Теория для начинающих
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Вопрос: что есть аккорд? Обычный ответ: одновренное сочетание минимум трех звуков(трезвучие) по интервалам терций.
Современный ответ: сочетание минимум 3-х звуков.
А почему терции?Надо вновь взглянуть на обертоновый ряд: чтобы построить трезвучие из трех разных звуков – требуется сочетание обертонов 1- 2 - 4 ,разбросанных в диапазоне более 2-х октав.Если потеснить их в одну октаву – профессиональным языком называется узкое, или закрытое расположение – то получиться... разумеется совершенно обычное мажорное трезвучие с порядком обертонов 1 -4-2.
Значит,мажорное трезвучие является наиболее естественным аккордом.
Кстати(для тех,кто путается) что есть мажор, и что есть минор?
Очень просто : мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. Major) – больший.
Минор наоборот – меньший.
Другими словами: мажорное трезвучие строится от нижнего звука : сначала большая терция,а затем малая.
Минорное трезвучие –точно наоборот.
Закон : если трезвучие построено из 2-х РАЗНЫХ терций,то нижняя дает наименование всему аккорду.Большой= мажорный,мажорный = большой;
малый = минорный, минорный = малый.
Современный ответ: сочетание минимум 3-х звуков.
А почему терции?Надо вновь взглянуть на обертоновый ряд: чтобы построить трезвучие из трех разных звуков – требуется сочетание обертонов 1- 2 - 4 ,разбросанных в диапазоне более 2-х октав.Если потеснить их в одну октаву – профессиональным языком называется узкое, или закрытое расположение – то получиться... разумеется совершенно обычное мажорное трезвучие с порядком обертонов 1 -4-2.
Значит,мажорное трезвучие является наиболее естественным аккордом.
Кстати(для тех,кто путается) что есть мажор, и что есть минор?
Очень просто : мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. Major) – больший.
Минор наоборот – меньший.
Другими словами: мажорное трезвучие строится от нижнего звука : сначала большая терция,а затем малая.
Минорное трезвучие –точно наоборот.
Закон : если трезвучие построено из 2-х РАЗНЫХ терций,то нижняя дает наименование всему аккорду.Большой= мажорный,мажорный = большой;
малый = минорный, минорный = малый.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Следующий шаг : перенести каденцию основных ступеней 1-4-5-1 в басы,а вверху на каждой из них выстроить мажорный аккорд.Тогда получаются 3 главных аккорда, и у каждого из них будет соответствующая функция : тоника(T), субдоминанта(S), доминанта(D) и вновь тоника .
http://www.divshare.com/download/6055785-b90
Перед нами главнейший гармонический оборот,с которого начинается вся гармония(1).
Нужно обратить внимание на то , насколько басы последовательно связаны между собой,хотя и прыгают- как между обертонами; и насколько аккорды отчленены друг от друга : что годится для линии басов,не подходит аккордовой линии.Аккорды надо увязать друг с другом так ,чтобы разница в регистрах между ними была минимальная - то,что называется плавным голосоведением.(2).
http://www.divshare.com/download/6055785-b90
Перед нами главнейший гармонический оборот,с которого начинается вся гармония(1).
Нужно обратить внимание на то , насколько басы последовательно связаны между собой,хотя и прыгают- как между обертонами; и насколько аккорды отчленены друг от друга : что годится для линии басов,не подходит аккордовой линии.Аккорды надо увязать друг с другом так ,чтобы разница в регистрах между ними была минимальная - то,что называется плавным голосоведением.(2).
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Следующим шагом будет построение трезвучий на оставшихся 4-х из семи ступеней мажорного лада ,и определение их принадлежности к одной их трех функций:
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e -1)
Связь с главными аккордами устанавливается очень просто:если аккорд содержит 2 звука из трех в основном аккорде- значит он отностся к той же функции,и при желании может заменить главный.Поскольку трезвучные аккорды строятся по терциям,то таких сопутствующих главным аккордам есть всегда 2 – слева на терцию ниже; и справа – на терцию вверх.
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e – 2), 3)
К тонике относятся аккорды 1-й, 3-й и 6-й ступеней; к доминанте- 5-й, 3-й и 7-й ; к субдоминанте - 4-й, 2-й и 6-й.
Выходит,что 2 аккорда - на 3-й и 6-й ступенях – имеют две функции ; и каждый из них может заменить 2 главных аккорда.
