z e n в музыке

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

z e n в музыке

Сообщение vladmak » Чт фев 16, 2006 01:24

в личной переписке в обсуждении некоторый аспектов моей музыки возникла тема Дзэна . Оказалось, очень интригующая тема для дискуссии. Я имею в виду, чтобы не расползаться, только Новую музыку, или даже свободную импровизацию.
По опыту знаю, например после моих многочисленных выступлений перед специфической аудиторией психологов, было масса вопросов в этом плане.
Да, некоторые мои композиции обозначены мною как ZEN,
возникают вопросы...
привожу далее моего собеседника, и затем мой ответ

Есть одна достаточно известная притча. Текст примерно следующий:
"После того, как Какуа посетил императора, он исчез, и никто не знает, что с ним стало. Он был первым японцем, изучившим Дзэн в Китае, но поскольку он ничего не показал и не рассказал другим, кроме одной ноты Дзэн. Он не упоминается среди тех, кто принёс Дзэн в эту страну.
Какуа побывал в Китае и принял истинное учение. Пока он был там, он не путешествовал. Постоянно находясь в медитации, он жил далеко в горах. Если же люди находили его и просили прочесть проповеди, говорил несколько слов и удалялся ещё дальше в горы, где найти его было не так-то легко.
Император услышал о Какуа, когда тот вернулся в Японию, и попросил его прочесть Дзэнскую проповедь. Какуа стоял перед императором в молчании. Потом он извлек флейту из складок своей одежды и сыграл один короткий звук. Вежливо поклонившись, он удалился."
С этой точки зрения очень мало кому удалось хотя бы приблизиться к раскрытию Дзен в музыке - наиболее близкими оказались две-три композиции из стана минимализма (достижения максимального эффекта восприятия минимумом муз. средств) - у Барча и Кэйджа (но у Кейджа все же многовато наносного - тот же хеппенинг с пианистом, в спокойствии и молчании восседающем за инструментом и после в молчании же удаляющемся - это скорее показное) - но это просто мое частное мнение... поэтому-то же Дзен Трио я воспринял скорее как муз.медитацию, своеобразную "разборку сознания" что ли, но не совсем Дзен (для которого оно излишне обильно, насыщено). Да и вообще, передаваем ли он языком музыки? Думаю что нет. Впрочем, я могу и ошибаться...

vladmak -

Конечно же у меня свое, очень свое дзэнство, оно больше в живописи.
посмотрите мою галерею на моем сайте, там это выражается в балансе пустаты и
траектории жеста.
В музыке это скорее некая установка,
позиция этико-эстетическая,
выражается это скорее в сольных работах и дуэте с барабанщиком Юденичем,
где много молчания , Миша по-истине настоящий дзэнец по жизни, я больше
домашний интеллектуал.Альбом -
" Пространство-мифология-тишина" ( знал бы тему разговора, выслал бы лучше
его)
дело на в количестве нот, хотя их должно быть минимально,
в звуке более всех дзэнец Антон Веберн или Фельдман,
с Кейджем согласен, не все понятно, американским опытам не очень доверяю,
там каждый второй маргинал-дзэнец...
Наташа Пшеничникова, была и до сих пор преверженец такой
псевдодзэнокейджевской музыки как кстати и вся их компания ( особенно Ваня
Соколов) Послушаете ее на моем диске поймете.
Для меня это слишком прямолинейно.
С Дудкиным на альбоме "К Пределу", что немного получилось.

Суть МОЕЙ музыки в предельной звуковой концентрации в каждой точке и
парадоксально этот сверхконцентрированный звук превращается в тишину,
выворачивается наизнанку и далее идет борьба этой тишины со предельным
звуком. Происходит экзистенциальное трансцендирование.

далее привожу эссе к альбому,
может быть звесь выраженно мое понимание более выразительно.
(на Антологии1 есть первая пьеса с этого альбома, но самая экспрессивная...)

