О простоте и сложности в музыке
Модераторы: wolk_off, AlexMachen
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
О простоте и сложности в музыке
Задумался над вопросом корреляции силы воздействия музыки от сложности ее построения. Возможно ли, что чем проще музыка, тем глубже ее влияние на человека? Полагаю прямую зависимость с психоанализом, юнговскими архетипами и тд. Т.е. чем проще построение композиции, тем глубже проникает музыка минуя интеллект (сознание). В свою очередь сложные построения в большей степени предполагают работу интеллекта и менее прозрачны для слушателя, предполагают и некоторое специальное знание, которое позволит раскрыть красоту мысли композитора-(импровизатора?). Я понятно сформулировал гложущую меня мысль?
-
- джазмен
- Сообщения: 192
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2007 17:10
Интересная тема.
Мне кажется, что музыка минуя интеллект, проникает изначально и всегда. А интеллект
включается только потом. Т.е. эмоция вызывается в любом случае.
Возможность насладится услышанным скорее основанно по большей части на уже наслушанном.
Для анализа же, включается интеллект.
Единственно, что я не психолог. По сему, если мои предположения легко
оправергаются - поделом им.
Мне кажется, что музыка минуя интеллект, проникает изначально и всегда. А интеллект
включается только потом. Т.е. эмоция вызывается в любом случае.
Возможность насладится услышанным скорее основанно по большей части на уже наслушанном.
Для анализа же, включается интеллект.
Единственно, что я не психолог. По сему, если мои предположения легко
оправергаются - поделом им.
Последний раз редактировалось Michael Feldman Сб апр 19, 2008 14:24, всего редактировалось 1 раз.
- Mikhail Korneev
- джазофил
- Сообщения: 732
- Зарегистрирован: Чт июн 29, 2006 18:29
- Откуда: Moscow
Мои наблюдения - противоречивые. С одной стороны, я могу сказать, что часто мог воспринять музыку, только отключив церебрацию - отвлекшись от процесса слушания.
С другой стороны, когда слушаешь некоторые пьесы, вполне отдаешь себе отчет в том, что тебе нравится структура, устройство этой музыки. Я имею в виду скорее гармоническое и ритмическое построение, нежели конструирование полотен а-ля Пинк Флойд периода 72-75 годов.
С другой стороны, когда слушаешь некоторые пьесы, вполне отдаешь себе отчет в том, что тебе нравится структура, устройство этой музыки. Я имею в виду скорее гармоническое и ритмическое построение, нежели конструирование полотен а-ля Пинк Флойд периода 72-75 годов.
- Roman
- джазофил
- Сообщения: 1242
- Зарегистрирован: Вс фев 26, 2006 12:53
- Откуда: Новосибирск
- Контактная информация:
Re: О простоте и сложности в музыке
Думается, связь не такая жёсткая. Музыка Иоганна Себастьяна Баха устроена очень и очень сложно в техническом отношении; по сравнению с ней музыка Моцарта - это просто детский сад. Тем не менее, практически любое произведение Баха трогает сердце, чего о том же Моцарте нельзя сказать. В то же время, простота, близкая к примитивизму, часто разочаровывает. Воздействие музыки минималистов - к примеру, Гласса или Райха - для многих скучна и механистична.vvb5p писал(а):Возможно ли, что чем проще музыка, тем глубже ее влияние на человека? Полагаю прямую зависимость с психоанализом, юнговскими архетипами и тд. Т.е. чем проще построение композиции, тем глубже проникает музыка минуя интеллект (сознание). В свою очередь сложные построения в большей степени предполагают работу интеллекта и менее прозрачны для слушателя, предполагают и некоторое специальное знание, которое позволит раскрыть красоту мысли композитора-(импровизатора?).
Мне кажется, наилучшей (если в этом контексте можно вообще называть что-то "наилучшим") может считаться та музыка, при прослушивании которой не задумываешься о структуре, а воспринимаешь её как бы целиком. Тот же Бах может служить прекрасным примером.
PS - помнится, в консерватории нас учили слушать музыку так: при первом прослушивании получить (или не получить) наслаждение от произведения, а при втором - анализировать, как оно устроено.
"There are people who say, "If music's that easy to write, I could do it." Of course they could, but they don't." (John Cage)
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Re: О простоте и сложности в музыке
Намеренно не стал расписывать свои размышления, желая сначала услышать другие мнения. И скажу, что пришел к тому же выводу - идеальная музыка должна сочетать в себе свойства простых форм проникать в глубины, и впоследствии иметь достаточный запас для интеллектуального наслаждения - многогранность, многослойность, многомерность. Эти самые "много-", не подозревают ли они в себе инструмент таких наслоений - постмодернизм? Это ведь он подобен по структуре фракталу: каждое слово является аллюзией на целые исторические пласты, фразы - концентраты философских течений, сцены - подобны рождению и гибели цивилизаций и всё это с шутками прибаутками и завуалированными реверансами.Roman писал(а):Мне кажется, наилучшей (если в этом контексте можно вообще называть что-то "наилучшим") может считаться та музыка, при прослушивании которой не задумываешься о структуре, а воспринимаешь её как бы целиком.
