Nik Baertsch - и минимализм в Джазе

Фри-джаз (Free jazz), авангард (avantgarde jazz) и Свободная импровизация (free (nonideomatic) improvisation). Философия импровизации. Обсуждение проблем и интервью с музыкантами.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
KёyN
джазмен
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:13
Откуда: Москва
Контактная информация:

Nik Baertsch - и минимализм в Джазе

Сообщение KёyN » Чт ноя 03, 2005 15:41

Все же позволю себе не согласиться с утверждением о том, что-де пост-минимализм подобный The Necks к джазу отношения не имеет. Импровизационное начало в формально замкнутом пространстве достаточно ощутимо - пусть даже в большей мере оно было присуще Тери Райли, чьи идеи (местами в более мейнстримовом ключе) разрабатывались теми же The Necks, и порадовавшим меня Nik'ом Baertsch'ом.
Собственно о нем сейчас и пойдет разговор.

Изображение

Live
Название: Nik Bärtsch's RONIN
Что играют: post-minimalism/"zen-funk"
Откуда: Zurich
Участники:
Kaspar Rast - Drums
Björn Meyer - Bass
Andi Pupato - Percussion
Nik Bärtsch - Prepared Piano, Fender Rhodes, DX-7


Сайт: http://www.oos.com/nb/intro.html
Также информация доступна:
http://skif.musicreporters.ru/artist/en ... artet.html (engl)
http://dom.com.ru/event/2005/10/02/ (рус)

Засим, (ввиду достаточного количества инф. источников) буду краток.
Из дополнительной информации хочу акцентировать внимание на том, что Ник в частности принимал участие в одном из Skif'ов (девятом) и на 2-м Международном музыкальном фестивале Николая Дмитриева
ДЛИННЫЕ РУКИ – 2 , так что лелею надежду, что, б.м., кто-нибудь также знаком с его работами. На одном из сайтов его назвали "младшим братом The Necks" - продолжительность его композиций раза в четыре короче, хотя основные принципы, заложенные в них, схожи, но вот эстетика и концепция несколькими порядками выше, что, собственно, и позволило вспомнить и провести аналогии с уже упоминавшимся Райли.

Bärtsch о собственном творчестве:
“RITUAL GROOVE MUSIC, the title of my first CD, also points to the fundamental concept of my musical thinking. The music shows a close affinity to architecturally organized space and is governed by the principles of repetition and reduction as well as by interlocking rhythms. A piece of music can be entered, inhabited like a room. It moves forward and transforms through obsessive circular movements, superimposition of predominantly odd meters and micro-interplay. The listeners attention is directed toward minimal variations and phrasing. The band becomes an integral organism - like an animal, a habitat, an urban space. One must think with ears and hands.
Normally, I work in three distinct formations. The group ‘Mobile’ plays purely acoustic music, performed in rituals of up to 36 hours, including light- and room design. The Zen-funk quartet ‘Ronin’, by contrast, is more flexible and plays the compositions more freely. As a solo performer I perform my compositions on prepared piano with percussion. Despite the tightly organized compositional construction, improvisation plays an important role in my music. On the one hand, accentuation, ghost notes, and variations within a composition are tossed back and forth between the musicians;on the other hand, a particular voice within a composition might have more freedom than the others. In doing so, that voice forms an independent module that can interact with the strictly notated interlocking patterns in continuously changing ways. Groove-habitats or void musical space of raw poetry emerge.
My thinking and music are based on the tradition of urban space. They are not distilled from a national or stylistic tradition but from the universal sound of cities. The city in its roaring diversity requires an ability to focus and concentrate on the essential: to measure one’s actions, to remain silent at the right place. This music draws its energy from the tension between compositional precision and the self-circumvention of improvisation.
From self-implied restriction stems freedom. Ecstasy through asceticism"

Гипнотический ритм, основа которого - та самая, повторяющаяся рефреном мелодия, вокруг которой и выстраивается импровизация, "нинизанные строфы", муз. фразы, - RITUAL GROOVE. Посыл прост - достижения максимального эффекта восприятия минимумом муз. средств. Хотя, стоит все же отметить, что официально этот минимум не так уж и мал: джаз, фанк, классика "as well as sounds from the Japanese Noh-Theater" (собственно, с сайта).
"Эстетика композитора-минималиста и джазового пианиста Ника Барча самобытна и запоминается слушателям своей отточенной перкуссивностью, звенящей тишиной пауз и виртуозной легкостью, с которой он фразирует материал, эффектно комбинируя четные и нечетные метрические формулы."(dom.com.ru)
В высшей степени аскетичная и этетически-"вкусная" работа, ИМХО.
Оцениваем: 5/5

Кто-нить еще слышал?!

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт ноя 03, 2005 18:14

Нет, я к сожалению не слышал :oops: , поэтому ничего сказать не могу... :?

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт ноя 03, 2005 23:43

Вот думаю-думаю и не могу припомнить примеров джазового минимализма, скорее это игры памяти, нежели чем отсутствие того самого минимализма...

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт ноя 08, 2005 01:01

Я послушал проект Ронин с Ником Бартчем, очень мне понравилось, это действительно интересно и я не слышал подобных примеров сплава джаза и минимализма. По поводу Зэ Нэкс, очередной раз берусь утверждать, что к джазу они не имеют никакого отношения, это особенно видно на примере с Ронин, там да минимализм, но минималистические структуры джазовые, а в Зэ Нэкс ничего подобного нету, там хороший такой пост рок, в основе которого минимализм и есть. Но это неважно по сравнению с тем, что сотворил Ник Бартч!