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e -1)
Связь с главными аккордами устанавливается очень просто:если аккорд содержит 2 звука из трех в основном аккорде- значит он отностся к той же функции,и при желании может заменить главный.Поскольку трезвучные аккорды строятся по терциям,то таких сопутствующих главным аккордам есть всегда 2 – слева на терцию ниже; и справа – на терцию вверх.
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e – 2), 3)
К тонике относятся аккорды 1-й, 3-й и 6-й ступеней; к доминанте- 5-й, 3-й и 7-й ; к субдоминанте - 4-й, 2-й и 6-й.
Выходит,что 2 аккорда - на 3-й и 6-й ступенях – имеют две функции ; и каждый из них может заменить 2 главных аккорда.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Аккордовые обращения.
Подобно 3-х гранной призме,трезвучие пожно положить-построить-на каждом из трех звуков.При этом порядок звуков и интервалов в аккорде меняются.Это и есть обращения(инверсии) аккордов.У трезвучий есть 3 позиции -основная и 2 обращения.
Мы не в школе,поэтому знать названия инверсий необязательно; но лучше всего придерживаться принципа: раз есть такой зверь,значит надо дать ему имя: 1) трезвучие в основной позиции,2)секстаккорд,3)квартсекстаккорд.
http://www.divshare.com/download/6209844-394
Теперь вспомним обертоны,организованные в интервалы : терции и кварты(вернутся к схеме).Существуют 2 терции-малая и большая; и 2 кварты –чистая и увеличенная(тритон).Напоминаю,что их порядок(снизу вверх от 2-го обертона): чистая кварта,большая терция,малая терция,тритон.Каждый следующий из этих 4-х интервалов напряженнее предыдущих; и это имеет значение для всего трезвучии,точнее-каков первый интерал снизу?
Таким образом,у каждой позиции аккордов есть звучание менее или более напряженное.
Для 3-х данных аккордов порядок по возрастающей напряженности:
Маж. - 3. ,1.,2.
Мин.- 3.,2.,1.
Ум. – 3.,1.,2.
Подобно 3-х гранной призме,трезвучие пожно положить-построить-на каждом из трех звуков.При этом порядок звуков и интервалов в аккорде меняются.Это и есть обращения(инверсии) аккордов.У трезвучий есть 3 позиции -основная и 2 обращения.
Мы не в школе,поэтому знать названия инверсий необязательно; но лучше всего придерживаться принципа: раз есть такой зверь,значит надо дать ему имя: 1) трезвучие в основной позиции,2)секстаккорд,3)квартсекстаккорд.
http://www.divshare.com/download/6209844-394
Теперь вспомним обертоны,организованные в интервалы : терции и кварты(вернутся к схеме).Существуют 2 терции-малая и большая; и 2 кварты –чистая и увеличенная(тритон).Напоминаю,что их порядок(снизу вверх от 2-го обертона): чистая кварта,большая терция,малая терция,тритон.Каждый следующий из этих 4-х интервалов напряженнее предыдущих; и это имеет значение для всего трезвучии,точнее-каков первый интерал снизу?
Таким образом,у каждой позиции аккордов есть звучание менее или более напряженное.
Для 3-х данных аккордов порядок по возрастающей напряженности:
Маж. - 3. ,1.,2.
Мин.- 3.,2.,1.
Ум. – 3.,1.,2.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Кто знаком и умеет пользоваться :
http://www.noteflight.com/info/learn_more
Можно обмениваться нотами напрямую.
http://www.noteflight.com/info/learn_more
Можно обмениваться нотами напрямую.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Квинтовый круг тональностей
Связь между звукорядами также осуществляется на основе обертоновых связей,как и внутри аккордов, и между аккордами.Родство между звуками основывается не геометрически-на полтона вверх,или на полтона вниз; но акустически- на чистую квинту вверх,на чистую квинту вниз.
То же относится и к главным ладам-мажору и минору.Ближайшие родственники ДО мажорного лада находятся на квинту вверх и квинту вниз – то есть Соль мажор и Фа мажор.В каждом из этих родственных звукорядов 6 из семи звуков будут относится к До мажору.Оставшийся седьмой звук требует приписывания ему или диеза,или бемоля,либо отмены одного из этих знаков альтерации в виде бекара.
Таким образом, повторяющиеся широкие квинтовые шаги от первого звука лада(тоники) к следующей тонике-если напр. начать от До, неизбежно приведут опять к тому же До –после 12 таких шагов. Каждый такой шаг прибавляет еще один знак альтерациитого же типа – или диез,или бемоь.