- Can
- джазмен
- Сообщения: 149
- Зарегистрирован: Чт дек 29, 2005 16:57
- Откуда: Тверь
- Контактная информация:
Точнее и не скажешь, подписываюсь на все сто!Roman писал(а):Мне кажется, наилучшей (если в этом контексте можно вообще называть что-то "наилучшим") может считаться та музыка, при прослушивании которой не задумываешься о структуре, а воспринимаешь её как бы целиком. Тот же Бах может служить прекрасным примером.
- Владислав «vvb5p»
- администратор
- Сообщения: 6145
- Зарегистрирован: Чт май 12, 2005 17:10
- Откуда: Воронеж
- Контактная информация:
Michael Feldman
попробуйте поставить неподготовленному слушателю (современному композитору помимо prepared piano, нужен еще и prepared listener ) скажем герра Брёцмана - так тут сразу включается сознание и задействует речевой аппарат с нечленораздельными звуками хулящими исполнителя и его родственников в четвертом колене.
попробуйте поставить неподготовленному слушателю (современному композитору помимо prepared piano, нужен еще и prepared listener ) скажем герра Брёцмана - так тут сразу включается сознание и задействует речевой аппарат с нечленораздельными звуками хулящими исполнителя и его родственников в четвертом колене.
-
- джазмен
- Сообщения: 192
- Зарегистрирован: Ср апр 11, 2007 17:10
- Arthurchik
- джазмен
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: Ср май 16, 2007 22:36
- Откуда: Днепропетровск
- Контактная информация:
Re: О простоте и сложности в музыке
Я абсолютно уверен что знаний никаких ненужно, нужно умение слушать. Слушать сложную музыку- очень легко! И у меня с точностью, да наоборот- чем музыка сложнее тем глубже она конвертируется в удовольствие. Под сложностью может подразумеваться не только сложная для воспроизведения музыка, ведь можно по сложному сконструировать музыкальный отрезок даже из трех нот и двух пауз. А красивая простота - это очень большая редкость и это совсем другое удовольствиеvvb5p писал(а):чем проще построение композиции, тем глубже проникает музыка минуя интеллект (сознание). В свою очередь сложные построения в большей степени предполагают работу интеллекта и менее прозрачны для слушателя, предполагают и некоторое специальное знание, которое позволит раскрыть красоту мысли композитора-(импровизатора?). Я понятно сформулировал гложущую меня мысль?
Последний раз редактировалось Arthurchik Сб апр 19, 2008 17:38, всего редактировалось 3 раза.
Низкий поклон Оскару Петерсону!
- Can
- джазмен
- Сообщения: 149
- Зарегистрирован: Чт дек 29, 2005 16:57
- Откуда: Тверь
- Контактная информация:
Что вполне обоснованно! Брётцманн частенько и у подготовленного слушателя вызывает подобные реакции.vvb5p писал(а):попробуйте поставить неподготовленному слушателю (современному композитору помимо prepared piano, нужен еще и prepared listener ) скажем герра Брёцмана - так тут сразу включается сознание и задействует речевой аппарат с нечленораздельными звуками хулящими исполнителя и его родственников в четвертом колене.
-
- Сообщения: 82
- Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 20:33
- Откуда: Электросталь-Москва
- Контактная информация:
Я тут совсем новичок на форуме... но всё же набрался смелости высказаться. Недавно интересовался самим определением: что же есть "сложная музыка". Хотя эта тема тесно переплетается и с другой, более волнующей меня, - о "понимании музыки". http://soundex.ru/forums/index.php?showtopic=6449
Относительно первого сообщения автора ветки:
- мне кажется, что зависимости подобной нет. По-моему, есть зависимость между простотой восприятия музыки и её массовостью. При этом следует всё же различать простоту структуры музыки и простоту восприятия. Тогда как сложность (простота) восприятия - довольно индивидуальная штука, зависящая от "знания языка" той или иной музыки.
...
Относительно первого сообщения автора ветки:
- мне кажется, что зависимости подобной нет. По-моему, есть зависимость между простотой восприятия музыки и её массовостью. При этом следует всё же различать простоту структуры музыки и простоту восприятия. Тогда как сложность (простота) восприятия - довольно индивидуальная штука, зависящая от "знания языка" той или иной музыки.
...
Живём дальше...
- Franz Kontekruel
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Чт июл 27, 2006 18:00
- Откуда: вавилон ноль
- Контактная информация:
- Vagif Mustafazade
- Сообщения: 2
- Зарегистрирован: Чт июл 30, 2009 01:31
- Откуда: Город Ветров [BAdu-KUbe]
Я думаю,что все же так однозначно нельзя сказать о восприятии музыки.Люди разных уровней воспринимают разноуровневую музыку по-разному,т.е. все мы разные- кто-то проще,кто-то сложнее и в зависитмости от этого простая и сложная музыка по-разному понимается каждым типом людей.Грубо говоря,человек стоящий на уровне Е(условно говоря) не поймет музыку,которую слушает человек с уровня А(опять же условно говоря).А музыку они по-любому разную слушают.
Жизнь у людей-композиция "джаз",красиво закончить-цель каждого из нас.