Аватара пользователя
KёyN
джазмен
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:13
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение KёyN » Вт ноя 08, 2005 12:31

Рад, что заинтересовал. У Nik'a Baertsch'a еще проект Mobil есть - настоящий джазовый ритуал с гипнозом и обязательным смещением сознания ;) очень жалею, что живьем попасть не удалось. В его расписании гастролей - до 2006 года выступления в Цюрихе и Берлине (+ новый альбом), а вот России нет :(
Насчет - Necks уже соглашусь - получил возможность вчера прослушать в сравнении.

Аватара пользователя
KёyN
джазмен
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:13
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение KёyN » Пн ноя 14, 2005 16:49

Изображение

AER
Кто: Nik Bärtsch's Mobile
Что играют: post-minimalism/"zen-funk"
Откуда: Zurich
RITUAL GROOVE MUSIC 6
Tonus-Music Records 2004, Musikvertrieb

Участники:
Kaspar Rast - Drums
Sha Bassclarinet - Altosax
Mats Eser Marimba - Percussion
Nik Bärtsch - Prepared Piano


Застывшие пространство и время, мгновения тишины; дальше - движение, бесконечное, беспечное кружение - подобно снежинками, падающим на лицо; подобно секундам, что словно песок утекают сквозь пальцы - тик-так, тик-так... казалось время только что было здесь... тик-так... но от него уж и следа не осталось.
Эта музыка захватывает, ведет за собой. Это чистая поэзия звуков, обнаженная душа в стеклянном шаре - замкнутом пространстве - незамысловатая игрушка, встряхнешь - и в вихре взметнутся белые хлопья. Слов нет - остаются только эмоции и волшебство.
"The »ingredients« from Lennie Tristano, Morton Feldman, Minimal Music, Strawinsky, as well as elements of Japanese Noh-Music..."

Nik Bärtsch
Mobile
год 2004.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн ноя 14, 2005 16:55

классно!

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Минимализм

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт дек 15, 2005 16:40

Возрождение темы про это довольно старое, но от того не менее занятное движение. Оно себя исчерпало, вернее основной поток распался на ручейки и влился в море современного постмодерна.
Поводом для открытия сей темы стало с одной сторноы прослушивание Наймана, который, пожалуй, один из первых стер ту тонкую грань между поп музыкой и минимализмом, что была сооружена разумом. И вот еще очерк мсье Горохова о Терри Райли
Распад минимализма выразился как в альбомах Барча (что несомненно является перерождением) так и в кино+Гласс с непроизносимым названием (я с таким воодушевлением взял его посмотреть и с таким отвращением выключил! вот это уже не ручеек минимализма, а болотце) и вот недавно обсуждемый Айги (человек попытавшийся восстановить барьер стертый Найманом, не теряя при этом в насыщенности музыки)
А видите ли вы огоньки минимализма и где?
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Чт дек 15, 2005 17:29, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
KёyN
джазмен
Сообщения: 397
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:13
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение KёyN » Чт дек 15, 2005 16:59

Вторая попытка развернуть тему?! ;)
То кино, что ты упоминаешь - вспомни название, плз... это принципиально - из всей трилогии замечателен лишь первый фильм (Коянискаци - условная транскрипция) + мини AnimaMundi - все остальное много слабее согласен. Но Гласс от этого, право же, хуже все равно не становится.

Из "академиков" близко к границе минимализма нередко подходит (ИМХО) замечательный композитор и экс-авангардист виолончелист Gavin Bryars.
+Интересна такая формация как Delta Saxophone Quartet (альбом Minimal Tendencies.).
Вот их плейлист:
01 - Steve Reich - New York Counterpoint (part 1)
02 - Steve Reich - New York Counterpoint (part 2)
03 - Steve Reich - New York Counterpoint (part 3)
04 - Philip Glass - Mishima (part 1)
05 - Philip Glass - Mishima (part 2)
06 - Philip Glass - Mishima (part 3)
07 - Philip Glass - Mishima (part 4)
08 - Philip Glass - Mishima (part 5)
09 - Philip Glass - Mishima (part 6)
10 - Gavin Bryars - Alaric I or II
11 - Michael Nyman - Songs for Tony (part 1)
12 - Michael Nyman - Songs for Tony (part 2)
13 - Michael Nyman - Songs for Tony (part 3)
14 - Michael Nyman - Songs for Tony (part 4)
15 - Terry Riley - Tread on the Trail
Собственно, на саксофонах :)

ЗЫ О Барче и минимализме пытались здесь начать:
viewtopic.php?t=114
Из современных ручейков минимализма он мне наиболее симпатичен.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт дек 15, 2005 17:04

KёyN Коянискаци и есть (или Накойкаци...не вспомню, вобщем это третий из трилогии), но я насмотрелся всего представленого там в разных клипартах и смысл в повторении всего этого на ДВД если и есть, то очень уж притянутый за уши.
У Gavin Bryars очень мне понравился альбом "Jesus Blood..." - новая псалмопись.
Последний раз редактировалось Владислав «vvb5p» Чт дек 15, 2005 17:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Чт дек 15, 2005 17:08

собственно интерес представляют не сами минималисты, а то во что переродилось течение сейчас, живо ли их дело, скажем в джазе (пропустим Барча). Мне показалось, что да, скажем в той же Sam River's All-Star Orchestra, оркестровки по сути минималистичны и представляют собой повторяющийся мелодический ход, на протяжении всей композиции с откалывающимеся солирующими инструментами, периодически втягивающимеся назад.

Ответить