Но вот что выходит: До –Соль-Ре- Ля-Ми-Си- Фа диез-До диез- Соль диез- Ре- диез-Ля диез-Ми диез-Си диез.До = Си диезу по звучанию на инструментах с фиксированной высотой(в пении напр.это не так), что именуется энгармонизмом;однако нотная запись,а главное-количество знаков альтерации в звукорядах вообще не идентичны.Если каждый квинтовый шаг добавляет один знак аьтерации,то в Си диез мажоре должно быть12 диезов.Поскольку существует только семь названий для звуков,и сверх этого добавляетя наименование «диез» или «бемоль»; то в данной ситуации потребуются обозначения двойного диеза-дубль диеза.Поэтому доходя до звука ,делящего октаву от ДО до ДО на 2 равные части по 6 полутонов (или по тритону) звук Фа диез(в мажоре от него -7 диезов)получает энгармоническое переосмысление в Соль бемоль; и далее следуют тональности с уменьшающимся количеством бемолей, и в конце концов возврат в До мажор.
http://www.divshare.com/download/6260043-c84
Связь между звукорядами также осуществляется на основе обертоновых связей,как и внутри аккордов, и между аккордами.Родство между звуками основывается не геометрически-на полтона вверх,или на полтона вниз; но акустически- на чистую квинту вверх,на чистую квинту вниз.
То же относится и к главным ладам-мажору и минору.Ближайшие родственники ДО мажорного лада находятся на квинту вверх и квинту вниз – то есть Соль мажор и Фа мажор.В каждом из этих родственных звукорядов 6 из семи звуков будут относится к До мажору.Оставшийся седьмой звук требует приписывания ему или диеза,или бемоля,либо отмены одного из этих знаков альтерации в виде бекара.
Таким образом, повторяющиеся широкие квинтовые шаги от первого звука лада(тоники) к следующей тонике-если напр. начать от До, неизбежно приведут опять к тому же До –после 12 таких шагов. Каждый такой шаг прибавляет еще один знак альтерациитого же типа – или диез,или бемоь.
Но вот что выходит: До –Соль-Ре- Ля-Ми-Си- Фа диез-До диез- Соль диез- Ре- диез-Ля диез-Ми диез-Си диез.До = Си диезу по звучанию на инструментах с фиксированной высотой(в пении напр.это не так), что именуется энгармонизмом;однако нотная запись,а главное-количество знаков альтерации в звукорядах вообще не идентичны.Если каждый квинтовый шаг добавляет один знак аьтерации,то в Си диез мажоре должно быть12 диезов.Поскольку существует только семь названий для звуков,и сверх этого добавляетя наименование «диез» или «бемоль»; то в данной ситуации потребуются обозначения двойного диеза-дубль диеза.Поэтому доходя до звука ,делящего октаву от ДО до ДО на 2 равные части по 6 полутонов (или по тритону) звук Фа диез(в мажоре от него -7 диезов)получает энгармоническое переосмысление в Соль бемоль; и далее следуют тональности с уменьшающимся количеством бемолей, и в конце концов возврат в До мажор.
http://www.divshare.com/download/6260043-c84
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- AlexMachen
- модератор
- Сообщения: 2873
- Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
- Откуда: Кировоград, Украина
- Контактная информация:
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
а используется ли (может ли вообще быть) в свободной импровизации лейтмотив?Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив») — в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Лейтмотив ( в том понимании, которое вложено в определение) - вероятно, нет, но тематизм - безусловно.Владислав «vvb5p» писал(а):а используется ли (может ли вообще быть) в свободной импровизации лейтмотив?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Лейтмотив ,характеризующий данный импровизационный отрывок ,вполне может быть использован.В свободной импровизации- за отсутствием заданной гармонии и формы - основная функция развития падает на мотивы.Повторяющийся мотив может создать ощущение(иногда это действительно происходит) Idea fix.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Мотив - отрезок мелодии. Лейтмотив - отрезок мелодии, повторяющийся в связи с определёнными ситуациями (см. те же оперы Вагнера). Тема - отрезок мелодии либо иная структура, служащая начальным импульсом для развития ткани музыкального произведения.Владислав «vvb5p» писал(а):в чем отличие мотива от лейтмотива и чем они отличаются от темы?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Инженер
- джазофил
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
- Откуда: где телята Макара не паслись
- Контактная информация:
Владислав «vvb5p»,загляните в
viewtopic.php?t=3954&postdays=0&postorder=asc&start=50
Просмотрите несколько моих постов.
viewtopic.php?t=3954&postdays=0&postorder=asc&start=50
Просмотрите несколько моих постов.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.
