Теория для начинающих

Форум для открывателей мира джаза и авангарда. Советы и рекомендации джазофилов и авангардоманов. Ссылки на бесплатное скачивание джазовой музыки.

Модераторы: wolk_off, AlexMachen

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн дек 08, 2008 23:24

Вопрос: что есть аккорд? Обычный ответ: одновренное сочетание минимум трех звуков(трезвучие) по интервалам терций.
Современный ответ: сочетание минимум 3-х звуков.
А почему терции?Надо вновь взглянуть на обертоновый ряд: чтобы построить трезвучие из трех разных звуков – требуется сочетание обертонов 1- 2 - 4 ,разбросанных в диапазоне более 2-х октав.Если потеснить их в одну октаву – профессиональным языком называется узкое, или закрытое расположение – то получиться... разумеется совершенно обычное мажорное трезвучие с порядком обертонов 1 -4-2.


Значит,мажорное трезвучие является наиболее естественным аккордом.

Кстати(для тех,кто путается) что есть мажор, и что есть минор?
Очень просто : мажор (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. Major) – больший.
Минор наоборот – меньший.
Другими словами: мажорное трезвучие строится от нижнего звука : сначала большая терция,а затем малая.
Минорное трезвучие –точно наоборот.
Закон : если трезвучие построено из 2-х РАЗНЫХ терций,то нижняя дает наименование всему аккорду.Большой= мажорный,мажорный = большой;
малый = минорный, минорный = малый.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Чт дек 11, 2008 15:49

Следующий шаг : перенести каденцию основных ступеней 1-4-5-1 в басы,а вверху на каждой из них выстроить мажорный аккорд.Тогда получаются 3 главных аккорда, и у каждого из них будет соответствующая функция : тоника(T), субдоминанта(S), доминанта(D) и вновь тоника .


http://www.divshare.com/download/6055785-b90


Перед нами главнейший гармонический оборот,с которого начинается вся гармония(1).


Нужно обратить внимание на то , насколько басы последовательно связаны между собой,хотя и прыгают- как между обертонами; и насколько аккорды отчленены друг от друга : что годится для линии басов,не подходит аккордовой линии.Аккорды надо увязать друг с другом так ,чтобы разница в регистрах между ними была минимальная - то,что называется плавным голосоведением.(2).
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пн дек 22, 2008 14:01

Следующим шагом будет построение трезвучий на оставшихся 4-х из семи ступеней мажорного лада ,и определение их принадлежности к одной их трех функций:
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e -1)
Связь с главными аккордами устанавливается очень просто:если аккорд содержит 2 звука из трех в основном аккорде- значит он отностся к той же функции,и при желании может заменить главный.Поскольку трезвучные аккорды строятся по терциям,то таких сопутствующих главным аккордам есть всегда 2 – слева на терцию ниже; и справа – на терцию вверх.
http://www.divshare.com/download/6152423-d0e – 2), 3)
К тонике относятся аккорды 1-й, 3-й и 6-й ступеней; к доминанте- 5-й, 3-й и 7-й ; к субдоминанте - 4-й, 2-й и 6-й.
Выходит,что 2 аккорда - на 3-й и 6-й ступенях – имеют две функции ; и каждый из них может заменить 2 главных аккорда.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт дек 30, 2008 21:15

Аккордовые обращения.

Подобно 3-х гранной призме,трезвучие пожно положить-построить-на каждом из трех звуков.При этом порядок звуков и интервалов в аккорде меняются.Это и есть обращения(инверсии) аккордов.У трезвучий есть 3 позиции -основная и 2 обращения.
Мы не в школе,поэтому знать названия инверсий необязательно; но лучше всего придерживаться принципа: раз есть такой зверь,значит надо дать ему имя: 1) трезвучие в основной позиции,2)секстаккорд,3)квартсекстаккорд.
http://www.divshare.com/download/6209844-394
Теперь вспомним обертоны,организованные в интервалы : терции и кварты(вернутся к схеме).Существуют 2 терции-малая и большая; и 2 кварты –чистая и увеличенная(тритон).Напоминаю,что их порядок(снизу вверх от 2-го обертона): чистая кварта,большая терция,малая терция,тритон.Каждый следующий из этих 4-х интервалов напряженнее предыдущих; и это имеет значение для всего трезвучии,точнее-каков первый интерал снизу?
Таким образом,у каждой позиции аккордов есть звучание менее или более напряженное.
Для 3-х данных аккордов порядок по возрастающей напряженности:

Маж. - 3. ,1.,2.
Мин.- 3.,2.,1.
Ум. – 3.,1.,2.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Пт янв 02, 2009 12:42

Кто знаком и умеет пользоваться :
http://www.noteflight.com/info/learn_more
Можно обмениваться нотами напрямую.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Ср янв 07, 2009 11:40

