно прямолинейна, как и все его творчество ...а фри джаз, как и none-ideomatic improvisation - это чистая музыка, исходящая изнутри субъекта музицирования..и такие разговоры, что это устарело и тд - полный бред...у меня такое ощущение, что уже сам Зорн устарел и устарели его потуги во всех стилях и направлениях...уже просто скучно
извиняюсь также за прямолинейность собственного высказывания, но уж слишком взбесила эта фраза
извиняюсь также за прямолинейность собственного высказывания, но уж слишком взбесила эта фраза
"фри джаз, как и none-ideomatic improvisation - это чистая музыка, исходящая изнутри субъекта музицирования"
Вот такие рассуждения тоже кажутся полным бредом, хватит барбанизмом заниматься уже. ЛЮБАЯ хорошая и честная музыка должна исходить и исходит из объекта музицирования - к стилю и форме это никакого отношения не имеет. Апологеты, блин, никак не могут успокоиться и всё защищают и защищают этот фри-джаз. Не нуждается он в защите! Помимо всего прочего, высказывание Зорна можно по-разному истолковать: если это относится к современным, новым музыкантам, пытающимся играть фри, тов каком-то смысле их можно назвать "заплесневелыми фигами", как и музыкантов старой школы, впрочем. Но тогда 99 процентов музыкантов современности - фиги, так нового уже давненько не делается, это известное дело. Высказывание попахивает самодовольтвом, но я вижу в нем, по большей частью, лишь утверждение о том, что ЭТО НЕ НОВАЯ музыка - и этот факт очевиден (кто скажет, что она новая-то?). А вот это перетирание фри-джаза и такие вопросы журналистов тому же Зорну похожи на то, что до тугодумов, которые нихрена не поняли в 60-70, наконец-то доходит, что к чему было; они опомнились и стали всех доставать своими вопросами. Те кто воткнул, может быть, "уже далеко, их не догнать, уже не догнать"
Вот такие рассуждения тоже кажутся полным бредом, хватит барбанизмом заниматься уже. ЛЮБАЯ хорошая и честная музыка должна исходить и исходит из объекта музицирования - к стилю и форме это никакого отношения не имеет. Апологеты, блин, никак не могут успокоиться и всё защищают и защищают этот фри-джаз. Не нуждается он в защите! Помимо всего прочего, высказывание Зорна можно по-разному истолковать: если это относится к современным, новым музыкантам, пытающимся играть фри, тов каком-то смысле их можно назвать "заплесневелыми фигами", как и музыкантов старой школы, впрочем. Но тогда 99 процентов музыкантов современности - фиги, так нового уже давненько не делается, это известное дело. Высказывание попахивает самодовольтвом, но я вижу в нем, по большей частью, лишь утверждение о том, что ЭТО НЕ НОВАЯ музыка - и этот факт очевиден (кто скажет, что она новая-то?). А вот это перетирание фри-джаза и такие вопросы журналистов тому же Зорну похожи на то, что до тугодумов, которые нихрена не поняли в 60-70, наконец-то доходит, что к чему было; они опомнились и стали всех доставать своими вопросами. Те кто воткнул, может быть, "уже далеко, их не догнать, уже не догнать"
Очень правильную тему открыли. Давно пора. Вот только что нашёл в LiveJournal переводные статьи с разборами полётов Орнетта Коулмена
Первая часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /4791.html
Вторая часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5077.html
Третья часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5331.html
Окончание - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5537.html
Первая часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /4791.html
Вторая часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5077.html
Третья часть - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5331.html
Окончание - http://community.livejournal.com/the_fl ... /5537.html
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
Сам Зорн где то писал, что Коулман оказал очень сильное влияние на него. Это отразилось и на выборе инструмента. И манера игры иногда очень похожа. Так что некрасиво так говорить о своём учителе. Хотелось бы узнать, что сам Зорн понимает сейчас под новой музыкой. Уж не его ли собственные альбомы - Mysterium или Magick.
Слушать их - довольно скучное времяпровождение! К тому же Шнитке или Губайдулина справлялись намного лучше него с такой музыкой.
Слушать их - довольно скучное времяпровождение! К тому же Шнитке или Губайдулина справлялись намного лучше него с такой музыкой.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
да это я уже понял, просто прослушаная мной выборка создавала другое впечатление, сейчас соглашусь с тем, что ошибалсяkaraboujan писал(а):никогда и никуда Орнетт из фри джаза не уходил. Просто время от времени осваивал новые территории
я ни в коей мере не принижаю заслуги этих артистов, Музыкантов (обратите внимание на большую букву, это от бездны уважения), но...но - они классика, они история джаза, они разработали фри вдоль и поперек, они золотая эра фри-джаза, но теперь другое время, возможно когда нибудь будет серебряный век фри, но не теперь. Разработки фри теперь всё равно что работы в области арифметики, там всё известно. Насколько радикальными могут быть работы в области арифметики? )bemsha писал(а):переслушивая пластинки Айлера, Шеппа, Орнетта, Чикагцев того периода
bemsha писал(а):фри джаз, как и none-ideomatic improvisation - это чистая музыка, исходящая изнутри субъекта музицирования.
согласен с Pitcher,Pitcher писал(а):ЛЮБАЯ хорошая и честная музыка должна исходить и исходит из объекта музицирования - к стилю и форме это никакого отношения не имеет.
2bemsha рекомендую прочесть топик про импро, там есть размышления на тему различия фри джаз и none-ideomatic improvisation, в один котелок их сваливать не стоит! про НИИ я ничего не говорил, по моему это до сих пор одна из самых экстремальных областей музыки.
постмодернизьм в котором он действует и есть новая музыка (относительно новая) смешения стилей рождающие новые формы, открывающие необычные стороны старых стилей, пока новее я ничего не слышал. И вообще что может быть новее постмодернизма нам пока неизвестно, потому как всеобъемлющее определение.karaboujan писал(а):что сам Зорн понимает сейчас под новой музыкой
да они довольно скушны и больше похожи на мемориалы академическому авангарду XX века.Mysterium или Magick
- karaboujan
- джазмен
- Сообщения: 355
- Зарегистрирован: Вс янв 29, 2006 16:45
- Откуда: Москва
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация: