Музыканты об Эрике Долфи

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Музыканты об Эрике Долфи

Сообщение Nikolai Shienok » Вс мар 26, 2006 15:45

Летом 2004 года, когда минуло 40 лет со дня смерти Эрика Долфи, французский журнал Jazz Magazine опубликовал, помимо прочих материалов о нём, воспоминания и высказывания известных музыкантов. Возможно, они покажутся вам интересными… и станут поводом еще раз вспомнить и послушать этого замечательного музыканта.


Петер Брётцманн (саксофонист и кларнетист):

В 1964 году мы организовали концерт Мингуса с Долфи в Вуппертале –его запись впоследствии была выпущена фирмой Enja. После концерта мы пригласили музыкантов в ресторан. Мингус быстро напился, и его пришлось отвезти в отель. Мне посчастливилось сидеть за одним столом с Джеки Баярдом (он просто душа компании) и Долфи. Я запомнил Долфи как очень воспитанного, умного, дружелюбного и немного одинокого человека. Для меня, молодого неопытного балбеса, этот вечер стал чем-то особенным. Фантастическое ощущение – просто сидеть и слушать, что он говорит. Весь вечер он пил воду с мёдом, хотя сахар был для него смертельно опасен. Это был самый конец гастролей с Мингусом, и на следующий день он уехал в Хильверсум, пригород Амстердама, чтобы сделать запись с Ханом Беннинком и Мишей Менгельбергом… Потом - в Берлин, где у него была квартира прямо над залом для выступлений, в которой он имел возможность скрыться от всех и побыть в одиночестве. Там он и умер, незаметно для всех…

Когда я только начал играть, буквально все надо мной смеялись, и только несколько американцев поддержали меня: «Давай, парень, продолжай в том же духе…» Это были Стив Лэйси, Дон Черри, Эрик Долфи и Ли Кониц.

Продолжение следует…
Последний раз редактировалось Nikolai Shienok Вт янв 23, 2007 15:52, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вс мар 26, 2006 20:28

Хан Беннинк (ударные)

Совсем юным я выступал трио Пима Якобса и певицы Риты Рейс. Они приглашали многих американцев: Джонни Гриффина, Лео Райта, Барни Уилена, Ли Конитца, Дона Байеса, Бена Уэбстера, Сонни Роллинса… Когда приехал Эрик Долфи, то предложили играть с ним Мише Менгельбергу, потому что Пим Якобс не жаловал такую музыку… В 1964 году я как раз закончил учебу в академии изящных искусств и обожал Долфи и Орнетта Коулмена. Только-только приехав из аэропорта, Эрик сразу же отправился с нами на репетицию. Большинство американцев всегда играли одни и те же стандарты, ну и мы сыграли On Green Dolphin Street. Однако на следующий день Эрик сказал нам, что предпочел бы играть свои собственные вещи. Я запомнил его как очень спонтанного музыканта, и еще то, что он всегда клал в свой чай очень много мёда – он и не знал о своем диабете… Когда я получил сообщение от него с предложением играть вместе в клубе «Монмартр» в Копенгагене, я был так взволнован, что поспешил рассказать об этом своей жене, от которой и узнал весть о его смерти… Он был одним из самых порядочных людей, которых я встречал в своей жизни…

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вс мар 26, 2006 21:07

Матс Густафссон (саксофонист)

Если рассматривать тот короткий отрезок времени, когда он был творчески активен, то очень немногие джазовые музыканты разработали такой точный и уникальный язык, с такой ритмически продвинутой фразировкой. А такой манерой использовать октавы и перескакивать в нижний и верхний регистры, да с ритмически сложным рисунком, не обладал никто. Эрик Долфи опередил свое время… О нем не забыли, но если бы он не играл с Мингусом и Колтрейном, могло бы быть и по-другому. Никто по-настоящему так и не подхватил его знамя. Многие музыканты пытались обращаться к наследию Альберта Айлера, Джона Колтрейна, Уэйна Шортера, но я мало о ком слышал, кто попытался бы переосмыслить творчество Долфи.

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вс мар 26, 2006 21:34

Джо Макфи (саксофонист и трубач)

Я открыл для себя его музыку почти одновременно с музыкой Коулмена или чуть раньше, когда увидел его в Village Gate в Нью-Йорке в 1962-м. Я вышел оттуда немного сбитым с толку – квартет Джона Колтрейна возносила меня к небесам, музыку Орнетта Коулмена воспринималась легко, потому что она была основана на блюзе, но музыка Эрика Долфи мне показалась самой заумной, и я не слишком понял тогда, что он хотел ей сказать. Но чем больше я её слушал, тем больше она меня околдовывала. Если бы он прожил дольше, это могло бы развиться в некое новое направление в джазе. Среди музыкантов, появившихся после Долфи, я не вижу никого, кого можно было бы поставить с ним рядом.

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс мар 26, 2006 22:10

Nikolai Shienok
гигантское спасибо, великолепный текст, очень интересно читать такие вещи!