Квинтовый круг тональностей

Связь между звукорядами также осуществляется на основе обертоновых связей,как и внутри аккордов, и между аккордами.Родство между звуками основывается не геометрически-на полтона вверх,или на полтона вниз; но акустически- на чистую квинту вверх,на чистую квинту вниз.
То же относится и к главным ладам-мажору и минору.Ближайшие родственники ДО мажорного лада находятся на квинту вверх и квинту вниз – то есть Соль мажор и Фа мажор.В каждом из этих родственных звукорядов 6 из семи звуков будут относится к До мажору.Оставшийся седьмой звук требует приписывания ему или диеза,или бемоля,либо отмены одного из этих знаков альтерации в виде бекара.
Таким образом, повторяющиеся широкие квинтовые шаги от первого звука лада(тоники) к следующей тонике-если напр. начать от До, неизбежно приведут опять к тому же До –после 12 таких шагов. Каждый такой шаг прибавляет еще один знак альтерациитого же типа – или диез,или бемоь.
Но вот что выходит: До –Соль-Ре- Ля-Ми-Си- Фа диез-До диез- Соль диез- Ре- диез-Ля диез-Ми диез-Си диез.До = Си диезу по звучанию на инструментах с фиксированной высотой(в пении напр.это не так), что именуется энгармонизмом;однако нотная запись,а главное-количество знаков альтерации в звукорядах вообще не идентичны.Если каждый квинтовый шаг добавляет один знак аьтерации,то в Си диез мажоре должно быть12 диезов.Поскольку существует только семь названий для звуков,и сверх этого добавляетя наименование «диез» или «бемоль»; то в данной ситуации потребуются обозначения двойного диеза-дубль диеза.Поэтому доходя до звука ,делящего октаву от ДО до ДО на 2 равные части по 6 полутонов (или по тритону) звук Фа диез(в мажоре от него -7 диезов)получает энгармоническое переосмысление в Соль бемоль; и далее следуют тональности с уменьшающимся количеством бемолей, и в конце концов возврат в До мажор.

http://www.divshare.com/download/6260043-c84
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Сб фев 07, 2009 12:25

А вот это кто нибудь пробовал:
Бердж Д.Л. "Развитие относительного слуха"/"Relative Pitch Training"
?
Плюсы, минусы, подводные камни?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
AlexMachen
модератор
Сообщения: 2873
Зарегистрирован: Вт мар 25, 2008 11:16
Откуда: Кировоград, Украина
Контактная информация:

Сообщение AlexMachen » Сб фев 07, 2009 12:35

я пробовал. ничего плохого в этом нет, но и того, что обещается, система не дает.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн мар 02, 2009 14:46

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив») — в музыке характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно использовать лейтмотивы в своих операх.
а используется ли (может ли вообще быть) в свободной импровизации лейтмотив?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Пн мар 02, 2009 18:06

Владислав «vvb5p» писал(а):а используется ли (может ли вообще быть) в свободной импровизации лейтмотив?
Лейтмотив ( в том понимании, которое вложено в определение) - вероятно, нет, но тематизм - безусловно.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт мар 03, 2009 08:43

Лейтмотив ,характеризующий данный импровизационный отрывок ,вполне может быть использован.В свободной импровизации- за отсутствием заданной гармонии и формы - основная функция развития падает на мотивы.Повторяющийся мотив может создать ощущение(иногда это действительно происходит) Idea fix.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вт мар 03, 2009 10:55

Инженер
Roman
запутался :? в чем отличие мотива от лейтмотива и чем они отличаются от темы?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вт мар 03, 2009 12:06

Владислав «vvb5p» писал(а):в чем отличие мотива от лейтмотива и чем они отличаются от темы?
Мотив - отрезок мелодии. Лейтмотив - отрезок мелодии, повторяющийся в связи с определёнными ситуациями (см. те же оперы Вагнера). Тема - отрезок мелодии либо иная структура, служащая начальным импульсом для развития ткани музыкального произведения.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Инженер
джазофил
Сообщения: 737
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 21:21
Откуда: где телята Макара не паслись
Контактная информация:

Сообщение Инженер » Вт мар 03, 2009 12:26

Владислав «vvb5p»,загляните в

viewtopic.php?t=3954&postdays=0&postorder=asc&start=50
Просмотрите несколько моих постов.
Требуется освободить свое сознание от тирании "правильных" нот.

Кенни Вернер

mrTwister
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 14:15
Откуда: Тула
Контактная информация:

Чистая квинта

Сообщение mrTwister » Ср май 27, 2009 13:43

Инженер писал(а): Согласно схеме обертонов наиближайшие находятся на расстоянии в 3.5 тона вверх от данного(основного),- т.е. чистой квинты.Верхний звук такой квинты неудержимо притягивается к нижнему.Ход на чистую квинту вниз является решительным окончанием,и не требует продолжения.По муз.терминологии:тяготение ведет к разрешению.
Тут я ввожу новое понятие:"Принцип чистой квинты".Его может нет в учебниках,но нельзя переоценить его важность.
Он гласит следующим образом:У каждого звука есть постоянный ближайший спутник-нечто вроде акустической тени,который всегда следует со своим"хозяином",находящимся на квинту ниже(2).Вместе у этой пары существует большая акустическая мощь:если их обоих поставить в основу любого аккорда(в самом низу),то нет звуков или созвучий,которые могут их преодолеть по силе.
Отсюда: отсутствующая в обертонах 4-ая ступень содержит в себе основной звук обертонов(Си бем.) в качестве сопутствующего.
Именно по этому принципу настраивается дрон у индийских музыкантов - Первые четыре обертона - 3 Тоники и одна Квинта (Sa-Sa-Pa-Sa)

Соотв-нно, по этому же принципу организована вся их музыка.