Кенни Вернер
Кенни Вернер
Чистая квинта
Именно по этому принципу настраивается дрон у индийских музыкантов - Первые четыре обертона - 3 Тоники и одна Квинта (Sa-Sa-Pa-Sa)Инженер писал(а): Согласно схеме обертонов наиближайшие находятся на расстоянии в 3.5 тона вверх от данного(основного),- т.е. чистой квинты.Верхний звук такой квинты неудержимо притягивается к нижнему.Ход на чистую квинту вниз является решительным окончанием,и не требует продолжения.По муз.терминологии:тяготение ведет к разрешению.
Тут я ввожу новое понятие:"Принцип чистой квинты".Его может нет в учебниках,но нельзя переоценить его важность.
Он гласит следующим образом:У каждого звука есть постоянный ближайший спутник-нечто вроде акустической тени,который всегда следует со своим"хозяином",находящимся на квинту ниже(2).Вместе у этой пары существует большая акустическая мощь:если их обоих поставить в основу любого аккорда(в самом низу),то нет звуков или созвучий,которые могут их преодолеть по силе.
Отсюда: отсутствующая в обертонах 4-ая ступень содержит в себе основной звук обертонов(Си бем.) в качестве сопутствующего.
Соотв-нно, по этому же принципу организована вся их музыка.
Принципу же наличия квинтового альтер-его у каждого звука соответствует система деления Северо-Индийских раг на Thaats (Тааты) - эдакий анти-квинтовый круг. Каждая семья раг (из семи) идёт в порядке уменьшения количества диссонантных созвучий (очевидно, что в дитонике не для каждой ноты соответствует чистая квинта, по кр. мере один интервал - Кварта/Септима=тритон). Если кому надо - есть ссылка на Google.Books по теме.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Движение по малой секунде вверх, а затем - малая секунда вниз. Это действительно похоже на то, как мы рисуем на бумаге крест. Посмотрите, например, начало Соль-минорной фуги из первого тома ХТК.Владислав «vvb5p» писал(а):поясните пожалуйста, чт такое "мотив креста" у Баха?
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
О додекафонии и сериализме очень много всего написано. Даже в сети кое-что есть. - вот, например.
Додекафонию считают частным случаем серийной техники, характеризующимся тем, что используются 12 звуков октавы. Серия же в принципе может состоять и из меньшего числа звуков - важно, что никакие иные звуки, кроме звуков серии, в сочинении не используются, и все звуковысотные структуры вытекают исключительно из начальной серии. В интегральном сериализме принципы обращения с серией распространяются на все параметры музыкальной ткани - динамику, длительности, нюансы и т.п.
Додекафонию считают частным случаем серийной техники, характеризующимся тем, что используются 12 звуков октавы. Серия же в принципе может состоять и из меньшего числа звуков - важно, что никакие иные звуки, кроме звуков серии, в сочинении не используются, и все звуковысотные структуры вытекают исключительно из начальной серии. В интегральном сериализме принципы обращения с серией распространяются на все параметры музыкальной ткани - динамику, длительности, нюансы и т.п.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Сериальной или серийной? Это ведь разные техники.Sh писал(а):но все таки, как составляется серия и какие виды сериальной техники бывают кроме додекафонии.
Додекафония - частный случай серийной техники, поскольку в додекафонии серия всегда состоит из 12 неповторяющихся звуков. Серия же в принципе может состоять из любого количества звуков - лишь бы они не повторялись. Это единственный принцип составления серии. Например, серия из пяти звуков До - Ре# - Ми - Соль - Си Ь. Потом с этой серией можно производить разного рода преобразования - например, переписать её от конца до начала (ракоход), обернуть её зеркально (инверсия), переставить местами её элементы (пермутация) и т.п.
Что касается сериализма, то там всё несколько сложнее. В сериализме серия составляется не только из звуков, но и охватывает практически всю музыкальную ткань. Например, у нас есть серия из пяти звуков (До - Ре# - Ми - Соль - Си Ь), серия из пяти длительностей (шестнадцатая - восьмая - четверть - половинная - целая), серия из пяти нюансов (p - mp - mf - f - ff) и т.п.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Теория музыки - очень широкое понятие. Для начала сгодится любой учебник по элементарной теории музыки. Далее уже можно знакомиться более углублённо с разделами теории музыки - гармонией, анализом, полифонией.Анастасия писал(а):Уважаемые знатоки джаза, посоветуйте, пожалуйста, хорошую книжку по теории музыки.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)