ПРОСТРАНСТВО МИФОЛОГИЯ ТИШИНА

ВЛАДИСЛАВ МАКАРОВ
МИХАИЛ ЮДЕНИЧ
" Все или ничего !" - как
максима русского сознания

НЕУЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО
МИФОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
В ШУМОВОЙ АСКЕЗЕ ОГЛАШЕННЫХ

Эта работа , записанная абсолютно спонтанно, является квинтэссенцией опыта
свободной импровизации последних десяти лет. На мой взгляд, здесь выражена
вся палитра глубоких чувств от трагического отчаяния до экстатического
восторга,
экзистенциальный опыт, а также поиск БОЛЬШОГО СТИЛЯ .
Эту музыку трудно вписать в современные жанровые рамки и стилистические
определения.
Она слишком неотесанно-первозданна в ритмической ипостаси
и одновременно гиперинтеллектуальна в гармонической.
Адресована перегруженному левому интеллекту, а также чистому
незамутненному сознанию, на существование которого хотелось бы надееться.
Насыщенная душевными откровениями, она балансирует
на гране экзистенциального срыва и трансцендентного откровения.
Юродствующее косноязычие и аристократическое красноречие сосуществуют
одновременно и неразрывно в текстуре заполненной
конденсированными звуками и тишиной.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб фев 18, 2006 20:14

говоря о дзен нельзя забывать что:
"Лин Чи спросил Хуан По о значении буддизма и заработал вместо ответа удар палкой"
Говоря о значении Вашей музыки вы каждый раз получаете тот самый удар палкой :) ведь человека можно научить только тому, что он уже знает - и никак нельзя научить понимать музыку, которая ему непонятна.
Пожалуй, впервые мое осознание фри-джаза пришло в период моего увлечения дзен...
и действительно, если ты не знаешь теории музыки, то ищешь другие пути осознания, а вот зачем, если есть музыка проще? не знаю, всегда кажется что истина там, в непонятом...
Кейдж, как и всё западное хипистско-битниковско-ньюэйджевое увлечение востоком ничего нового не открыли при этом девольвировали дзен для будущих поколений и поделом, нет в дзен для западного человека ничего! менталитет не тот или мы просто не умеем удивляться так как они - до сатори :)
Согласен с тем, что, чтобы услышать тишину сейчас, мне, человеку 21 века, так же как слышали монахи несколько сотен лет назад, мне надо предварительно наполнить воздух звуком до предельной концентрации, до состояния кристализации звука.
Минимализм не смог приблизится к состоянию дзен, они зависли на своих музыкальных тканях и текстурах, всё так же, как и раньше заполняя все возможное пространство звуком.
Передаваем ли дзен языком музыки? да его можно передать чем угодно! было бы кому :)

А что за упоминаемое дзен трио?

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб фев 18, 2006 22:41

речь идет о пьесах с моего альбома " К Пределу " ( МакАрт 019 ) трио с Дудкиным и Юденичем. Несколько пьес называется Zen . Их особенность минимальность звука и максимальная выразительность отдельных редких звуков. Хотя это более выразительно и удачно продемонстрировано на альбоме " Пространство-мифология-тишина" , о чем я выше и писал. Думаю, что в будущем, подготавливаемым к изданию моего дуэта с Дудкиным эта линия будет тоже неплохо показано. Хочу повторить- конечно, к настоящему дзену это имеет косвенное отношение, и понимать надо в контексте моей музыки и шире - творчества.

о Дзене в западном исполнениии выше было очень верно сказано у vvb5p

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Сб мар 04, 2006 20:46

странно , тема не получает резонанса, а ведь - безбрежная.
Некто Завадская в своей известной книге причисляла к дзенцам и Малера и Ван-Гога и всех выдающихся, культовых художников...
а мы следов в импрове не найдем.

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Сб мар 04, 2006 21:11

vladmak писал(а):странно , тема не получает резонанса, а ведь - безбрежная
Так вот это и есть дзен в чистом виде...:-)

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Пн мар 06, 2006 01:21

во- истину, хлопок одной ладонью...............
......................................................................
............ ......... ...... ...... ....

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 06, 2006 17:21

Nikolai Shienok
ну нет, я не соглашусь - чтобы правильно промолчать, сначала надо правильно сказать.

Аватара пользователя
Nikolai Shienok
джазофил
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пн окт 17, 2005 21:45
Откуда: Москва-Химки

Сообщение Nikolai Shienok » Пн мар 06, 2006 18:55

Кому поручим определять правильность высказываний?:-)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 06, 2006 19:24

ну-у-у, коли я админ... :lol:

vladmak
джазофил
Сообщения: 940
Зарегистрирован: Сб ноя 12, 2005 02:25
Откуда: Смоленск- Россия
Контактная информация:

Сообщение vladmak » Вт мар 07, 2006 01:30

далее следует удар бамбуковой палкой по голове, можно по ушам, от учителя...............................
... ....... ............ .................................

Ответить