Принципу же наличия квинтового альтер-его у каждого звука соответствует система деления Северо-Индийских раг на Thaats (Тааты) - эдакий анти-квинтовый круг. Каждая семья раг (из семи) идёт в порядке уменьшения количества диссонантных созвучий (очевидно, что в дитонике не для каждой ноты соответствует чистая квинта, по кр. мере один интервал - Кварта/Септима=тритон). Если кому надо - есть ссылка на Google.Books по теме.

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Вс окт 11, 2009 15:26

поясните пожалуйста, чт такое "мотив креста" у Баха?
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Вс окт 11, 2009 20:02

Владислав «vvb5p» писал(а):поясните пожалуйста, чт такое "мотив креста" у Баха?
Движение по малой секунде вверх, а затем - малая секунда вниз. Это действительно похоже на то, как мы рисуем на бумаге крест. Посмотрите, например, начало Соль-минорной фуги из первого тома ХТК.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Владислав «vvb5p»
администратор
Сообщения: 6145
Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Сообщение Владислав «vvb5p» » Пн окт 12, 2009 08:54

Roman
спасибо.
PEHDTSCKJMBA
Три уха

Аватара пользователя
Sh
джазмен
Сообщения: 357
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 23:13
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Sh » Ср окт 28, 2009 23:01

не могли бы знающие рассказать об устройстве и механике сериальной музыки (и додекафонии в частности) ?
Howard Moon - jazz maverick

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Чт окт 29, 2009 07:29

О додекафонии и сериализме очень много всего написано. Даже в сети кое-что есть. - вот, например.

Додекафонию считают частным случаем серийной техники, характеризующимся тем, что используются 12 звуков октавы. Серия же в принципе может состоять и из меньшего числа звуков - важно, что никакие иные звуки, кроме звуков серии, в сочинении не используются, и все звуковысотные структуры вытекают исключительно из начальной серии. В интегральном сериализме принципы обращения с серией распространяются на все параметры музыкальной ткани - динамику, длительности, нюансы и т.п.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Аватара пользователя
Sh
джазмен
Сообщения: 357
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 23:13
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Sh » Чт окт 29, 2009 22:18

Спасибо.
но все таки, как составляется серия и какие виды сериальной техники бывают кроме додекафонии. (не то чтобы я, лентяй, в сети не смотрел, но там чаще всего либо статьи из БСЭ, либо из муз. словарей, либо материалы, требующие серьёзной подготовки)
Howard Moon - jazz maverick

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Пт окт 30, 2009 06:27

Sh писал(а):но все таки, как составляется серия и какие виды сериальной техники бывают кроме додекафонии.
Сериальной или серийной? Это ведь разные техники.

Додекафония - частный случай серийной техники, поскольку в додекафонии серия всегда состоит из 12 неповторяющихся звуков. Серия же в принципе может состоять из любого количества звуков - лишь бы они не повторялись. Это единственный принцип составления серии. Например, серия из пяти звуков До - Ре# - Ми - Соль - Си Ь. Потом с этой серией можно производить разного рода преобразования - например, переписать её от конца до начала (ракоход), обернуть её зеркально (инверсия), переставить местами её элементы (пермутация) и т.п.

Что касается сериализма, то там всё несколько сложнее. В сериализме серия составляется не только из звуков, но и охватывает практически всю музыкальную ткань. Например, у нас есть серия из пяти звуков (До - Ре# - Ми - Соль - Си Ь), серия из пяти длительностей (шестнадцатая - восьмая - четверть - половинная - целая), серия из пяти нюансов (p - mp - mf - f - ff) и т.п.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Анастасия
джазмен
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 22:22
Откуда: Москва

Сообщение Анастасия » Чт май 26, 2011 22:33

Уважаемые знатоки джаза, посоветуйте, пожалуйста, хорошую книжку по теории музыки.

Аватара пользователя
Roman
джазофил
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
Откуда: Новосибирск
Контактная информация:

Сообщение Roman » Пт май 27, 2011 06:29

Анастасия писал(а):Уважаемые знатоки джаза, посоветуйте, пожалуйста, хорошую книжку по теории музыки.
Теория музыки - очень широкое понятие. Для начала сгодится любой учебник по элементарной теории музыки. Далее уже можно знакомиться более углублённо с разделами теории музыки - гармонией, анализом, полифонией.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)

Анастасия
джазмен
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Вт фев 01, 2011 22:22
Откуда: Москва

Сообщение Анастасия » Вс май 29, 2011 17:59

Вы не могли бы назвать автора, название книги и год издания? Я все равно бываю в РГБ, а там, вроде, есть все, что угодно, любая книга.

Ответить