Аватара пользователя
Mr. Spooky
джазмен
Сообщения: 438
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 18:14
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Mr. Spooky » Вс мар 26, 2006 23:00

Присоединяюсь, спасибо!

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс мар 26, 2006 23:07

а умер он как раз от диабета и вроде как не было лекарства под рукой.
кстати какие разные мнения:
"Весь вечер он пил воду с мёдом, - сахар был для него смертельно опасен"
и
"он всегда клал в свой чай очень много мёда – он и не знал о своем диабете…"
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Пн мар 27, 2006 08:56, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вс мар 26, 2006 23:51

Причина смерти Эрика Долфи - диабетическая кома. То, что сладкое ему было нельзя, он тогда не знал. Музыканты, которые цитируются - тоже. Не совсем понимаю, что в этом забавного... Есть и противоположные примеры: Майлз, например, зная о своих проблемах со здоровьем, - у него тоже был диабет - часто пренебрегал полагающейся ему диетой...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 27, 2006 08:58

Nikolai Shienok
извините, действительно не забавно, но просто несколько разнятся высказывания, на что и обратил внимание. А при диабете мед можно?

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Пн мар 27, 2006 10:39

Некоторые медики считают что можно, но не более 1-2 чайных ложек в сутки... Впрочем, у нас не медицинский форум, и, мне кажется, не стоит начинать здесь дискуссию на эту тему... Хотя у нас не подвергается сомнению, что все люди, независимо от интеллекта, образования и профессии, хорошо разбираются как минимум в трех вещах: (1) медицине, (2) воспитании детей и (3) управлении государством.

Что касается кажущихся несообразностей в высказываниях, то, пожалуйста, не судите строго - мой французский, увы, далёк от совершенства. К тому же представьте: Беннинк и Брётцманн, например, наверняка думали по-голландски / немецки, потом высказывали свои мысли по-английски, а интервьюер (француз)записывал их потом по-французски. Такая вот загогулина получается...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 27, 2006 10:45

Nikolai Shienok
не медицинский, но коли речь зашла отчего бы не уточнить..впрочем продолжать эту тему не стоит.
По поводу несообразности и при вашем разьяснении становится понятно почему такие разные мнения (а ведь это и есть жизнь)

Elvin
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пн июн 27, 2005 13:44
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elvin » Пн мар 27, 2006 12:18

Мне всегда было непонятно, почему Долфи относят к авангарду. У него оригинальная манера, но, мне кажется, кроме двух дисков – “Free Jazz” и “Out to Lunch”, он везде довольно легко звучит. Может быть, еще есть диски, где он играет именно авангард?

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 27, 2006 12:59

Elvin
у него весьма оригинальная манера исполнения основанная на подражании птицам, что ему часто ставили в вину.

Elvin
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пн июн 27, 2005 13:44
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elvin » Пн мар 27, 2006 13:32

vvb5p писал(а): у него весьма оригинальная манера исполнения основанная на подражании птицам, что ему часто ставили в вину.
у Майлса было в автобиографии что-то вроде - "Долфи играет как человек, которому наступили на ногу"

Аватара пользователя
Dmitri_K
джазмен
Сообщения: 128
Зарегистрирован: Ср мар 01, 2006 19:34
Откуда: Undisclosed(Last seen in Beirut)
Контактная информация:

Сообщение Dmitri_K » Пн мар 27, 2006 18:41

тогда может стоит упомянуть что Мингус говорил о самом Майлзе?
Изображение

Elvin
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Пн июн 27, 2005 13:44
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Elvin » Пн мар 27, 2006 20:43

Dmitri_K писал(а):тогда может стоит упомянуть что Мингус говорил о самом Майлзе?
что же он говорил?

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Пн мар 27, 2006 21:39

Elvin писал(а):у Майлса было в автобиографии что-то вроде - "Долфи играет как человек, которому наступили на ногу"
Для любознательных - выдержка из оригинального издания "Автобиографии" Майлза:

"I want to clear up the story about me wanting to get Eric Dolphy in my band when George left. Eric was a beautiful guy as far as his personality went, but I never liked his playing. He could play: I just didn’t like the way he played. A lot of people loved it; I know Trane did, and Herbie, Ron, and Tony did, too. When George quit, Tony did bring up Eric’s name, but I didn’t consider him seriously. Sam Rivers was the man Tony was really pushing because he knew him from Boston and Tony’s like that; he was always pushing people he knew. Afterwards, around 1964 when Eric Dolphy died, I got a lot of criticism because I was quoted in a Leonard Feather blindfold test in Down Beat saying that Eric played “like somebody was standing on his foot”. The magazine came out just about the time Eric died, and everyone thought that was so cold-blooded. But I had said that months before".

Очевидно, что Майлз не всегда точен в своих воспоминаниях. То интервью Леонарду Фэзеру было дано 18 июня 1964 года, то есть за 11 дней до смерти Эрика. Кто вдруг не знает, что такое blindfold test, поясняю: эта такая давняя забава журнала Down Beat, когда музыканту ставят записи других музыкантов, не называя их, то есть "вслепую": он должен угадать, кто играет и как-то прокомментировать то, что услышал. Предлагается также выставлять оценки по пятибалльной шкале.

А теперь, для самых любознательных - отрывок из того самого blindfold test'а:


7. Eric Dolphy, “Mary Ann” (Far Cry, New Jazz), Booker Little, trumpet; Dolphy, composer, alto saxophone; Jaki Byard, piano.

That’s got to be Eric Dolphy – nobody else could sound that bad! The next time I see him I’m going to step on his foot. You print that. I think he’s ridiculous. He’s a sad shit.

Feather: Down Beat won’t print those words.
Davis: Just put he’s a sad shhhhhh, that’s all! The composition is sad. The piano player fucks it up, getting in the way so that you can’t hear how things are supposed to be accented.
It’s a sad record, and it’s the record company’s fault again. I didn’t like the trumpet player’s tone, and he don’t do nothing. The running is all right if you’re going to play that way, like Freddie Hubbard or Lee Morgan; but you’ve got to inject something, and you’ve got to have the rhythm section along; you just can’t keep on playing all eighth notes.
The piano player’s sad. You have to think when you play; you have to help each other – you just can’t play for yourself. You’ve got to play with whomever you’re playing. If I’m playing Basie, I’m going to try to help what he’s doing – that particular feeling.

Аватара пользователя
Dmitri_K
джазмен
Сообщения: 128
Зарегистрирован: Ср мар 01, 2006 19:34
Откуда: Undisclosed(Last seen in Beirut)
Контактная информация:

Сообщение Dmitri_K » Вт мар 28, 2006 00:22

Nikolai Shienok писал(а):Для любознательных - выдержка из оригинального издания "Автобиографии" Майлза:
спасибо за инфо :P
Elvin писал(а):что же он говорил?
Charles Mingus: AN OPEN LETTER TO MILES DAVIS
Изображение

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вт мар 28, 2006 00:33

Миша Менгельберг (пианист)

В то время я изучал композицию, и мне не особенно нравились сочинения, которые он приносил, например, такие как Miss Ann, они мне казались слишком простыми. Я говорил ему: «Раз уж оказался в Европе, следовало бы разыскать в Париже нескольких старых зубров, которые научат тебя композиции, таких, например, как Надя Буланже…» Эрик был фантастическим импровизатором, а такой дар нельзя хоронить, его надо развивать. Он не спорил со мной, и даже уже обращался за советами к композиторам в Нью-Йорке… Когда мы ехали куда-нибудь на машине, он всегда упражнялся на флейте. Со мной он всегда был прямолинеен: «Менгельберг, ты лентяй». Я отвечал ему: «Да, я лентяй, и оттого счастлив»… Он очень отличался от других музыкантов, с которыми мне доводилось играть, например, от Джонни Гриффина. Мог бы стать замечательным композитором, если бы работал над композицией так, как работал над своим исполнительским мастерством, он нашел бы тогда точки соприкосновения между тем, что играл и тем, что сочинял. Он ассистировал на конференциях Джона Кейджа в Нью-Йорке, и ему это нравилось, я дал ему прочитать книгу Кейджа «Тишина». Перед отъездом Эрика в Берлин его невеста в Париже посоветовала ему сходить к врачу, - он неважно выглядел, жаловался на усталость… Надо было бы немедля что-то делать, но берлинские доктора сказали: «Это черный музыкант, наркоман, просто дайте ему выспаться, он проспится, и ему станет лучше...

Продолжение следует...

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Вт мар 28, 2006 22:05

Отомо Йошихидэ (гитарист)

Я развиваюсь в русле электронной шумовой музыки, но обожаю джаз 50-х и 60-х годов, особенно первые шаги фри-джаза. Структурно музыка Эрика Долфи уходит своими корнями в бибоп, но он пробует вводить гармонии, вышедшие из современной музыки, последовательности, двенадцатитоновые ряды… В мелодиях Долфи – много открытых окон, открытых на все стороны света.

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Чт мар 30, 2006 22:43

Кен Вандермарк (саксофонист)

Музыка Эрика Долфи отличается тем, как он использует интервалы и переходы к одиннадцатым или четырнадцатым долям. Что меня в ней более всего привлекает, и что оказало наиболее сильное влияние – это энергия и ритмические пульсации вдоль разорванных строк. Мне особенно нравятся Far Cry и Out To Lunch (где в композициях, исполнении, импровизациях и темпе свобода гармонично сочетается со строго организованной ритмической пульсацией). Мне также нравится его запись в Five Spot с Мэлом Улдроном, Эдом Блэкуэллом и Букером Литтлом – всё, что ни сделали за столь короткий, но необычный период. Обожаю его работы с Мингусом, от которых крыша едет. Невероятно, как Долфи за такой короткий период времени смог принять участие в записи таких важнейших альбомов, как, как например, Free Jazz (до сих пор недооцененный альбом) и в ряде других с Колтрейном. Я думаю, что он был единственным, кто в действительности мог играть с Колтрейном и следовать его курсом.

Продолжение следует...

Ответить